Я не нашел работу за 300 тысяч, ваши курсы — бесполезны

Интервью автора и руководителя курса Администратор Windows в OTUS. Обсудили ожидания от преподавания, актуальность изучения администрирования Windows и секреты успеха в профессии.

Я не нашел работу за 300 тысяч, ваши курсы — бесполезны
Александр Курганович
преподает и руководит курсом Администратор Windows в OTUS

Как ты пришел к преподаванию?

Кажется, в глубине души многие хотят обучать других, передавать знания и навыки. Около шести лет назад, когда я искал работу, мне предложили создать асинхронный курс по администрированию Linux. Я согласился — так начался мой путь в преподавании.

Позже я запустил еще один курс, но уже в синхронном формате, на базе университета. А затем мне предложили стать руководителем курса Администратор Windows в OTUS. С тех пор прошло два года, и мы продолжаем сотрудничать, чтобы помогать студентам осваивать новую профессию.

Для меня преподавание — это не только возможность делиться знаниями, но и способ лучше их структурировать. Чем четче организована информация, тем проще объяснять сложные технические темы людям с разным уровнем подготовки.

Какие были ожидания, когда начинал преподавать? Изменились ли они со временем?

Изначально моя главная цель была улучшить софт-скиллы, особенно умение объяснять сложные вещи простыми словами. В IT-сфере это навык, который далеко не все развивают.

С другой стороны IT-сообществе, особенно среди системных администраторов, не всегда принято помогать новичкам. Часто можно столкнуться с токсичностью: задаешь вопрос — получаешь в ответ критику вместо объяснения. Но если ты хочешь расти как специалист, важно уметь не просто владеть знаниями, но и передавать их другим. Мне приятно видеть, что мои студенты развиваются. Некоторые из них спустя время пишут: "Спасибо, ты тогда настоял, чтобы я разобрался с этой темой, и это мне помогло".

Преподавание научило меня не только доносить информацию, но и выстраивать диалог со студентами, учитывать их вопросы и корректировать объяснения по ходу занятия. Раньше я, как и многие, волновался на онлайн-встречах, переживал из-за освещения или дикции. Теперь я спокойно веду занятия, выступаю на вебинарах и ловлю дзен даже во время собеседований.

Если говорить про развитие софт-скиллов, то я бы оценил свой прогресс на 99,9%. Сейчас онлайн-коммуникация для меня — привычная среда, в которой я чувствую себя уверенно.

Был ли эффект ожидание // реальность, когда начал преподавать?

Конечно! Я сначала думал, что отлично объясняю, что у меня с этим всё в порядке. Но реальность быстро расставила всё по местам. На любой конференции есть такой человек, который задает неожиданные вопросы, которые заставляют задуматься, есть ли у меня такие знания, чтобы ответить студенту. Начинаешь проверять себя, закапываться в поисковиках после вебинара. Причем иногда эти вопросы касаются деталей, которые никак не влияют на реальную работу, но у кого-то они вызывают особый интерес. Со временем я научился проще к этому относиться. Важно понимать, что ты не можешь знать всё, и это нормально. Главное — уметь искать ответы и учиться вместе со студентами.

Что тебя воодушевляет в преподавании, а что наоборот огорчает?

Мне нравится создавать атмосферу обучения, передавать знания, структурировать их, по вопросам студентов понимать, на каком они сейчас уровне. Это помогает направлять их в нужную сторону, чтобы они начали глубже разбираться в предмете.

Отдельное удовольствие — когда студент сначала говорит: «Я не понимаю, не понимаю», а потом приходит в Telegram или пишет на почту, задает вопросы, ты объясняешь, и в какой-то момент он отвечает: «Спасибо, теперь понял». Этот эффект приносит настоящее удовольствие. Чувство, что ты нужен, что твоя помощь ценится — это приятно.

Кроме того, преподавание помогает мне расти. Я пересмотрел свой подход к работе, улучшил свои навыки и вижу, как это положительно отражается на моей карьере.

Огорчает, что в последние годы в IT и системном администрировании образование сильно обесценилось. Сейчас многие студенты думают: «Я с нуля пройду трехмесячный курс, выложу резюме с зарплатой 150+, и меня будут хантить».

Но реальность другая. Иногда после курса люди пишут: «Я не нашел работу за 300 тысяч, ваши курсы — бесполезны». Но давайте честно: можно ли так стать специалистом? Мы же не даем человеку три месяца курсов по хирургии и не отправляем его спасать жизни. Да, он получит базу, сможет примерно понимать сферу. Но пойдет ли кто-то к такому хирургу? Вряд ли. Так и в IT: курсы дают старт, но не делают профессионалом сразу.

Очень жаль, что не все понимают важность структурированного образования и саморазвития. Ведь у нас преподают практикующие инженеры, которые работают на реальных проектах. Можно задавать им вопросы, учиться у них, получать полезные книги и материалы. Но многим важнее просто получить «галочку». Поэтому самая большая проблема — это не недостаток знаний, а недостаток терпения и готовности учиться по-настоящему.

В чем актуальность курса Администратор Windows?

Наш курс по Windows охватывает работу любой компании — от малого бизнеса до крупных предприятий (Enterprise). Вопрос масштаба здесь сводится к количеству серверов и пользователей, но суть остается той же: работа с инфраструктурой, сетями и безопасностью. Windows по-прежнему остается самой популярной операционной системой в корпоративной среде. Да, сейчас идет активное обсуждение импортозамещения, но пока реальность такова: почти в каждой компании есть Windows-инфраструктура, и в основе этой инфраструктуры — Active Directory., которая существует уже 30 лет, и до сих пор полноценной альтернативы ей не придумали.

На курсе мы изучаем Windows Core, работу с терминалом, PowerShell. Я подчеркиваю, что знание PowerShell — это отличная база для перехода к другим языкам программирования. Фундаментальные принципы работы с кодом, структурами данных и циклами в нем схожи с теми, что используются в BASH и других скриптовых языках.

Мы также осваиваем навыки работы со скриптами, сетями, инфраструктурой, изучаем основы траблшутинга. Студенты учатся понимать, как устроены системы, что произойдет при определенных сбоях и как их исправить.

Обучение здесь можно сравнить с вождением автомобиля: сначала важно научиться управлять машиной, а не просто освоить конкретную модель — будь то Ferrari, Lamborghini или Volkswagen Polo. Так и в здесь: понимание базовых принципов инфраструктуры важнее, чем изучение конкретного инструмента.

На итоговом занятии я провожу мини-собеседования для студентов — по желанию. Задаю самые популярные вопросы, которые часто встречаются на реальных интервью по Windows. Так как я сам собеседую специалистов, вопросы максимально приближены к реальности. Студенты потом благодарят, говорят, что на реальном собеседовании у них спрашивали почти то же самое. Некоторые даже находят работу благодаря такой подготовке.

Какими качествами должен обладать Администратор Windows?

Быть ответственным и коммуникабельным, так как его работа неизменно связана с пользователями. В такой среде стрессоустойчивость — одно из ключевых качеств. Мы постоянно работаем в команде, взаимодействуем с коллегами, пользователями, руководителями, поэтому важны эмпатия и умение слушать. IT — это не только техника, но и люди.

Кроме того, администратору важно не бояться просить помощи. Многие стесняются или не могут признаться, что не знают чего-то, но это мешает развитию. В итоге страдает и сам специалист, и работа компании.

Я всегда рекомендую книгу Time Management для системных администраторов. Она не о технике, а о том, как организовать рабочий день, работать в команде, справляться со стрессом и администрировать сервисы в кризисных ситуациях. Таких книг мало, и хотя она была издана в 2003 году, она до сих пор актуальна и полезна, особенно по части soft skills.

Что нужно знать, чтобы преуспеть в этой профессии?

Осознать, что живем в условиях высокой конкуренции. Я работаю в IT уже 12 лет, и даже сейчас мне приходится постоянно учиться. IT — это сфера, где постоянное развитие — не просто опция, а необходимость. На некоторых собеседованиях тебя буквально экзаменуют: проверяют не только базовые знания, но и владение актуальными инструментами. А на одну вакансию может претендовать 20 человек. Поэтому ключ к успеху прост: учиться, учиться и еще раз учиться. И задавать себе правильные вопросы: Чему мне нужно знать, чтобы претендовать на более высокую должность? Как я могу повысить свою ценность на рынке? Какие технологии стоит изучить в первую очередь?

3
Начать дискуссию