Главное это вовлеченность преподавателя в предмет

Главное это вовлеченность преподавателя в предмет
Михаил Максимов

автор и руководитель курса Бизнес-аналитик в IT, автор YouTube-канала “ЦифраБуква»

Обсудили с Михаилом путь в профессию бизнес-аналитика, способы эффективного обучения и компетенции современного преподавателя.

Расскажи, пожалуйста, о себе. Как ты выбрал профессию бизнес-аналитика в IT?

Я ждал этого вопроса. Первое, что нужно отметить, я тот человек, который работает по специальности и это в определенной степени греет мне душу. Так как есть распространённое мнение, что многие работают не по специальности. Направление обучения я выбрал во многом благодаря интуиции. Я понял, что технологии будут развиваться и нужен кто-то, кто будет внедрять их в работу, так как сами по себе технологии особого смысла не имеют. Также большая благодарность моему школьному учителю Наталье Викторовне Тамбовцевой, она пробудила во мне интерес к информатике и программированию. Позже я понял, что мне не очень интересно становиться инженером, чтобы кодить и разрабатывать, гораздо интереснее совмещать несколько направлений. Таким образом я выбрал прикладную информатику.

Я закончил направление прикладной информатики экономического факультета СПб ГУАП. Учился там на бакалавриате и в магистратуре, а после защитил кандидатскую диссертацию. Прикладная информатика в экономике – это про бизнес-анализ, про системный анализ, про применение информационных технологий для решения задач бизнеса. Это то направление, которое находится на стыке IT и экономики. Увлекательно совмещать несколько направлений в своей деятельности.

После окончания университета мне удалось оказаться в нужной профессиональной среде, во многом благодаря моему научному руководителю Наталье Владимировне Макаровой. Это был большой толчок моей карьеры, потому что я учился у людей с огромным опытом в разработке корпоративной архитектуры и консалтинга, направленного на применение информационных технологий в достаточно крупных компаниях.

Как ты пришёл к решению создать курс?

В прошлом году я защитил кандидатскую работу по теме «Управление качеством разработки информационных систем». Процесс написания занял у меня около 5 лет. Сейчас появилось больше времени, и я занимаюсь систематизацией своих знаний и опыта, что и послужило стартом для создания курса “Бизнес-аналитик в IT” совместно с коллегами в OTUS. Это важный для меня проект, так как он исходит из принципа: если ты можешь что-то объяснить другим, значит ты понял это достаточно хорошо. Плюс это достаточно мощный инструмент рефлексии.

Сейчас я глубоко погружаюсь в тему преподавания, мне всегда это было интересно. Я получил хороший опыт сотрудничая с командой СберКласса, где мы разрабатывали подходы в области персональных моделей образования, которые мне кажутся перспективными.

Мне хочется делиться знаниями, потому что я считаю это значимой деятельностью, которая помогает другим людям.

Чем ты руководствуешься при создании программы?

Сейчас я все больше погружаюсь в педагогику: таксономия Блума, циклы Колба и прочее. Изначально я ориентировался на практические примеры, которыми хочется делиться. Также для меня важен запрос студента. Это значит, что я рассказываю не то, что нужно мне, а то, что интересно студентам. Здесь существует определенное противоречие - не всегда все то, что интересно студентам покрывает обязательный минимум. Базово в курсе обязательно должно быть два элемента: то, что будет интересно и то, что будет востребовано.

Я обращаю внимание на эмоциональную вовлечённость студентов в процессе. Если правильно сконструировать курс, то можно понять, когда студенты выйдут на пик мотивации, после которого неизбежно наступит ее снижение. Интересно, что эта закономерность работает как на курсе в целом, так и на каждом отдельном занятии.

Важна также сбалансированность программы, совмещение разных форматов: чередование лекций, мастер-классов, внедрение практических заданий в вебинары. Практика показывает, что занятия, на которых студенты сразу могут закрепить свои знания, получают большее количество положительных отзывов.

Использование разных инструментов на вебинаре также повышает вовлеченность студентов. Например сейчас я часто использую Miro для визуализации. Мне кажется, так можно значительно больше понять, особенно в области бизнес-анализа и системного анализа.

Если суммировать, то получается практика + актуальные вопросы + сбалансированность программы.

Какой он, хороший преподаватель?

Во многих отраслях происходят стремительные изменения, мне кажется, это не минует и сферу преподавания. Поэтому не стоит ориентироваться на образцы прошлого, когда преподаватель был человеком, который сфокусирован только на образовательной деятельности. Сейчас ценно сочетание практического опыта и практики преподавания.

Преподаватель, он как врач, должен чувствовать определенную ответственность за тех, кого обучает, разделять ответственность за итоговый результат.

Мы знаем, что ты ведешь YouTube канал, расскажи о нем.

Да, есть такой - “ЦифраБуква”. Для меня это в первую очередь образовательная история. Работа над ним немного зависла, но у меня есть несколько идей, которые я хочу воплотить: обновить дизайн и добавить в содержательную часть несколько направлений, на которые есть запрос, а у меня есть по ним кейсы.

Как ты готовишься к своим лекциям?

К новым занятиям и тем, что ранее проводились - подготовка разная.

Если про новую, то у меня есть понимание, как занятие встраивается в общую структуру курса, набор целей и задач. Я провожу ревизию практических примеров по этой теме, а дальше подбираю подходящую теорию: книги, статьи. Есть еще один интересный инструмент, который я сейчас часто использую - анализ Хабра и VC, ищу профильные статьи на нужную тему. Часто на форумах встречаются весьма любопытные идеи, которые еще не встречались в моей практике, и не изданы в книгах. Получается, что я суммирую свою практику, теорию и информационное поле вокруг проблемы. Параллельно я создаю тезисную презентацию, пытаюсь понять, в какой момент может стать слишком душно и подкладываю туда интерактив или что-то веселое: мем, шутку. После собираю финальную презентацию.

Мне нравятся занятия выстроенные по циклу Джозефа Кэмпбелла: герой выходит из своего первичного состояния, проходит испытания, а потом возвращается в туже самую точку, но уже в новом качестве.

Как ты подбираешь преподавателей в команду курса?

Главное это вовлечённость преподавателя в предмет. Я всегда интересуюсь мотивацией. Я сам не сильно зациклен на материальном и для меня будет странно, если преподаватель сконцентрирован исключительно на заработке. Для меня важно, насколько человек умеет формулировать свои мысли и упаковывать их в понятные ответы.

Как ты думаешь, что должна давать онлайн-школа IT-специалистам кроме актуальных знаний и практики?

Сложный вопрос. Я сейчас как раз размышляю над этим, провожу исследования. Мне кажется, что это история про сообщество специалистов. Развитие происходит постоянно не только через формальное образование, но в том числе и через общение с людьми. Поэтому хорошо, если онлайн школы будут создавать не просто условные чаты, а рассказывать, как стать частью сообщества, вовлекать в него.

4
Начать дискуссию