УАЗ. Предсмертная агония.

Думаю, многие из вас задавались вопросом, почему УАЗ до сих пор производит "Буханку" и "Хантер", устаревшие еще лет 40 назад, а самой "свежей" моделью является 20-ти летний "Патриот". Сегодня попробую ответить на эти вопросы, а так же побуду в роли Нострадамуса и сделаю свой прогноз по поводу будущего УАЗа.

УАЗ. Предсмертная агония.

Начнем с того, что УАЗы никогда не были массовыми гражданскими автомобилями, а были скорее узкоспециализированными. "Буханка" и "Хантер" - для колхозников, военных и служб по типу МЧС.

И если АвтоВАЗу в 90-х было несладко, ему все же было проще пережить этот период турбулентности, т.к. его продукция была рассчитана на массового потребителя, к тому же модели АвтоВАЗа были гораздо "свежее" УАЗовских, да и ресурсов у тольяттинского гиганта, при прочих равных, гораздо больше. Другое дело - УАЗ. Во времена союза оборонка была главным потребителем уазиков, а после его распада расходы на оборону резко снизились, соответсвенно, и расходы на закупку уазиков тоже. Найти покупателей на "Буханку" и "Козлика" при отсутствии щедрых госзаказов - непростая задача. Гражданский рынок наводнили подержанные автомобили из Европы, Японии и Америки. УАЗ нуждался в новых моделях и активно пытался предложить рынку свои новые разработки. Итогом стало появление в 2000 году УАЗа "Симбир", а в дальнейшем, в 2005 году, и "Патриота", сделанного на его основе.

УАЗ принадлежит компании "Соллерс", которой, помимо УАЗа, принадлежат: ПАО «Заволжский моторный завод» («ЗМЗ») — производитель 4- и 8-цилиндровых бензиновых двигателей, ООО «Соллерс Алабуга» — завод, на котором до СВО производились коммерческие фургоны Ford Transit (совместное предприятие с Ford), а ныне производят фургоны по лицензии JAC и др. китайских производителей. Также "Соллерсу" принадлежит автозавод во Владивостоке, на котором до СВО собирались автомобили Mazda.

С компанией владеющей УАЗом мы кратко ознакомились, но что нам это дает? А дает нам это понимаение будущего УАЗа. Ведь что нужно для разработки новой модели, а в случае УАЗа - полного возрождения марки? Деньги. Огромные деньги. Есть ли они у "Соллерса"? Недавно компания отчиталась за 2024 год: выручка - 91.8 млрд. рублей, чистая прибыль - 3.7 млрд. рублей. Прибыль есть, уже хорошо. Но достаточно ли этих денег для разработки нового автомобиля?

Разберем факторы, влияющие на стоимость разработки:

1) Тип платформы:

- Модульная (для нескольких моделей) – дороже из-за унификации.

- Специализированная (под одну модель) – дешевле, но менее гибкая.

2) Степень новизны:

- Полностью новая платформа – $1–3 млрд (пример: Volkswagen MEB, GM Ultium).

- Модернизация существующей – $500 млн.–$1,5 млрд.

- Адаптация чужой платформы (лицензия) – $100–$500 млн.

3) Технологический уровень:

- Обычная (ДВС) – дешевле.

- Гибридная (PHEV) – дороже на 20–30%.

- Электрическая (BEV) – самая затратная из-за R&D батарей и силовой электроники.

4) Объем производства:

- Малые серии (до 50 тыс. в год) – высокая себестоимость разработки на единицу.

- Массовые платформы (500 тыс.+ в год) – затраты окупаются быстрее.

В идеальном варианте УАЗу нужна собственная современная платформа для производсва новых моделей на ее базе. Это обойдется примерно в $1 млрд. Таких денег у "Соллерса" нет, и банки, и государство финансировать такую авантюру тоже не станут. Даже на разработку новой модели придется выложить около $500 млн., что тоже неподъемная сумма. И это только стоимость разработки, а еще нужно учитывать полную перестройку производства под новые модели с покупкой современного оборудования. К тому же разработка новой платформы/модели занимает от 3 до 5 лет. Поэтому "Соллерс" пошел по пути адаптации чужих платформ (китайских): этот вариант самый доступный, обойдется от $100 млн., но даже на локализацию китайских моделей придется брать займы.

Еще один фактор - это объем производства. За 2024 год УАЗ произвел 28 515 автомобилей (здесь не учитываются поставки для мин. обороны), что ничтожно мало: АвтоВАЗ за месяц производит больше. Из этих 28 515 произведенных авто, на "Буханки" приходится 10 926 шт., и их в основном закупает государство для различных служб. То есть бренд еще жив благодаря госзаказу. Даже если бы у "Соллерса" были деньги, то разработка новой модели или платформы не имеет никакого смысла: при таких объемах производства затраты никогда не окупятся.

Поэтому в ближайшие лет пять новых моделей от УАЗа можно не ждать, а скорее всего их больше вообще не будет. Будущее бренда УАЗ - это выпуск локализованных китайцев под своим значком, и это в лучшем случае. Возможно, "Соллерс" и вовсе решит производить китайские внедорожники под своим собственным брендом, как он это делает с коммерческим транспортом. Пока государство покупает "Буханки" и "Патриоты", бренд кое-как барахтается на плаву, как только перестанет - его ждет смерть.

Единственное спасение для бренда - это если "Соллерс" станет гигантским автопроизводителем с огромными выручками и объемами производства и решит возродить УАЗ, разработав новую модель или платформу, но этот вариант больше похож на фантастику, чем на возможную реальность.

Больше интересных материалов в моем телеграм канале, подписывайтесь :)

19
6
2
75 комментариев