"РЕАЛЬНОСТЬ v.1.0" - сериал о том, как ваш мозг создает мир, которого нет.
ЭПИЗОД 2: ТЁМНАЯ КОМНАТА СОЗНАНИЯ
Вы уверены, что мир вокруг — настоящий? Нейробиология и квантовая физика ставят под сомнение этот очевидный факт. Этот сериал — расследование. Мы изучим доказательства и построим шокирующую версию: всё, что вы видите, слышите и чувствуете, — это всего лишь сложная симуляция. Главный подозреваемый — ваш собственный мозг.
В прошлом эпизоде мы выяснили, что фундамент реальности — это квантовый суп из вероятностей. А жизнь — это процесс, который научился «выуживать» из этого супа конкретные события.
Но как из этого рождается тот яркий, объёмный, непрерывный фильм, который вы видите прямо сейчас? Кто главный режиссёр, монтажёр и художник-постановщик этого блокбастера под названием «Ваша Жизнь»?
Ответ лежит в тёмной, тихой коробке из кости, надёжно спрятанной у вас за глазами. Добро пожаловать в святая святых. В мастерскую иллюзий.
Эпизод 2: «Тёмная комната сознания».
Вы смотрите вокруг и видите мир. Кажется, что ваши глаза — это просто окна, а мозг — честный диктор, который комментирует всё, что в них происходит. Это самая большая и успешная афера вашего собственного организма.
Правда в том, что ваши глаза — слепые датчики, а не камеры. Ваш мозг — тиран и редактор, а не посредник. А реальность, которую вы видите, — смонтированная версия событий с опозданием в доли секунды.
Давайте разберём эту аферу по косточкам.
СЦЕНА ПЕРВАЯ: СЛЕПЫЕ ДАТЧИКИ В ТЁМНОЙ КОМНАТЕ
Представьте, что вы — суперкомпьютер, запертый в подвале без единого окна. Ваша единственная связь с внешним миром — тысячи проводов, по которым вам приходят обрывочные, закодированные сообщения. Это и есть условия работы вашего мозга.
Глаза — это не камеры. Это кое-что похуже.
- Слепое пятно: В сетчатке каждого глаза есть область диаметром около 1.5-2 мм, где нет ни палочек, ни колбочек — это место выхода зрительного нерва. Вы физически не видите целый кусок картины мира. Чтобы это доказать, закройте правый глаз, левым посмотрите на крестик и медленно приближайтесь к экрану. В какой-то момент кружок 🔵 справа исчезнет. Ваш мозг не терпит пустоты и просто заполняет эту область узором и цветом фона. Он не сообщает вам о «баге», он его тихо исправляет.
- Низкое разрешение и «лайфхак» мозга: Область чёткого зрения — фовеа — составляет лишь 1% от всей площади сетчатки, но на её обработку мозг тратит более 50% зрительной коры. Всё остальное поле зрения — это размытый фон с очень низким разрешением. Чтобы компенсировать это, ваши глаза совершают стремительные скачки — саккады — по 3-4 раза в секунду. Мозг делает серию «снимков» высокого разрешения и склеивает их в единую панораму. Попробуйте посмотреть в зеркало и быстро перевести взгляд с одного глаза на другой. Вы никогда не увидите движения своих глаз — мозг вырезает эти «смазанные» кадры, как плохой монтаж.
- Цвет — это договорённость, а не физика. У человека три типа колбочек, чувствительных к свету с длиной волны примерно 420 нм (синий), 534 нм (зелёный) и 564 нм (красный). Весь остальной спектр — это вычисления. Знаменитое «платье» стало viral-феноменом в 2015 году именно потому, что обнажило этот процесс. Мозг людей, видящих фотографию при тусклом свете (предположение «вечер/тень»), автоматически убирает синий оттенок и видит бело-золотое. Мозг тех, кто предполагает яркое освещение («солнце/прожектор»), убирает жёлтый оттенок и видит сине-чёрное. Это не оптическая иллюзия. Это иллюзия интерпретации.
Слух, обоняние, осязание — то же самое. Это всё потоки сырых, обрывочных, неполных данных. Миллионы крошечных слепых зрячих, которые на ощупь исследуют слона, и каждый кричит мозгу что-то своё.
Вывод: Мозг находится в информационной блокаде. У него нет прямого доступа к реальности. Всё, что у него есть, — это хаос электрических импульсов. Его задача — навести в этом хаосе порядок. Любой ценой.
СЦЕНА ВТОРАЯ: ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР И ЕГО ЦЕНЗУРА
Итак, в тёмную комнату поступили обрывочные данные. Теперь начинается главная магия — пост-продакшен. Мозг — не честный архивариус. Он — главный редактор, который берёт сырые факты и лепит из них сенсационную, удобную и непротиворечивую историю. Его главный инструмент — теория предсказательного кодирования (Predictive Coding).
- Мозг — не реактор, а провидец. Согласно этой теории, наше восприятие — это не реакция на внешний мир, а непрерывный процесс генерации предсказаний и их проверки. Мозг постоянно строит «генеративную модель» мира: «Я сижу в кресле. Передо мной ноутбук. В комнате тихо». На основе этой модели он предсказывает, какие именно нервные импульсы должны прийти от senses в следующий момент. Эти предсказания (нисходящий поток) сравниваются с реальными сенсорными данными (восходящий поток). Если предсказание и реальность совпали — ошибка предсказания минимальна. Сигнал просто усиливает существующую модель. Вы даже не замечаете большинства деталей. Стол остаётся столом, вы его не «осознаёте» заново каждую секунду. Если есть рассогласование (внезапно упала чашка, скрипнула дверь) — возникает ошибка предсказания. Этот сигнал об ошибке поднимается вверх по иерархии мозга, заставляя его пересчитать свою модель. Именно этот процесс мы и experience как осознание, внимание, удивление. Мы осознаём не сигналы, а неожиданности.
- Тотальная цензура и монтаж. Чтобы его модель мира была стабильной, мозг беспощадно редактирует входящую информацию: Стабилизация картинки. Ваши глаза постоянно дёргаются (саккады), но вы видите стабильную картину. Мозг подавляет визуальное восприятие во время быстрых движений глаз и «склеивает» последний и следующий стабильный кадры. Это называется саккадическое подавление. Слепота к изменениям (Change Blindness). Классический эксперимент Simons & Levin (1998): экспериментатор спрашивал дорогу у прохожего. Во время разговора между ними проносили дверь, и в этот момент экспериментатора подменял другой человек. Около 50% испытуемых не замечали подмены! Мозг решил, что контекст «разговор с человеком» важнее, чем его индивидуальные черты лица, и проигнорировал изменение. Заполнение пробелов (Filling-in). Слепое пятно, мигание, быстрые движения — мозг просто дорисовывает картину, исходя из контекста. Восприятие не прерывается. Вы не видите пробелов, потому что ваш персональный ИИ их уже заменил правдоподобным контентом.
- Задержка рендера и «посмертное датирование». Весь этот процесс — сбор данных, предсказание, сравнение, редактирование — занимает время. Около 100-200 миллисекунд. То есть вы живёте в прошлом. Более того, мозг может «обманывать» вас относительно времени события. В знаменитом эксперименте Либета (1980-е) было показано, что мозг регистрирует готовность к действию до того, как человек осознаёт своё намерение его совершить. А затем он «переписывает историю», создавая иллюзию, что осознанное решение было первым.
Итог сцены: Ваше восприятие — это не прямая трансляция. Это сложнейший голливудский блокбастер, который ваш мозг монтирует в реальном времени из обрывочных съёмок, добавляя спецэффекты, вырезая лишнее и накладывая саундтрек ваших ожиданий. Вы видите не мир, а его реконструкцию.
Вы — не зритель в кинозале. Вы — режиссёр, сидящий в монтажной, который никогда не видел оригинальных съёмок и работает только с присланными ему обрезками.
В следующем эпизоде: Мы разобрались, как мозг создаёт иллюзию. Мы узнали, что он — главный редактор в тёмной комнате. Но остался самый главный, философский вопрос: а кто тогда тот, кто всё это видит? Если мозг — это режиссёр, монтажёр и художник, то кто зритель? Кто это «Я», которое осознаёт готовый фильм? Где оно находится в этой тёмной комнате?
Готовьтесь к самому мистическому эпизоду нашего расследования. В следующий раз мы спустимся в кроличью нору самоосознания.
ЭПИЗОД 3: «ПРИЗРАК В МАШИНЕ: В ПОИСКАХ НАСТОЯЩЕГО Я»