Между развитием и избеганием реальности.
Мир обучения и профессий, связанных с обучением взрослых…это менторство, коучинг, наставничество, сегодня испытывает не только бурный рост, но и критическое переосмысление как со стороны бизнеса, так и на индивидуальном уровне. Эти практики обещают развитие, но сталкиваются с главным человеческим парадоксом: тягой не только к росту и познанию, но и к избеганию той самой сложной реальности, которую зачастую надо преодолеть для настоящего изменения.
Избегание реальности как побочный эффект обучающего пространства.
Подлинно безопасное и поддерживающее пространство это неотъемлемая часть любой современной обучающей практики. Именно здесь клиент, ученик или руководитель может раскрыться, попробовать новые роли, научиться мыслить и действовать иначе. Но в этой защищённости часто зреет и соблазн - остаться в «тепле» инсайтов и обсуждений, не выходя на риск реальных перемен. Возникает иллюзия: если что-то хорошо обсуждено и понято, оно уже интегрировано в жизнь. На практике немалая доля содержимого тренингов и менторских сессий остается в «бумажном» пространстве, не становясь привычкой или приводит к конфликтам.
Переход в реальность: этапы и ловушки.
Переход от мышления и анализа к действию это самый сложный кусок любой обучающей работы. После защищённого диалога начинает срабатывать фоновая тревога, включаются защиты: сопротивление, рационализация, уход в теоретическое рассуждение или поиск идеальных условий для начала («вот закончу проект…тогда попробую»). Даже тщательно проработанный навык или модель поведения буквально «выветривается», если не встроить его в реальные жизненные или рабочие ситуации под таким же наблюдением как проходило обучение. Тренинги и мини-практики это лишь промежуточное звено, они дают возможность «протестить» переход в условно-безопасной среде, но не отменяют необходимости настоящего столкновения с рутиной и системой.
Эффективность и её ограничения.
Именно по этой причине профессиональное сообщество многократно обсуждает эффект от коучей, наставников, менторов: слишком много примеров, когда инсайты и новые схемы мышления так и не становятся действием, а поддерживающее пространство превращается из точки старта в ловушку комфорта. Низкий процент внедрения объясняется не слабостью технологий, а фундаментальной сложностью человеческих изменений и необходимостью пройти этап напряжения, когда привычкой нужно заменить другое поведение, со всеми его рисками и сомнениями.
Избегание как этап изменений.
В некоторых методах обучения, сопровождения развития и личностного консультирования часто принято противопоставлять «смелое действие» и «избегание реальности», но на самом деле избегание это не просто ошибка, а естественная и предсказуемая стадия любого внутреннего роста. Каждый из нас сталкивается с моментом, когда новые знания или навыки воспринимаются как угроза привычному порядку, психика автоматически включает тормоза: ищет оправдания, оттягивает первый шаг, возвращается к знакомым стратегиям.
Важно понимать, что избегание реальности это часть нормального жизненного цикла любых изменений. Без периода сомнений, временного «отступления» или даже вялой имитации действий не происходит настоящего усвоения. Это способ психики защититься от перегрузки, способ интегрировать новое постепенно, а не по команде.
Парадоксально, но осознанное признание этой стадии помогает переступить через неё быстрее и перейти к реальным переменам. Поэтому в работе по обучению и личному развитию важно помогать клиенту увидеть, что избегание, сопротивление и временами даже инфантильность не враг, а сопровождающий спутник на пути настоящих изменений.