Главные итоги форума АКОС «Стратегические коммуникации. Идеи&Инсайты». Часть 1: развитие коммуникаций как креативных индустрий, международные проекты, диалог клиентов и агентств
21 мая 2025 года при поддержке Министерства экономического развития РФ и Министерства иностранных дел РФ в Общественной палате РФ состоялся первый международный форум «Стратегические коммуникации. Идеи&Инсайты».
Форум учрежден Ассоциацией компаний-консультантов в сфере общественных связей (АКОС) как отраслевое событие для обсуждения актуальных проблем и обмена международным опытом в сфере стратегических коммуникаций.
“Нам удалось объединить основных игроков, от которых зависит развитие рынка и отрасли коммуникаций: профессиональные ассоциации, государство, агентства-члены АКОС, директоров по коммуникациям крупных компаний и корпораций, ведущих экспертов. Это очень ценно для консолидации отрасли, — отметил Андрей Лапшов, председатель АКОС, президент КГ Insiders. — Форум еще раз показал, что коммуникации — важнейшая и стратегическая функция развития и управления на всех уровнях, что профессия коммуникатора престижна, а рынок коммуникаций динамично растет. Мы намерены и дальше обсуждать большую повестку, актуальную для топов коммуникаций. Цели форума долгосрочные. Мы заложили основу нового форумного сообщества, профессиональные связи внутри которого будут развиваться за пределами мероприятия”.
ОСНОВНЫЕ ИТОГИ
- Обсудили коммуникации как часть рынка и предложили в среднесрочной перспективе их законодательное оформление
- Разобрали сценарии развития коммуникаций как креативных индустрий в контексте нового закона о креативных индустриях
- Запустили инициативы для развития международного сотрудничества коммуникаторов
- Договорились о создании первого Меморандума о взаимодействии клиентов и агентств
- Представили актуальные исследования АКОС в сфере кадров, ИИ и оценки эффективности PR
- Дали экспертную оценку веса репутации для бренда работодателей и в гибридной медиасреде
- Собрали кейсы про противоречия ESG-коммуникаций и роль бизнеса в продвижении и брендировании регионов
- Охарактеризовали современный медиаландшафт для публичных эмитентов
- Провели молодежную программу и подвели итоги молодежного конкурса
- Открыли историю российского PR заново
- Вручили награды 12 ведущим экспертам-основателям рынка коммуникаций и “звезды” АКОС за 3 самых выдающихся PR-проекта года
Обсудили коммуникации как часть рынка и предложили в среднесрочной перспективе их законодательное оформление
Открытие стало моделью диалога основных заинтересованных сторон, которые определяют современное развитие профессионального рынка коммуникаций: государства и коммуникаторов, представляющих агентства и корпоративных коммуникаторов, отраслевые объединения и ресурсные площадки для развития коммуникаций. В необходимости развития такого диалога АКОС поддержали ключевые профильные ассоциации-партнеры форума: РАСО, АКМР, АКАР, а также Координационный совет коммуникационных индустрий при Общественной Палате РФ и Ассоциация менеджеров.
В открытии форума приняли участие Рифат Сабитов, председатель Комиссии Общественной палаты РФ по развитию информационного сообщества, СМИ и массовых коммуникаций, Денис Кравченко, первый заместитель председателя Комитета Государственной Думы РФ по промышленной политике, Мария Захарова, директор Департамента информации и печати МИД РФ, Винай Кумар, Чрезвычайный и Полномочный Посол Республики Индия в РФ, Ольга Терно, советник заместителя министра экономического развития РФ Т.Илюшниковой, Лариса Зелькова, член Правления, старший вице-президент Норникель, Сергей Скрипников, председатель Консультативного совета АКОС, директор по связям с общественностью ОК РУСАЛ, Вячеслав Лащевский, сопредседатель Координационного совета коммуникационных индустрий, председатель совета директоров АГТ, Алексей Гореславский, генеральный директор АНО “Институт развития интернета” (ИРИ).
Вячеслав Лащевский впервые обнародовал данные свежего исследования рынка коммуникаций («Объем рынка коммуникаций по итогам 2024 года составил более 2 трлн рублей, то есть около 1 % ВВП. Из девяти коммуникационных индустрий наибольший рост продемонстрировали событийные коммуникации и реклама») и предложил инициировать разработку и принятие нового федерального закона «О коммуникациях». Для реализации этой и других инициатив по итогам форума будет сформирована межотраслевая рабочая группа.
Разобрали сценарии развития коммуникаций как креативных индустрий в контексте нового закона
“Закон о поддержке креативных индустрий вступил в силу. Ему три месяца. Коммуникационной отрасли, которой он в том числе касается, — плюс-минус 35 лет. Пока мы находимся в стадии осознания и адаптации. И — непременно адаптируемся, как же иначе, сказал Игорь Писарский, председатель Совета директоров Р.И.М., председатель Попечительского совета Премии «Серебряный Лучник» и др. — Творец в России научился зарабатывать деньги, что очень хорошо для экономики страны. Но креативная экономика, помимо текстов и рублей, визуальных произведений и ещё много чего, создает ценности. А специалисты коммуникационной отрасли, помимо создания смыслов, ещё и обслуживают всех, кто создают тонны и рубли. Так что работы впереди много”.
АКОС передала в Министерство экономического развития РФ и Агентство стратегических инициатив индустриальные предложения к дорожной карте развития связей с общественностью как креативной индустрии. Документ содержит предложения, выработанные экспертной группой с участием других отраслевых ассоциации и ВШЭ. Эти предложения профессиональное сообщество просит учесть при проведении ближайшей июньской стратегической сессии, посвященной дальнейшему развитию креативной экономики, под руководство премьер-министра России Михаила Мишустина.
Александр Аузан, декан экономического факультета МГУ, председатель правления Федерации креативных индустрий, также отметил, что креативные индустрии — кроссфункциональны, и в этом одна из главных сложностей ее ввода в экономику. При этом любой закон требует инфраструктуры, юридической поддержки, системы информирования. Коммуникационным индустриям нужно быть готовыми к этой большой и небыстрой работе.
На специальной стратегической сессии подробно рассмотрели, как будут развиваться индустрии отрасли коммуникаций с учетом нового закона "О развитии креативных (творческих) индустрий в РФ". Эксперты обсудили, что такое креативный субъект, креативный продукт, возможные алгоритмы поддержки креативных индустрий на федеральном и региональном уровнях, ключевые направления стратегии развития коммуникаций как креативных индустрий.
Запустили инициативы для развития международного сотрудничества коммуникаторов
Форум открыл международный телемост, в котором приняли участие коммуникаторы из Бразилии, Индии, Кыргызстана, России и Турции.
Ведущий телемоста, руководитель международного отдела и секретарь Союза журналистов России Тимур Шафир: “Форум стал для меня не только профессиональным событием, но и источником вдохновения. В мире, где нарративы могут разделять или объединять, наша общая миссия — строить мосты между народами. Россия, с ее уникальным культурным и технологическим потенциалом, способна предложить миру новый диалог, основанный на взаимном уважении. Я верю, что этот форум — первый шаг на пути к важным переменам, и горд быть частью этой миссии”.
По итогам форума руководитель Комитета АКОС по международным связям, исполнительный директор Интериум Андрей Ермошкин представил главные результаты международного трека.
В частности, достигнуты договоренности о подписании АКОС меморандумов с Public Relations Society of India - PRSI (Индия) и China International Public Relations Association - CIPRA (Китай). Главные цели: обмен лучшими практиками и исследованиями, совместные образовательные программы, инициативы для защиты информационного пространства, участие в ключевых отраслевых форумах.Также объявлено о том, что на площадке АКОС будет подготовлен перечень рекомендаций (практических советов) по работе с блогерами из Азии. Впоследствии совместно с другими профессиональными ассоциациями на этой основе планируется сформировать рекомендации для всей отрасли коммуникаций.
“За последние три года мир сильно изменился, но это позволило бизнесу открыть заново огромное количество стран Азии, Африки и Латинской Америки, более активно развивать сотрудничество со странами ближнего зарубежья, — подчеркнул Дмитрий Поликанов, заместитель руководителя Россотрудничества. — Это требует новых подходов, развития культурного интеллекта и изменения коммуникационных стратегий. Форум стал площадкой, где можно обсуждать такие лучшие практики и инновационные решения”.
Договорились о создании первого Меморандума о взаимодействии клиентов и агентств
На форуме в открытом формате состоялось заседании Консультативного совета АКОС, который объединяет почти 30 руководителей функции коммуникаций крупного бизнеса, власти и общественного сектора.АКОС презентовала возрожденный Навигатор АКОС — сервис по подбору агентств-исполнителей, который станет помощником при поиске агентств под определенные коммуникационные задачи, а также позволит лучше узнать игроков индустрии.
Был представлен обновленный по сравнению с версией 2014 года Этический кодекс в сфере коммуникаций — публичная декларация об этических обязательствах, подтверждающая приверженность коммуникаторов принципам, которые не могут быть обеспечены только законами и регуляторикой, но также включают ценностные нормы и понимание наилучшего добросовестного делового поведения в разных контекстах.
На заседании был рассмотрен проект первого профессионального сообщества Меморандума о взаимодействии заказчиков и исполнителей на российском рынке коммуникационных индустрий. Цель документа — зафиксировать согласованное понимание оптимальных, честных и профессиональных стандартов взаимодействия, а также обозначить практические ориентиры и механизмы, способствующие их применению в тендерных и рабочих процессах. Достигнута договоренность о доработке и запуске Меморандума после согласования со всеми заинтересованными сторонами.
“На площадке форума удалось организовать продуктивный диалог о развитии индустрии коммуникаций, будущем нашей профессии и взаимодействии агентств с бизнесом, — сказал Сергей Скрипников, председатель Консультативного совета АКОС, директор по связям с общественностью ОК РУСАЛ. — Подчас эти вопросы вызывают острейшие дискуссии, но мы открыто говорим обо всех сложностях и противоречиях, чтобы найти общие точки и наметить пути сближения позиций. Так, вопросы привлечения внешних консультантов по коммуникациям в большом бизнесе связаны не только с запросами пиарщиков, но и со всей цепочкой корпоративного управления и комплаенса. Чтобы сделать наше взаимодействие более эффективным и учесть ключевые позиции, Консультативный совет будет стремиться выступать смысловым медиатором во всех сложных вопросах”.