Стратегический управленческий цикл: как реализовывать стратегию развития с помощью технологии Ц4Р?
Как последовательно реализовывать стратегию развития в каждом операционном периоде? Как адаптировать стратегию под новые тенденции и вызовы? Как совместить свободу команды с ответственностью за результаты?
Обо мне
Привет, сообщество Vc! Я Артемий Прокопенко — бизнес-архитектор, эксперт по систематизации, цифровой и финансовой трансформации, развитию и масштабированию бизнеса в сфере IT.
Активно веду Telegram-канал Артемий Про Бизнес: там я регулярно рассказываю о том, как компаниям зарабатывать больше и тратить меньше через эффективное системное цифровое управление.
Приглашаю присоединиться:
Стартуем!
Публикую новую статью цикла Стратегическое развитие бизнеса. В этой статье делюсь собственной технологией Ц4Р для поитерационной реализации стратегии развития.
Технология Ц4Р позволяет организовать операционную деятельность таким образом, чтобы каждый операционный период выполнять определенную часть стратегии развития.
Ценность технологии заключается в том, что с ее помощью можно последовательно реализовывать стратегию развитию, своевременно выявлять важные тенденции и адаптировать под них стратегию.
Расшифровка названия технологии:
Ц4Р = Цели → Ресурсы → Реализация → Результат → Рефлексия
- Ц — вектор — стратегические цели на операционный период
- Р1 — средства — ресурсы, необходимые для достижения целей
- Р2 — траектория — план достижения целей и ожидаемые результаты
- Р3 — прогресс — отчет по выполнению плана и фактические результаты
- Р4 — адаптация — анализ эффективности и корректировка процессов/стратегии
По сути, технология — возобновляемый стратегический управленческий цикл развития. Этот цикл предоставляем команде свободу — операционную автономию в выборе подходов/методов/инструментов, но в то же время наделяет ее ответственностью за результаты.
Я активно применяю эту технологию в своих проектах как гибрид 2 методик:
- BSC (Balanced Scorecard, сбалансированная система показателей) — для долгосрочного планирования
- OKR (Objectives and Key Results, цели и ключевые результаты) — для средне- и краткосрочного планирования
Методики всегда адаптирую под специфику и потребности команды.
Далее — подробности по каждому компоненту технологии
Компонент Ц — Цели
По каждому бизнес-аспекту компании/подразделения/направления формулируем стратегические цели на операционный период.
Количество таких целей зависит от масштаба и специфики бизнес-аспекта, а также от длительности операционный периода (2 недели / месяц / квартал). Например, для отдела маркетинга из 3 человек на 1 месяц стоит формулировать не более 3 крупных целей, чтобы сохранить фокус и вовлеченность.
При формулировании целей опираемся на стратегическую карту компании/подразделения/направления. Смысл в том, чтобы последовательно реализовывать стратегические цели из карты, декомпозируя их по операционным периодам.
Пример описания цели:
Компонент Р1 — Ресурсы
Составляем план ресурсного обеспечения достижения целей.
Ресурсы классифицируем по группам (некоторые группы исключаем, если они неактуальны):
- Финансовые — денежные средства
- Трудовые — персонал
- Информационные — данные, ИТ-системы
- Природные и энергетические — сырье, материалы, электроэнергия
- Материальные — оборудование, помещения, транспорт
Это позволит оценить стоимость реализации стратегии в операционном периоде, определить и обосновать потребности в разных видах ресурсов, выявить объем доступных и необходимых для привлечения ресурсов для закрытия потребностей, оптимально распределить ресурсы.
Пример описания ресурсов:
Компонент Р2 — Реализация
Разрабатываем дорожную карту достижения целей в условиях согласованного объема ресурсов.
Дорожная карта — это план задач/мероприятий, которые необходимо выполнить в операционном периоде.
Такой план позволяет понять, куда будут инвестированы ресурсы, какие результаты мы ожидаем, кто назначается ответственным за эти результаты, как будет связана активность специалистов разных команд.
Пример описания реализации:
Компонент Р3 — Результат
По завершении операционного периода составляем отчет, содержащий итоги реализации дорожной карты и достижения целей.
В отчете отражаем фактические результаты выполнения задач/мероприятий, объем использованных ресурсов, изменения бизнес-метрик.
В идеале совместить план и отчет в одном шаблоне дорожной карты, чтобы упростить и ускорить последующий анализ результатов.
Пример описания результатов:
Компонент Р4 — Рефлексия
На основании плана и отчета проводим анализ эффективность работы в операционном периоде.
Комплексно сравниваем ожидаемые (запланированные) и фактические результаты, выявляем отклонения, объясняем их — фиксируем причины, генерируем, обсуждаем и принимаем решения по корректировке/адаптации/улучшению процессов и стратегии.
Рефлексия позволяет повысить осознанность операционной деятельности, предотвращать повторение допущенных ошибок, поддерживать стратегию в актуальном состоянии с учетом внутренних и внешних вызовов.
Пример описания рефлексии: