Как визуально определить износ резинотехнического уплотнения и какие причины раннего выхода из строя РТИ
Осмотр уплотнения “на глаз”— быстрый и надежный метод диагностики проблем с материалом. Он помогает по внешним факторам увидеть не только присутствие износа, но и его причину. Разбухание, истирание и трещины — несколько наиболее видимых сигналов об изношенности материала, плохой совместимостью с химическими средствами или механических проблем с узлами. Можно избежать появления трудно восполнимых проблем, если научиться выявлять эти признаки и предотвращать повторное возникновение проблемы. Это поможет избежать критичных поломок, организовать своевременную замену или грамотно выбрать новое уплотнение.
Трещины на уплотнении: признаки старения и перегрузок
О деградации материала свидетельствует появление трещин. По их виду можно понять, с какой проблемой вы столкнулись.
Мелкие сетчатые трещины, похожие на паутинку или кожу крокодила, часто находятся на всей поверхности. Это часто встречающийся признак старения эластомера из-за озона, ультрафиолетового излучения и повышенных температур. У материала исчезает пластичность, он становится хрупким и жестким, и полностью теряет способность к герметизации. Если появилась такая проблема, то нужно поскорее заменить уплотнение стойким аналогом (например, озоностойкий EPDM больше подходит для наружного применения).
Механическую перегрузку можно заметить по осевым, крупным или глубоким радиальным трещинам. Они появляются из-за неправильного монтажа с использованием острых предметов, чрезмерном превышении подходящего рабочего давления в системе или установки уплотнения неправильного размера, из-за которого материал работает на пределе растяжения. Из-за таких трещин нередко появляются резкие утечки или мгновенный разрыв.
Разбухание и деформация: симптом химической несовместимости
Химическую атаку можно заметить по мягкому, бесформенному, липкому, рыхлому уплотнению.
Такая проблема появляется, когда материал несовместим с рабочей средой. Жидкие элементы, такие как химические реагенты, масла, топлива, проникают в полимерную структуру и раздвигают молекулярные цепи. К примеру, нитриловый каучук NBR заметно разбухнет при контакте с чистым бензином, а EPDM не подходит для взаимодействия с минеральными маслами. Разбухшая уплотнительная кромка теряет геометрию и прочность. Материал теряет герметичность, что приводит к залипанию вала. Проблему можно решить, если быстро заменить уплотнитель с помощью химически стойкого изделия, например, фторкаучука FKM.
Истирание рабочей кромки: результат механического износа
Эта проблема появляется на рабочей поверхности уплотнения, связанной с движущейся деталью (валом, штоком).
Равномерное истирание, при котором острая рабочая кромка трансформируется в матовую плоскую фаску, демонстрирует плохую смазанность или присутствие абразивных частиц (пыли, металлической стружки) в рабочей жидкости. Материал будет постоянно изнашиваться, из-за чего увеличится зазор и произойдет утечка.
На наиболее серьёзные проблемы указывает односторонний или неравномерный износ. Он появляется из-за перекоса вала, несоответствию посадочному отверстию или деформации корпуса. Уплотнение начинает работать под неравномерной нагрузкой, из-за чего ломается невероятно быстро и локально.. В такой ситуации, кроме смены уплотнения, нужно проверить и починить геометрию целого узла.
Что делать после появления износа: инструкция
Визуальный осмотр будет бессмысленным, если не выполнить дальнейшие действия. Только в таком случае она будет действительно ценной. Найдя проблему, не стоит лишь менять деталь на аналог.
При наличии видимой трещины, изучите температурные колебания и влияние опасных атмосферных условий. Может понадобиться материал с повышенной устойчивостью к колебаниям температур или озоновой стойкостью.
Если вы заметили разбухание, невероятно важно проверить совместимость материала уплотнения с рабочей жидкостью. Изучите таблицу химической стойкости и выберите инертный эластомер. Например, на сайте СИАЛ Промышленные Решения вы сможете подобрать фторкаучуковое уплотнение для сложных химических сред.
Обнаружив признаки истирания, проверьте правильно ли работает смазочный материал, установите или замените защитные пыльники, оцените чистоту гидравлической жидкости и проверьте шероховатость поверхности вала. В норме она должна составлять Ra 0.2–0.8 мкм для динамических уплотнений.
Итог: диагностика необходима для правильного выбора
Если вы научитесь визуально определять износ, то сможете сделать из плановой рутинной задачи, процедуру для качественного повышения надежности узла. Все дефекты говорят об имеющейся проблеме: неправильном материале или использовании, либо об неисправностях смежных деталей. Изучив проблемы старого уплотнения, вы сможете не совершить те же ошибки при выборе нового материала. Если не справляетесь самостоятельно, то обратитесь в специализированные компании по поставке РТИ, например, СИАЛ Промышленные Решения. Вам подберут подходящие кольца и манжеты, а также выявят причины поломки. Сотрудники предложат подходящее решение для качественного улучшения работы.