Roku: ваш телевизор следит за вами

Колумнист издания vox освещает давно используемую в стриминговом бизнесе технологию ACR, которая позволяет следить за пользователем телевизоров, создавать его профиль и таргетировать его рекламой. Эта функция подключена на всех «умных телевизорах». Причем ее используют именно производители аппаратов. Технология популярна, так как Roku, Amazon и почти каждая компания в бизнесе стриминга придумывает новые способы сделать деньги из ваших данных. Американская компания Roku – это производитель аппаратной инфраструктуры, компания десять лет назад зашла на рынок рекламы. Она стала крупнейшим брокером персональных данных в США. В конце 2024 года Roku заработала $3,5 млрд на рекламе, и это 85% всего дохода компании. У Roku 90 млн пользователей, гораздо больше, чем у Apple TV+. Эти пользователи стали самым ценным источником данных. Аналитик инвестиционного банка Needham and Company: объем данных от Roku может стать золотой жилой для Amazon и Google. Аналитическая компания Antenna: к концу прошлого года 43% стриминговых подписок в США оказались наполнены рекламой. Даже если вы платите за подписку без рекламы, вы способствуете экосистеме рекламы, отдавая стриминговому сервису свои данные. Причем, ваши данные уходят вашему телевизору. ACR работает даже на таких девайсах, как игровые консоли, которые потребитель подключает к телевизору с помощью HDMI кабеля. Отключая технологию на своем телевизоре (это не просто сделать, придется покорпеть, чтобы найти настройки для отключения ACR), пользователь лишается многих функций.

Roku City, удивительно привлекательная заставка на экране, ежедневно демонстрируется на экранах телевизоров в режиме паузы и «не включено». Недавно на заставке появился остров. На переднем плане плавает рекламный щит, приглашающий вас подписаться на Disney+ и посмотреть сериал Moana 2 нажатием кнопки. Удобно, никто не спорит. Никто не против новой эры рекламы во всем. И прослушки.

Реклама – не новость на ТВ. С тех пор как мы смотрим ТВ-шоу, мы вынуждены смотреть коммерческую рекламу, которая является экономическим драйвером индустрии развлечений. Хотя стриминговые платформы делали отсрочку в несколько лет на взимание платы за просмотр контента без рекламы, сейчас невозможно смотреть телевизор без какого-либо маркетингового контента. А еще телевизор собирает данные о вас и ваших привычках, причем иногда напрямую с монитора, чтобы показывать вам персонализированную рекламу на ТВ и в других местах.

Экран, который вы когда-то обожали за приватный Netflix просмотр без рекламы, стал огромным рекламным щитом, который также шпионит за вами.

И это не только проблема Roku, которая оказалась в щекотливом положении, когда пользователи были вынуждены смотреть трейлер Moana 2 прежде, чем получить доступ к домашнему экрану своего ТВ. Roku заявила, что это было тестирование, но по факту это очень похоже на то, что Amazon запустил год назад на Prime Video: реклама становится все более навязчивой на стриминговых платформах.

Ваше отношение к этому зависит от вашего представления о рекламе и услугах и как вы относитесь к вашей приватности.

Ваш телевизор собирает ваши персональные данные

ТВ бизнес обычно включает в себя три направления. Первый- инфраструктура, второй- развлечения (кино, шоу) и реклама, которая обычно прерывает ваш просмотр. В эпоху стриминговых сервисов техно компании хотят контролировать все три направления, это обычно называется вертикальной интеграцией. Если Roku создает ТВ оборудование, контент и рекламу, то компания контролирует качество, опыт пользователя, устанавливает рейтинги и зарабатывает. Это и есть бизнес.

Roku

Roku хорошо делает свой бизнес. Компания была основана в 2002 году. В 2008 году компания ворвалась на рынок после того, как Netflix инвестировал $6 млн в компанию для создания приставки для подключения любого ТВ к стриминговому сервису. Roku назвала его плеер Netflix. В ближайшие 15 лет Roku планирует расширить свой бизнес: от производства аппаратной инфраструктуры запустить стриминговые приставки, которые, в общем-то, являются небольшими приставками, беспроводными усилителями звуков, спикерфонами и низкочастотными динамиками (subwoofer). Также компания планирует получить лицензию и стать оператором других производителей ТВ и предлагать собственный плеер Roku умное ТВ.

Roku в рекламном бизнесе

Хотя многие люди думают, что Roku – это производитель аппаратной инфраструктуры, компания уже как десять лет зашла на рынок рекламы. Ранее мы могли видеть баннеры на экране домашнего ТВ или блок рекламы, призывающий вас посмотреть Игру престолов на HBO Go. В 2016 году компания запустила рекламный бизнес и в 2017 году запустила таргетированную рекламу на Roku Channel. Это бесплатный сервис рекламы на девайсах. Roku даже начала создавать свой контент, включая биографический фильм «Weird Al Yankovic».

Roku - крупнейший брокер персональных данных

Когда Roku начала приобретать рекламные компании, изменения пошли быстрее. В 2021 году Roku приобрела дочку Nielsen - Advanced Video Advertising. Новый бизнес помог Roku по-новому взглянуть на свою аудиторию для таргетированной рекламы и получить больший доход. В конце 2024 года Roku заработала $3,5 млрд на рекламе, и это 85% всего дохода компании. У Roku 90 млн пользователей, гораздо больше, чем у Apple TV+. Эти пользователи стали золотым источником данных. Причем не потому, что они смотрели телевизор, но просто из-за любых сведений о них и их потребностях. Сегодня Roku не только рекламная компания или ребята, делающие дешевый ТВ контент или стриминговый сервис, но и крупнейший брокер персональных данных с миллионами профилей пользователей.

Компания заявила, что «всегда остается приверженцем экспериментов и инноваций, пользовательского опыта и первоклассных рекламных продуктов», отвечая на запросы из-за навязчивой рекламы Moana 2 . «Последний эксперимент – это то, что мы исследуем новые способы демонстрации брэндов и программ, одновременно предоставляя лучший пользовательский опыт».

Телевидение – это рекламный бизнес, построенный на персональных данных пользователей

На телевидении все чаще можно увидеть рекламу. Люди покупают новые телевизоры реже, и производители аппаратов хотят заработать на уже проданных телевизорах. У Samsung есть Samsung Ads, у LG - LG Ad Solutions, у Vizio -Vizio Ads и т.д. Техно компании, особенно Amazon и Google, включились в гонку. Они не только создают ПО и аппаратуру для телевидения, но и используют огромный массив персональных данных , чтобы продавать рекламу на своих устройствах. Эти компании также продают данные рекламодателям брокерам данных, чтобы собрать больше информации о нас и улучшить таргетированную рекламу. Вероятно, они даже используют ИИ.

Laura Martin, аналитик инвестиционного банка Needham and Company: объем данных от Roku может стать золотой жилой для Amazon и Google. «Roku идеально подходит для этого». Данные Roku может стать прекрасным активом для любой компании с ИИ амбициями, включая OpenAI. «Для любой большой языковой модели, эти данные точно нужны».

Стриминговому бизнесу приходится зарабатывать

В последние годы стриминговая индустрия столкнулась с трудностями: после многих лет фокуса исключительно на росте такие компании как Netflix и Disney столкнулись с необходимостью зарабатывать. Это выразилось в увеличении стоимости подписки, пакетировании услуг и предложением дешевых услуг, наполненных рекламой.

Плохо это или хорошо, но реклама – будущее телевидения, так же, как и его прошлое. Jon Giegengack, основатель Hub Entertainment Research: «Для потребителей это однозначно сложная экосистема». Jon считает, что эта экосистема в конечном счете будет предлагать лучшие сервисы потребителю.

Стриминговые сервисы будут предлагать продукты на любой цвет и кошелек, а реклама поможет покрыть расходы. Однако, не каждый будет в восторге от того, что его бомбардируют рекламой, а персональные данные агрессивно собираются и используются. Чем больше рекламы навязывается потребителю, тем меньше внимания он способен уделять контенту и рекламе, которую продвигают компании, которые ее оплачивают. Тем не менее, многим американцам придется пойти на такой компромисс.

Аналитическая компания Antenna: к концу прошлого года 43% стриминговых подписок в США оказались наполнены рекламой. Даже если вы платите за подписку без рекламы, вы способствуете экосистеме рекламы, отдавая стриминговому сервису свои данные. Причем, ваши данные уходят даже вашему телевизору.

Возможно ли в принципе избежать рекламы?

Вырваться из рекламной тюрьмы очень непросто. Большинство телевизоров сегодня снабжены так называемой технологий автоматического распознавания контента (called automatic content recognition (ACR*)). Shazam для телевидения- тот самый Shazam, который популяризует технологии, - дал им возможность мониторить, что смотрит пользователь или с помощью скриншотов и записи аудио во время просмотра. Это реализуется на уровне сигнала, а не с помощью микрофона.

* ACR. Это технология, которая позволяет идентифицировать мультимедийный контент (например, аудио, видео и изображения), присутствующий в файле или на устройстве. Технология ACR работает путем отбора части контента и сравнения этого образца с хранилищем контента для выявления любых совпадений с помощью цифровых отпечатков пальцев или водяных знаков. Приложения этой технологии включают платформы видеохостинга, такие как YouTube, использующие ACR для идентификации и удаления материалов, защищенных авторским правом, а мобильные приложения, такие как Shazam, используют ACR для идентификации песни путем обработки краткого музыкального образца.

Рекламодатели и ТВ компании используют ACR для сбора данных о ваших привычках. Без этой технологии они не смогли бы собрать ваши данные. Они используют эти данные, чтобы создать профиль потребителя и лучше таргетировать вас рекламой. ACR работает также на таких девайсах, как игровые консоли, которые потребитель подключает к телевизору с помощью HDMI кабеля.

ACR – история вопиющего шпионажа за пользователями

Yash Vekaria, доктор наук в UC Davis, называет HDMI «самым наглым шпионажем, с которым мы столкнулись в последнее время». В прошлом году Yash Vekaria опубликовал работу о технологии ACR.
Yash Vekaria: «Никто и не скрывает эту технологию, просто о ней мало известно. Если люди не знают, они не задают вопросов».

ACR довольно популярна среди стриминговых платформ. Roku особенно вдохновляется этой технологией. Многие компании, которые Roku приобрела в последние годы, работали с ACR. Одна из компаний Roku выиграла Emmy в 2023 году за свою работу с этой технологией. Roku заявила, что благодаря доле на рынке телевизоров в 40%, масштаб сбора данных «просто не имеет конкурентов».

Как избавиться от слежки на умном телевизоре?

К сожалению, у вас нет выбора, если на вашем телевизоре установлен ACR. Возможно, вы включили эту функцию, когда впервые включили ваш телевизор и приняли условия пользовательского соглашения. Если вы отказались, то многие функции на вашем телевизоре не работают. Вы можете принять пользовательское соглашение и потом отключить ACR на телевизоре, но вы можете вместе с этим лишиться части функций. В 2017 году Vizio уладила коллективный иск за слежку за пользователями, который включался по умолчанию. Если вы хотите отключить функцию слежки, то руководство от американской ФАС разъясняет, как это сделать.

Колумнист vox Adam Clark Estes: меня раздражает, что я должен разрешить техническому оператору моего телевизора следить за мной, чтоб иметь возможность пользоваться всеми функциями девайса.

Adam: если вы предпочитаете смотреть телевизор без рекламы, купите старую модель на eBay и никогда не подключайте его к устройствам Roku, Amazon или Google. Вы можете купить антенну для сетевого телевизора и даже DVD плеер.

Ссылка на статью:

Исследование Yash Vekaria Watching TV with the Second-Party: A First Look at Automatic Content Recognition Tracking in Smart TVs:

Начать дискуссию