Какие ошибки делают стартапы при поиске инвестора

Привлечь инвестиции — одно из первых испытаний начинающего предпринимателя. Каждая ошибка ведет к упущенной возможности. Чем меньше промахов вы сделаете, тем быстрее получите финансирование. В статье рассмотрим четыре распространённые ошибки и объясним, как их избежать.

Какие ошибки делают стартапы при поиске инвестора

Ошибка первая: искать только деньги

Ищите, в первую очередь, партнёров. Фаундеры часто рассылают письма всем подряд, потому что не видят разницы в том, кто именно профинансирует проект. Это недальновидный подход, особенно если вы впервые запускаете продукт на рынок.

Хороший инвестор станет наставником, поможет обойти «ловушки» и познакомит с полезными людьми — от потенциальных клиентов до специалистов, которых вам было бы сложно заполучить в команду самостоятельно. Поэтому проведите исследование. Составьте список инвесторов и изучите каждого: какие сферы интересуют, в какие компании и на какой стадии он вложился, какова его репутация.

Прежде чем принять предложение, убедитесь, что вам будет комфортно сотрудничать. Совпадают ли ваши взгляды на развитие бизнеса? Если что-то пойдет не так, предложит ли инвестор поддержку — или быстро выйдет из проекта, чтобы минимизировать потери?

Ошибка вторая: сразу просить об инвестициях

В первом сообщении предлагать вложить миллионы в вашу идею, какой бы феноменальной она ни была, — не лучшее решение. Постарайтесь завоевать доверие до того, как речь зайдёт о деньгах. Обычно опытные инвесторы охотно помогают советами — так что можно, например, связаться с бизнес-ангелом и попросить о небольшой консультации. Через некоторое время вернитесь к диалогу: расскажите, как вам помог совет и чем вы сейчас занимаетесь.

Как и в любых других отношениях, понадобится время. Не торопитесь: вы поймёте, когда наступит подходящий момент просить об инвестициях. Если поддерживать общение хотя бы с десятью инвесторами, наберется целая команда ангелов, которые достаточно хорошо вас знают. Так вы с высокой вероятностью услышите «да».

Какие ошибки делают стартапы при поиске инвестора

Ошибка третья: отправлять презентацию, в которой нужно долго разбираться

На почту инвестора, который работает по 15 часов в сутки, одновременно приходят две презентации. В одной — 10 слайдов, в другой — 50. Как думаете, какую он хотя бы бегло просмотрит? На самом деле, эксперты рекомендуют четко и кратко объяснить суть проекта — максимум на 15 слайдах. Что ещё нужно помнить:

  • Избегайте профессионального сленга и терминов, которые инвестор может не понять. Есть риск, что презентацию закроют, споткнувшись о пару незнакомых слов. Если без термина никуда — коротко его поясните.
  • Показывайте наглядно. Привлеките дизайнеров, чтобы передать ценность предложения с помощью диаграмм, инфографики, иллюстраций. Хорошо работают результаты опросов: если вы провели исследование, говорящее о востребованности продукта, представьте данные в формате, который позволяет быстро это считать.
  • Адаптируйте презентацию для конкретного адресата. Мы уже говорили о важности домашней работы — предварительного исследования инвесторов. Чем больше вы знаете о каждом, тем проще подсветить нужные ему моменты. Например, если вы отправляете презентацию тому, кто обычно не вкладывается в нулевые проекты, а у вас до сих пор нет MVP — объясните, почему выгодно сделать исключение.

Помните, что главная задача презентации — продать личную встречу. Поэтому не старайтесь вместить всё и сразу, а сосредоточьтесь на главном — пути к прибыли. И тут мы переходим к четвёртой ошибке.

Ошибка четвёртая: фокусироваться на продукте, а не на стратегии

Да, всё начинается с продукта, но инвесторам важнее бизнес-модель и потенциал для роста. Ваш проект заинтересует инвестора, если он будет доверять вам как бизнесмену, а не только как генератору идей.

Соберите как можно больше данных о целевом рынке: его размере, существующем спросе, конкурентах и их позиционировании. Затем объясните, как, когда и сколько будете зарабатывать. Главное — быть честным. Если цифры будут завышены, инвестор с высокой долей вероятности это заметит. Он решит, что вы некомпетентны или умышленно искажаете реальность, чтобы впечатлить. И в том, и в другом случае о доверии говорить не приходится.

Ещё один пункт, о котором фаундеры часто забывают, — команда. Инвестор оценивает, могут ли люди, которым он даёт деньги, выполнить бизнес-план. Развейте сомнения: расскажите о навыках, опыте и достижениях всех, кто задействован в проекте.

Поиск инвестора требует сил и времени, но старайтесь не делегировать задачу. Так вы будете уверены, что у инвесторов складывается верное видение проекта, и сможете установить личные контакты, которые важны в любом партнёрстве. Ошибки других стартапов вы уже знаете. Значит, вам будет проще привлечь людей, готовых вкладываться в ваш бизнес.

Начать дискуссию