Формирование выдающейся команды стартапа. DISC

Формирование выдающейся команды стартапа. DISC

В прошлой статье мы рассказали о важности soft skills в startup-команде. А сегодня темой обсуждения станет методика определения типа личности DISC. Вы узнаете, чем она полезна команде и как ее применять. Напоминаем, что цикл статей подготовлен по материалам вебинара CEO INOSTUDIO INOSTUDIO Максима Болотова.

Что за методика DISC

Есть разные методики определения типа личности, Максим придерживается DISC Уильяма Марстона. Эта модель помогает понять поведенческий тип человека, а также как эти типы сочетаются между собой. DISC выделяет 4 типа личности, рассмотрим каждый из них.

marketer.by
marketer.by

D – доминирование (красный тип)

Представители этого типа ведут себя уверенно и энергично, им важно демонстрировать свой статус. Это решительные и волевые люди.

К сильным сторонам относятся воля, эффективность, устойчивость. Они любят браться за очень трудные задачи, при этом часто азартны и соревновательны.

Слабыми сторонами являются вспыльчивость и грубоватая манера общения, они часто не принимают возражений. Поскольку этот тип старается доминировать во всем, он невнимателен к деталям. Также у него очень быстрая реакция, с одной стороны, это плюс, с другой, это может восприниматься как спешка, которая иногда приводит к непредсказуемым результатам.

I – влияние (желтый тип)

Представители этого поэтического типа стремятся выделиться среди окружающих за счет ярких и необычных аксессуаров одежды. У них богатая мимика и жестикуляция, их главный мотиватор – признание.

Сильные стороны – это энтузиазм, оптимизм, умение убеждать, коммуникативные способности.

К слабым сторонам можно отнести чрезмерную эмоциональность и импульсивность. Зачастую они неорганизованны и не любят письменное общение.

S – постоянство (зеленый тип)

Представители этого типа ведут себя скромно, одеваются удобно, консервативно. Очень любят уют. Их мотиватор – предсказуемость, демотиватор – перемены.

Сильные стороны: надежность, теплота, внимание к деталям. С удовольствием выполняют рутинную работу.

Слабой стороной является уступчивость, зависимость, они очень боятся перемен, не умеют говорить «нет» – это ключевая слабость.

C – следование правилам (синий тип)

Представители осторожны, добросовестны, выбирают себе вещи на основании цена-качество. Главный мотиватор – всегда быть правыми, они очень боятся ошибиться.

Сильные стороны: представители типа C ориентированы на решение проблем, они педантичны, методичны и аккуратны. Также они обладают даром замечать и детализировать факты.

Слабые стороны: они очень критичны к себе, зачастую замкнуты, склонны к излишнему перфекционизму, даже в ущерб сроку выполнения задачи. Они, как правило, негибкие и не готовы идти на компромисс. На стресс реагируют тем, что просто замыкаются и уходят в себя.

Как использовать DISC в команде

Понимая, какие типы доминируют в ваших партнерах, вы сможете оценить, что для них важно и в каких вопросах они могут быть наиболее эффективны. Вы сможете учесть это при распределении ролей команды. Максим отмечает, что в человеке присутствует не один доминантный тип. Как правило, их два, и это уже комбинация, которая дает свой результат.

Например, сине-зеленый тип (S и C) – это координатор. Такие люди надежны при выполнении задач. Они долго размышляют перед тем, как принять решение. Они сочетают способность к критическому анализу и умение сотрудничать с другими людьми. На них можно стопроцентно положиться.

Таких комбинаций получается достаточное количество. Методика определения типа личности DISC используется не только при формировании команды стартапа. Она может вам помочь и в других ситуациях.

Когда еще использовать DISC

Модель DISC можно применять в ситуациях, когда нужно добиться результата. Рассмотрим на примере ситуации с инвестором.

Помимо профессиональных знаний инвестор обладает личностными качествами, на основе которых он осознанно или неосознанно принимает решения. Зная эту информацию, вы сможете использовать ее во время деловых переговоров.

Например, если этот психотип связан с влиянием (I), то можно сделать акцент на оригинальность идеи. Если это тип доминантный, то можно оперировать фактами и цифрами и говорить о том, что ваш проект завоюет рынок. Главное – подавать свою идею с той стороны, которая значима для этого человека.

Как выяснить какого типа человек

Вы ведь не будете давать инвестору тест, чтобы определить его тип. Это можно понять исходя из того, как человек одевается, какие вещи его окружают. Например, тип S внешне не выделяется, носит неброскую, ненавязчивую одежду. Он как бы вписывается в окружающую среду и не нарушает гармонии. На рабочем столе у такого человека можно увидеть приятные мелочи: фото супруги, отдельно стоящее фото собаки, цветок. Все рабочее место хорошо организовано. Такой человек обычно очень спокоен дружелюбен, мягок и внимателен.

Примерно представляя, какое поведение у человека, как он одет, что его окружает, вы можете предположить, что будет дальше. Ведь от того, как вы начнете контакт с инвестором, зависит, будет какое-то продолжение или нет.

Например, при встрече с доминантным типом (D) надо точно оговорить детали встречи. Такие люди, как правило, сильно ценят время, это для них важно. При этом такой человек может опоздать на встречу, поскольку доминантный тип старается все организовать и очень плотно «упаковывает» свой день. И эта динамика не всегда приводит их к пунктуальности.

Таким образом, модель DISC позволяет, с одной стороны, скомпоновать команды, с другой стороны, грамотно выстроить отношения со всеми заинтересованными сторонами.

Маленький бонус для тех, кто хочет определить свой тип личности. Школа менеджеров «Стратоплан» предлагает тест по модели DISC, каждый из вас сможет открыть для себя что-то новое.

В следующей статье мы расскажем о стиле управления командой и почему это важно для стартапа. А тем, кто не хочет ждать выпуск всего цикла статей, предлагаем посмотреть запись вебинара на нашем YouTube-канале.

1010
2 комментария

Согласен с вами, что вокруг DISC накопилось много всего, что позволяет иметь свой взгляд на эту методику.

Что же касается Уильяма Марстона, думаю сложно отрицать его вклад классификацию человеческого поведения по четырем признакам, которая явились базой для разработки различных инструментов.

Как и у любого инструмента, применимость DISC и эффективность зависит от того, кто применяет это инструмент и как. Так если у меня будет выбор между тремя разными специалистами на одну и ту же функциональную позицию с одним и тем же уровнем hard-skills, то DISC даст дополнительную информацию, как один из многих аспектов, о том, кто из них имеет большую вероятность вписаться в команду для максимальной синергии.  

3

Слово "DISC" зарегистрировать невозможно, поэтому каждый под ним может понимать свое.

Но описанное к оригинальной классической разработке Уильяма Марстона никакого отношения не имеет.

Да, из DISC удобно делать "астрологию и хиромантию", но  он не про это, а про реакции и состояния. Подробности и обоснование здесь.

И, уж тем более, команды нужно не по DISC подбирать, а по функционалу. Если это, конечно, не "команда в сауне попариться". :-)