Instamart
1 317

Fire customers: Как попасть в число прибыльных стартапов

Рассказ главы аналитического отдела онлайн-сервиса Instamart Дмитрия Зборовского.

В закладки
Дмитрий Зборовский, глава аналитического отдела компании Instamart

Глава аналитического отдела онлайн сервиса Instamart Дмитрий Зборовский 16 апреля выступил на крупнейшей в России и СНГ конференции по менеджменту продуктов ProductSense. Дмитрий рассказал, почему бизнесу не надо бояться выбирать своих клиентов.

Подавляющему большинству молодых компаний так и не суждено заработать деньги. По данным Crunch Base и World Street Journal, доля убыточных стартапов на мировом рынке достигает 80%. Как попасть в 20% прибыльных проектов и построить здоровую юнит-экономику, рассказали в нашем материале.

Откуда минус

Если посмотреть на типичный отчет о прибылях и убытках компании, можно сразу выделить три основных причины того, почему стартапы «не видят» денег.

Во-первых, это слишком высокие затраты на обслуживание и аренду офиса. Многие проекты грешат тем, что никогда не прекращают нанимать, например, новых IT-разработчиков. Слишком раздутый штат приводит к возникновению неподъемного фонда оплаты труда.

Во-вторых, это неэффективное использование маркетингового бюджета. Тяга стартапов к лидерству на рынке, постоянная «борьба кошельков» не позволяет доходам и расходам сойтись.

Третья, основная, причина денежных затруднений стартапов – это нерабочая операционная юнит-экономика. К примеру, когда затраты на обслуживание заказа превышают потенциальный заработок.

Наглядный пример

Сейчас Instamart зарабатывает 35 рублей с каждого заказа. Однако еще в начале прошлого года все было иначе. С каждой покупки мы теряли 500 рублей. На зарплату курьеров и сборщиков, работу колл-центра, упаковку, эквайринг и т.д. уходило больше денег, чем компания могла заработать, получив плату за доставку и комиссию от среднего чека от партнеров-ритейлеров.

Дмитрий Зборовский
глава аналитического отдела компании Instamart

Проанализировав ситуацию мы поняли, что для оздоровления юнит-экономики компании необходимо выбрать себе клиентов. Или расстаться с теми, кто не полезен для здоровья бизнеса. На тот момент минимальная сумма заказа в Instamart составляла 1000 рублей. И 40% пользователей покупали продукты как раз на 1000-2000 рублей. Мы подняли минимальную стоимость заказа до 2000 рублей и потеряли лишь 18% клиентов. Благодаря этому значительно возросли качественные показатели работы. Люди оказались готовы просто положить в свою корзину лишний пакет молока, соус к спагетти или несколько упаковок салфеток.

Другим камнем преткновения на пути к прибыльности были слишком тяжелые заказы. Покупки весом от 100 кг создавали проблемы в операционной работе. Например, сборщики не успевали подготовить к отправке тонну сахара. Отсюда возникали опоздания. В краткосрочной перспективе это приводило к плохому клиентскому сервису, а в долгосрочной - отрицательно влияло на возвращаемость покупателей, LTV и окупаемость.

Доля тяжелых заказов составляла 21%. Сервис значительно поднял стоимость доставки и ввел понятие «стандартного заказа» с определенным весом. Так Instamart расстался всего лишь с 4% своих пользователей. Мы не ожидали такого результата, который продемонстрировал отсутствие эластичности по цене у наших B2B клиентов.

Дмитрий Зборовский
глава аналитического отдела компании Instamart

Полученные дополнительные средства были направлены на найм новых курьеров, что увеличило скорость доставки.

Эти и другие инициативы, например, введение рекомендательных систем для покупателей, повышение кучности заказов путем отказа от обслуживания больших удаленных городских зон, позволили компании уже в сентябре 2018 года выйти в плюс.

Без страха и упрека

Пример Instamart показывает, что принцип Fire customers (дословно с англ. «увольнять клиентов») действительно работает. Необходимо найти сегмент выгодных для бизнеса клиентов и без сожаления расстаться с остальными.

Не нужно бояться определять собственные правила работы компании и наглядно демонстрировать ее преимущества. Пользователей нужно обучать, объяснять им ценность конкретного сервиса. В этом случае, лояльные клиенты останутся, даже если у конкурентов будет дешевле. Ведь подавляющее число стартапов погибают не из-за конкурентов, а из-за того, что они слишком увлекаются погоней за лидерством и так и не находят свою рабочую юнит-экономику. Сотрудничество с клиентами должно быть взаимовыгодным. И лучше предоставлять хороший сервис ограниченному числу пользователей, чем пытаться охватить весь рынок с продуктом недостаточно высокого уровня.

{ "author_name": "Instamart", "author_type": "editor", "tags": [], "comments": 4, "likes": 17, "favorites": 8, "is_advertisement": false, "subsite_label": "instamart", "id": 65252, "is_wide": true, "is_ugc": false, "date": "Mon, 22 Apr 2019 13:34:53 +0300" }
{ "id": 65252, "author_id": 261568, "diff_limit": 1000, "urls": {"diff":"\/comments\/65252\/get","add":"\/comments\/65252\/add","edit":"\/comments\/edit","remove":"\/admin\/comments\/remove","pin":"\/admin\/comments\/pin","get4edit":"\/comments\/get4edit","complain":"\/comments\/complain","load_more":"\/comments\/loading\/65252"}, "attach_limit": 2, "max_comment_text_length": 5000, "subsite_id": 261568, "last_count_and_date": null }

4 комментария 4 комм.

Популярные

По порядку

1

Убыточный сервис учит других как быть прибыльным?

Ответить
1

Прочитал статью и набрал в поисковике "ххх отзывы".
Первое выпало - отзывы о работе.
Читаем и удивляемся - официально оформлять не хотят, трудовой договор на руки не дают, зарплата черная, по з/п бывают задержки, постоянно штрафуют непонятно за что, к сотрудникам скотское отношение.
И после этого они чему учат?

Ответить
0

Очень понравилась концепция "Выбрать себе клиентов"

Ответить
0

Комментарий удален по просьбе пользователя

Ответить
0
{ "page_type": "article" }

Прямой эфир

[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox_method": "createAdaptive", "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "240х200_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "flbq" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "disable": true, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "disable": true, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "bscsh", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "createAdaptive", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-223676-0", "render_to": "inpage_VI-223676-0-1104503429", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?pp=h&ps=bugf&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid10=&puid21=&puid22=&puid31=&puid32=&puid33=&fmt=1&dl={REFERER}&pr=" } }, { "id": 15, "label": "Плашка на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byudx", "p2": "ftjf" } } }, { "id": 16, "label": "Кнопка в шапке мобайл", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byzqf", "p2": "ftwx" } } }, { "id": 17, "label": "Stratum Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvb" } } }, { "id": 18, "label": "Stratum Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvc" } } }, { "id": 19, "label": "Тизер на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "cbltd", "p2": "gazs" } } } ]
Нейронная сеть научилась читать стихи
голосом Пастернака и смотреть в окно на осень
Подписаться на push-уведомления
{ "page_type": "default" }