Люди, а не кадры: как стать крутым HR-брендом

Какие критерии позволяют компании достойно выглядеть на рынке труда, считаться хорошей строкой для резюме и желанным местом работы в пандемию и после её завершения (которого без преувеличения ждёт весь мир)? Рассказывает Марина Алексеева, директор по работе с персоналом «Лаборатории Касперского».

Люди, а не кадры: как стать крутым HR-брендом

В чём сила, коллега?

2020-й ускорил те изменения на рынке труда, которые намечались давно. Зачастую в IT самого факта наличия работы уже недостаточно — взаимоотношения с работодателем сегодня строятся по принципу win-win. Чтобы замотивировать и потенциального кандидата, и прошедшего с вами огонь и воду сотрудника, нужно учитывать множество составляющих, особенно в продвинутых и зачастую перегретых отраслях: IT, кибербезопасности, гейминге, финансах.

Универсальной системы мотивации не существует. Факторы вовлечённости у всех разные и отличаются в зависимости от жизненных обстоятельств, опыта и роли в компании. Безусловно, конкурентная зарплата и хороший соцпакет по-прежнему играют ключевую роль. По данным ежегодного исследования OWL Labs, в 2019 году для 88% респондентов самым важным бонусом была хорошая медицинская страховка. Но финансовый стимул уже не единственный фактор. Это фундамент, на котором из кирпичиков в виде интересных задач, видимого результата работы и возможности развития выстраивается сильный бренд работодателя.

Расскажем о тенденциях, которые наметил уходящий год. Разберем пять основных аспектов, в значительной степени влияющих сегодня на привлекательность бренда работодателя, — какое отражение они находят в мировой практике и в практике нашей компании. Заодно предлагаем посмотреть наши вакансии.

Ненужных знаний не бывает

Люди готовы много работать и вкладываться, но рассчитывают, что компания будет помогать им расти профессионально. Как показало исследование «Ведущие тренды в российском цифровом HR», обучение является значимым направлением взаимодействия с персоналом: 86% компаний заявили о его первостепенной важности. Такой расклад выгоден не только сотрудникам, но и бизнесу. По данным другого исследования — российского рынка корпоративного образования — продуктивность в компаниях с развитой образовательной средой оказывается на 30% выше.

Организации, которые занимаются обучением сотрудников, реже сталкиваются с нехваткой профессионалов.

Этот тренд отражается и в затратах на обучение. В 80% компаний в 2019 году они не сокращаются или даже растут в среднем на 40%. В «Лаборатории Касперского» на развитие и обучение коллег ежегодно выделяется более 240 миллионов рублей (!). Сотрудники могут оттачивать технику публичных выступлений, проходить курсы для начинающих руководителей, заниматься на тренингах и посещать лекции и мастер-классы как от экспертов внутри компании, так и от приглашённых специалистов.

Моё рабочее место — моя крепость

Офис перестал быть единственной точкой доступа к инфраструктуре компании не в 2020 году, а раньше. Но именно в прошлом году из-за удалёнки стало очевидно, что решение многих рабочих задач возможно из любой точки мира. Всё благодаря технологиям и глобализации. Жизнь поколений Y и Z (во многих IT-компаниях они сейчас составляют основную часть штата) практически с рождения тесно переплетена с цифровой реальностью — это нужно учитывать и работодателям.

В прошлом году работать удалённо пришлось всем и сразу. Руководителям нужно было мотивировать команду и добиваться результата в непривычных обстоятельствах.

Но комфортные рабочие условия — это не только мебель или техника. Дьявол, как известно, кроется в деталях: как организован процесс взаимодействия в компании, насколько быстро решаются рабочие вопросы коллег, насколько точно и оперативно справляется служба поддержки и многое другое.

Организация комфортного рабочего пространства и процесса (даже если человек работает дома на диване с котом) стала ещё важнее.

Например, понятно, что никто не любит бюрократию. Поэтому мы, чтобы упростить выдачу мелкого оборудования, решили установить в нашем офисе IT-вендинговые аппараты. В них можно взять батарейки, мышку, клавиатуру, наушники, блок питания для ноутбука. Для этого нужен только пропуск — быстро и без лишней волокиты.

От работы до выходных — один шаг

Мы спросили людей по всему миру, что они думают об удалённом режиме работы, какие преимущества нашли для себя и чего ждут от организации труда в будущем. Выяснилось, что люди стремятся уйти от ограничений и хотят работать в гибких условиях, при которых во главу угла ставятся их собственные интересы.

Около трети опрошенных в России не хотели бы возвращаться к принятым ранее правилам. Например, 32% не готовы снова работать по строгому восьмичасовому графику, 35% не хотят быть привязаны к офису, а 33% — к пятидневной рабочей неделе.

Однако полный переход на удалёнку — всё ещё вопрос спорный. Сотрудники могут эффективно работать в команде и в условиях отсутствия очных встреч, но синергию живого общения сложно чем-либо заменить. По данным Deloitte, в организациях с развитыми внутренними коммуникациями и активно поддерживающих взаимодействие между сотрудниками, продуктивность выше на 7%. Оптимальным можно считать гибкий формат с возможностью личного общения.

Возможность работать там, где удобно, и гибкий график (пусть и не на регулярной основе) могут стать важными преимуществами.

Экологичное отношение к сотрудникам

В прошлом году работодатели стали больше внимания уделять обратной связи и постоянному контакту с сотрудниками. Чем прозрачнее процессы, тем больше мотивации у сотрудников — люди ценят честность и открытость. В условиях турбулентности рынка такая мера ценится ещё выше и позволяет поддерживать уверенность коллег в завтрашнем дне.

В «Лаборатории Касперского» мы проводим ежегодный опрос среди сотрудников Your Voice. В 2020 году в нём приняли участие 80% коллег, eNPS составил 52%*. Кроме того, во время пандемии мы запустили регулярные пульс-опросы, чтобы понимать, как мы можем улучшить атмосферу в компании. Например, из нашего внутреннего опроса выяснилось, что после резкого массового перехода на хоум-офис многим сильно не хватало привычных компьютерных кресел — и мы предложили сотрудникам забрать их домой! Кресла у нас действительно качественные, а оборудование одного рабочего места в офисе целиком обходится примерно в 900 тысяч рублей.

Внимательное отношение к сотрудникам на фоне масштабных потрясений — важная составляющая экологичных отношений. Более половины респондентов (62%), участвовавших в опросе международной консалтинговой компании McKinsey, признались, что пандемия негативно сказывается на их психическом здоровье. Опрос был проведён среди 1100 руководителей и 2656 сотрудников из 11 стран. Среди других проблем, о которых говорили сотрудники, — чувство разобщённости, отсутствие возможностей для роста и необходимость совмещать работу с заботой о детях и семье.

Многие компании по-своему пытались справиться с нарастающей тревожностью: организовали во время пандемии флешмобы и призывали сотрудников делиться фотографиями своих рабочих мест, давали им больше свободы, поддерживали психологически. Нашей хорошей традицией стали прямые эфиры с топ-менеджерами компании, где сотрудники получают ответы на волнующие вопросы. Неудивительно, что по результатам внутреннего опроса Your Voice, в 2020 году такой параметр, как «Благополучие и уважение», с тезисом «Я чувствую, что компания заботится обо мне» вошел в топ-3.

Поддержка, в том числе и моральная, на всех уровнях доказала свою необходимость в прошлом году. Это отличный тренд, который, надеемся, сохранится и после пандемии.

Социальная ответственность — важная часть повестки устойчивого бизнеса

Постепенно к людям приходит понимание, что мы все часть одного довольно хрупкого мира. Сотрудникам важно осознавать, что они работают в компании, которая меняет мир к лучшему, даже если это напрямую не связано с её основной деятельностью.

Многие миллениалы и представители поколения Z активно занимаются волонтёрством, участвуют в социальных проектах и жертвуют на благотворительность. Для них важно, чтобы позитивный вклад в общество вносила и компания, в которой они работают. Иными словами, их мотивирует наличие сильных благотворительных движений, проектов по защите окружающей среды, волонтёрских инициатив, программ по поддержке многодетных и малоимущих. Такое положение вещей всё чаще находит отражение в различных рейтингах работодателей, взять, к примеру, последние оценки Forbes или Habr.

Интересные результаты показало исследование консалтингового агентства IO Sustainability: в компаниях, которые последовательно интегрировали социальную ответственность в бизнес, текучка кадров снизилась на 50%.

Людям важно ощущать себя частью крутой миссии и понимать значимость результатов своего труда, знать, что их работа и деятельность компании позитивно влияют на общество.

В «Лаборатории Касперского» это не просто слова. Каждый сотрудник действительно вносит вклад в создание безопасного будущего. Поэтому философия, которую мы несём миру как работодатель, звучит так: «Безопасное будущее в твоих интересах».

Люди, а не кадры: как стать крутым HR-брендом

Привлечение и удержание талантов — непростая задача во все времена. Прошлый год показал, что лучше других с этим справляются компании, для которых здоровье и эмоциональное благополучие сотрудников находится в приоритете. Мы видим, что сотрудники стремятся к изменениям рабочего процесса в поиске большей свободы и гибкости. Компаниям следует прислушаться к их голосу, поскольку в конечном итоге от этого выиграют обе стороны.

В 2021 году «Лаборатория Касперского» планирует открыть порядка 1500 вакансий. Мы ищем разработчиков, тестировщиков, безопасников, продакт-менеджеров и других специалистов. На время удалёнки все этапы собеседований проводятся онлайн. Доступ ко всему соцпакету сотрудник получает сразу же, в течение первой недели. А всё необходимое для работы — от трудового контракта до оборудования — мы доставляем с курьером прямо домой. Загляните к нам на сайт. Возможно, вы найдёте то, что нужно именно вам: careers.kaspersky.ru.

* YourVoice – опрос удовлетворённости сотрудников, который ежегодно проводится в «Лаборатории Касперского». В 2020 году опрос проводился в ноябре. Нужно было ответить на несколько вопросов, главный из которых (он же ключевой в методологии Employee Net Promoter Score) звучал как «Порекомендуете ли вы «Лабораторию Касперского» как место работы своим друзьям или знакомым?».

1212
14 комментариев

Работал там 4 года назад. Не помню модель кресел в офисе, но когда посмотрел ценник - мягко говоря удивился. Одно такое кресло стоило 60круб. И они были у всех. Эта компания оч серьезно заботится о своих сотруниках

10
Ответить

 Не помню модель кресел в офисе, но когда посмотрел ценник - мягко говоря удивился. Одно такое кресло стоило 60круб. Вот пример Лунтика, которого надо гнать из компании. Его работать взяли, а он смотрит сколько стоит кресло (не его кресло) на котором он сидит. 

4
Ответить

и других специалистовА есть должность "Подсовыватель ненужного bloatware в качестве предустановленного ПО" или она уже занята?

5
Ответить

Евгений Ваганыч, попробуйте еще раз. Эта шутка не получилась

3
Ответить

На гэбистов работать. Не, спасибо, совесть дороже.

5
Ответить

Работай на Навального ) Там совесть не требуется.

2
Ответить

ГБ — это же "государственная безопасность"? Если да, что что плохого в обеспечении государственной безопасности? Типа, этого делать не нужно или что?

Ответить