Что дизайнеру написать в резюме, чтобы его заметили

Мягкие навыки порой недооценивают, в резюме их ставят в самый конец, после опыта работы, считая зачастую и вовсе необязательным элементом. Никита Черемисинов, Product Design Lead в Kaspersky, рассуждает, каких мягких навыков порой не хватает в резюме дизайнера (и не только) и почему и как о них стоит говорить.

Что дизайнеру написать в резюме, чтобы его заметили

Ежедневно просматривая сотни резюме дизайнеров, в каждом втором я наблюдаю такую картину:

  • Опыт работы 10 лет;
  • Уверенно владею Adobe Photoshop, Adobe XD, Illustrator, Sketch, Figma, Miro;
  • Обладаю навыками анимации, 3D, прототипирования, типографики и композиции;
  • Проектирую пользовательские сценарии, разрабатываю макеты, общаюсь со стейкхолдерами, разработчиками;
  • Мне ставили задачи в Jira, документацию по продукту я пишу в Confluence и вообще работаю по методологии Agile и Scrum в большой известной компании.

Не буду скрывать, в моем резюме это тоже присутствовало. Абсолютно все навыки, описанные выше, важны, полезны и определяют соискателя как хорошего дизайнера. Но за многие годы работы в этой сфере я убедился: на самом деле дизайнер должен владеть этими инструментами и методиками по умолчанию, чтобы отвечать требованиям рынка. Все эти навыки относятся к категории hard skills. При этом есть нюанс, который дизайнеры чаще всего упускают из виду, — это soft skills. Те навыки, которые определяют ценность и уровень дизайнера вне зависимости от технических инструментов и модных методик.

Выполните простое упражнение — на секунду представьте себя без Figma и Agile, абстрагируйтесь от своих hard skills и подумайте, чем вы ценны для компании и команды как человек, что позволяет вам эффективно решать задачи и принимать правильные рабочие решения.

У разных дизайнеров этот набор будет разным — как у персонажа в игре, когда вы выбираете и комбинируете навыки и прокачиваете их, проходя квесты. Для себя я выделил пять основных «мягких» навыков, которые постоянно применяю в работе, — о них и расскажу в этой статье.

1. Умение эффективно коммуницировать — чтобы доносить свою мысль

Один из самых очевидных навыков, необходимых дизайнеру, — это умение коммуницировать. Но несмотря на очевидность, все интерпретируют его по-разному. Необязательно быть разговорчивым и болтать со всеми подряд в курилке или кофе-пойнтах. Эффективность коммуникации измеряется не объемом слов и количеством людей, с которыми вы общаетесь, а конкретными целями, которых вы достигаете за счет умения емко выражать свои мысли. Например, цель — утвердить макет в результате переговоров со стейкхолдерами или назначить личную встречу клиенту, написав в мессенджере.

В любых видах коммуникации, начиная от встреч и заканчивая рабочими чатами, применяйте продуктовый подход. Это когда сначала изучаешь целевую аудиторию, потом определяешь ее интерес к теме и ее боли (пусть даже мимолетно). Чтобы доносить свою мысль, нужно выстроить воронку коммуникаций и на каждом этапе последовательно закрывать конкретную потребность человека или аудитории.

Если вам нужно презентовать дизайн-макет стейкхолдерам, подумайте о том, что важно для них в вашем дизайн-решении. Бизнесу не всегда интересно то, какие привлекательные «мимимишные» штуки вы применили в своем макете. Сделайте акцент на конкретных метриках, которые могут быть достигнуты за счет вашего дизайна. Приведите результаты UX-исследований, которые выявили проблемы пользователя, и покажите, как ваш дизайн решает эти проблемы.

Пример из моей практики. Чтобы нанять дополнительных дизайнеров в команду, мне нужно было аргументировать эту потребность перед руководством. Для этого я выбрал не традиционный подход «Мы ничего не успеваем», а объяснил, что недостаток ресурсов может привести к потере качества. Дизайнеры не будут глубоко фокусироваться на проектах, а потеря качества негативно отразится на бизнес-метриках самого продукта. Я говорил на языке бизнеса, и руководство меня поняло и услышало.

Экспериментируйте, чтобы быть интересным и вызывать доверие, рассказывайте истории, приводите примеры и антипримеры, ссылайтесь на авторитетные источники.

2. Эмпатия — чтобы понимать, чего хотят другие

Что дизайнеру написать в резюме, чтобы его заметили

Эмоциональный интеллект — это способность распознавать свои эмоции и эмоции других людей. Быть более чутким, прислушиваться к себе, рефлексировать, понимать, как зависят эмоции от окружающих факторов. Ставьте себя на место других, пытайтесь понять причины и мотивы, которые вызвали те или иные чувства у людей, с которыми вы взаимодействуете.

Если вы понимаете своих коллег, это позволит вам прогнозировать рабочие ситуации и влиять на них, строить прочные доверительные отношения и предотвращать конфликты. Если вы понимаете эмоции и боли пользователей вашего продукта, вы сможете проектировать более эффективные интерфейсы, которые предотвратят фрустрацию пользователей на пути к своей цели.

Для меня сигналом, что нужно прокачать эмпатию, была ситуация на UX-исследовании. Когда мы тестировали интерфейс подключения к удаленному рабочему столу, я был влюблен в свой дизайн решения и игнорировал обратную связь ради удовлетворения собственного честолюбия. На практике же оказалось, что раздел настроек подключения вообще не нужен пользователю, все параметры настраивает за него администратор, пользователю же нужно просто ввести логин и пароль. Мне так не хотелось их выпиливать. В какой-то момент мне пришлось признать (как бы странно это ни звучало), что решить проблему пользователя важнее, чем потешить собственное эго. И я упростил сценарий, убрал раздел настроек подключения с основного пользовательского пути.

Эмоциональный интеллект помогает в ведении переговоров. Когда вы контролируете свои эмоции, не позволяете себе резко высказываться, выслушиваете оппонента и спокойно, взвешенно отвечаете, обозначив свою позицию, это помогает провести успешные переговоры, даже если внутри вы разгневаны и кардинально не согласны с противоположной точкой зрения.

3. Уверенность в себе — чтобы защитить свое решение

Презентуя идею большой аудитории, дизайнеры часто сталкиваются с критикой и сразу начинают думать, что их решение не имеет права на дальнейшее существование. Они подавлены, и им не хватает мотивации продолжать. Такое случается, когда человек не уверен в себе и своем решении, и даже незначительные комментарии сбивают его с толку и делают уязвимым.

Чтобы избежать подобных ситуаций, будьте смелее, доверяйте себе и цените каждую деталь своей работы, даже если она далась вам легко. И тогда любое ваше решение станет более выигрышным и будет вызывать доверие. Учитесь правильно воспринимать критику, помните, что критикуют ваш проект, а не вас как человека. Принимайте ее как продолжение вашей идеи и возможность сделать ее еще лучше. Даже если вы действительно совершили ошибку, воспринимайте это как преимущество и положительный опыт, который поможет в будущем. Как в выпуске Дудя про Кремниевую долину: при приеме на работу смотрят на количество провалов. Провалы важны, потому что они учат подниматься.

Мне знаком страх неизведанного, когда ставят задачу, с которой никогда не сталкивался, или страх использования нового инструмента. Даже написание этой статьи я откладывал как можно дальше и никак не мог собраться силами, оправдывая себя. Я же не писатель, я дизайнер, какая еще статья. Но, не написав эту статью, я бы не узнал о редактуре, повествовании и о новом способе выражать свои мысли.

Выбирая знакомые способы вместо новых из-за неуверенности в своих силах, мы не развиваемся и стоим на месте. Новые знания и умения появляются на стыке чего-то известного и неизвестного.

4. Helicopter View: умение видеть всю картину целиком

Что дизайнеру написать в резюме, чтобы его заметили

Перед тем как приступить к задаче, я «отзумливаюсь» на уровень сценария (этакий навык квадрокоптера) — смотрю на смежные проблемы с этой высоты, потом поднимаюсь на уровень продукта, затем на уровень смежных команд и так далее. И на каждом уровне я нахожу новые вводные и то, с чем мое решение может пересечься.

Это позволяет просчитывать ситуацию на несколько шагов вперед, переосмысливать то, что есть, и видеть перспективы, которые не только сработают здесь и сейчас, но и позволят избежать проблем в будущем. В нашей команде часто было такое, что дизайнер потратил много времени над проработкой сценария, не зная, что в соседнем департаменте ребята уже давно проработали и успешно внедрили похожий кейс. Можно было сэкономить кучу времени, предварительно узнав, что делают другие.

Дизайнер на старте карьеры порой неповоротлив и не видит ничего дальше задачи в Jira. Поэтому новичку нужна четкая формулировка задачи, которая зачастую уже имеет очевидное решение и выполняется по заданному фреймворку. Конечно, задавать вопросы при постановке задачи необходимо, и это ключевая часть процесса. Но более опытный дизайнер будет «копать глубже», он не ограничивается тем, что ему дали, а исследует, изучает и в результате находит смежные проблемы и варианты их решения.

5. Учиться непрерывно — чтобы быть на шаг впереди

Чтобы научиться искусству кунг-фу, недостаточно прочитать книгу о нем, нужен наставник-сенсей и постоянная практика:) С дизайнерскими навыками аналогичная ситуация. Книги и курсы дают базовые навыки, позволяют быстрее ознакомиться с изучаемой областью. Потом нужен референс, ментор, наставник и «песочница» для практики. Все эти возможности есть внутри вашей компании — учитесь у ваших коллег, руководителей, людей внутри комьюнити.

Я часто напрашиваюсь на какие-то серьезные встречи с людьми, у которых я хочу учиться, и просто слушаю, обращаю внимание на детали, анализирую их действия и процессы, не стесняюсь спрашивать совета или рекомендации по решению кейса. Причем не только у начальства, а у всех коллег.

Заключение

Когда вы составляете резюме, обратите внимание на ваши soft skills и попытайтесь сформулировать их на основе реальных кейсов из вашей практики, рассказать, как они помогли вам решить проблему или добиться результата. Указывайте это в комментариях или в сопроводительном письме, не ограничивайтесь только портфолио и списком используемых инструментов.

Например:

— Выстроил процессы внутри команды дизайнеров из смежных подразделений за счет эффективной коммуникации, брейнштормов и синхронизационных встреч.

— В результате работы дизайнеров над проектом число активных пользователей выросло в 5 раз. Продукт вышел на новые рынки, дизайн-команда выросла вдвое.

— Убедил руководство инвестировать в дизайн и проводить UX-исследования, показав пользу от обратной связи реальных пользователей.

— Курировал работу со внешними агентствами, перед началом работы погружал их в продукт, это позволило сократить время на правки в макетах, так как ранее агентство не понимало, для чего нужен тот или иной функционал.

Трудно поспорить с тем, что дизайнерам сегодня мало просто придумывать и воплощать крутые макеты — нужно уметь делать продукт для бизнеса, стыкуя этапы всего производственного цикла. Об этом и многом другом специалисты «Лаборатории Касперского» будут говорить 9 сентября на собственном мероприятии для UX/UI дизайнеров «ДИЗ-KAS:Дизайн-лидерство». В качестве гостей на конференции также выступят представители Mail.ru Group, digital-агентства CreativePeople и банка «ФК Открытие». Офлайн-мероприятие пройдет прямо на открытой лужайке у офиса «Лаборатории Касперского» (с ограниченным количеством мест и неограниченной онлайн-трансляцией).

Что дизайнеру написать в резюме, чтобы его заметили
1313
10 комментариев

Комментарий недоступен

9
Ответить

Зато выучил много умных слов - ««отзумливаюсь» на уровень сценария (этакий навык квадрокоптера)»…. А была бы эмпатия, как минимум стоило бы изменить заголовок - данная статья не для всех дизайнеров! Автор же, надеюсь, в курсе, что в среде дизайнеров не только продукт и ux/ui существует? Или не «отзумливался» так высоко?)

5
Ответить

Комментарий недоступен

2
Ответить

Комментарий недоступен

4
Ответить

Обалдеть. Я работаю старшим дизайнером и скажу вам, что софт скилы решают гораздо больше чем харды, убедилась на собственном опыте. Умение не просто видеть задачу, а рассмотреть ее со всех сторон, понять как сделать ее более эффективно, прикрыть слабые места до момента их обнажения, решить кому именно поручить работу над задачей ней чтобы оптимизировать процесс, донести задачу понятным именно для этого человека языком- это дано не каждому. 

В наше время каждый кто научился рисовать квадратики в фигме- считает себя дизайнером, но на рынке по прежнему не хватает хороших специалистов. 

Все что мы делаем - для людей, а не для общей красоты, и умение их понимать и продуктивно взаимодействовать-это то, что действительно заставляет людей выбирать вас. 

Моя команда уже больше 3 лет работает с Касперским, с разными подразделениями компании и скажу вам, что как заказчик - эта компания знает чего хочет, а чего не хочет, правильно формулирует задачи, следит за самыми современными тенденциями и очень много делает классных мероприятий, стремительно развивается, всегда открыта новым предложениям и имеет дофигища крутого бесплатного контента, что меня особенно радует)) например вот: https://education.kaspersky.com/ru/

А это я все к тому , что оценить огромную систему по одному винтику - невозможно! Так и оценивать международную огромную корпорацию по сайту одной страны- в корне неверно и говорит лишь о безграмотности и недалекости «оценщика».

И данная статья как раз идеальна для всех дизайнеров! Потому что расти и развиваться необходимо каждому! А как расти по вашему должен дизайнер? Лучше сочетать цвета с каждым годом, быстрее верстать макеты? Изучить как можно больше программ?

Развиваться нужно во всех направлениях! Как в институте всем говорили: если придёт на собеседование забитый умник который много много знает и шустрый троечник, который готов всему научиться, который умеет общаться и выражать свои мысли, а не только по книжкам… кого возьмут? 
Именно! Того , кто развивал свой эмоциональный интеллект))) а умник будет в копирке визитки делать ровненько и за копейки.

2
Ответить

Ну да, очень много таких "экспертов" развелось. Ощущение, что экспертность - это статус работы в крупной (не дизайнерской, стоит отметить) компании и ничего более. Имея такой статус можно строчить простыню текста из тупых банальностей, а потом в резюмешке писать "создатель статей на vc.ru", ну камон)

2
Ответить

Че ток не придумают, лишь бы не работать

Ответить