КОРУС Консалтинг

Точка невозврата. Пять мифов о работе, которые развеял COVID-19

Пандемия стала тестом на антихрупкость: избежали закрытия те, кто смог вовремя перестроить свою работу и взаимодействие с клиентами, партнерами и коллегами. Месяцы самоизоляции по-разному воздействовали на разные сегменты рынка, но меняться были вынуждены все.

Что было не так с доковидным миром, почему эпидемия стала главным толчком цифровой трансформации и какие выводы стоит сделать уже сейчас, рассказывают эксперты «КОРУС Консалтинг».

Экономия на цифре: нормально ж работали

С марта-апреля этого года мы наблюдали один из самых массовых переходов в онлайн. Сдались даже те, кто экономил на цифровой трансформации.

Вспышки инфекционных заболеваний бывали и раньше, но люди все равно работали из офиса. Зачем «на всякий случай» обеспечивать возможность удаленной работы? Ведь нет ничего лучше, чем постоять над душой у чихающей команды, помедитировать в теплой серверной или провести сессию чайка-менеджмента. Всё такое своё, родное, ламповое – незачем тратить деньги на оцифровку и облака.

Пандемия не предоставила альтернатив. Вопрос о том, как сэкономить на развитии, уже не стоял: компании смирились с незапланированными инвестициями и были вынуждены массово закупать ноутбуки, ПО и ИТ-инструменты для удаленной работы и информационной безопасности. Популярность цифровых сервисов выросла почти в три раза, активная аудитория крупнейших мессенджеров побила все рекорды. Оказалось, что инвестиции в цифровую трансформацию всё же оправданы.

Уговоры, привыкание и прочие неприятности

Еще несколько лет назад один из крупнейших мировых вендоров ПО потратил два года на «распробывание» приложений для дистанционной работы. Казалось, что ИТ-инструменты – это рокет саенс и на их изучение нужны годы. Но в нашу жизнь стремительно ворвался карантин – и вдруг оказалось, что привыкнуть к диджиталу проще и быстрее, чем мы предполагали.

За считанные недели преподаватели научились читать лекции через Zoom, отделы продаж — проводить переговоры в Skype, пафосные рестораны – доставлять на дом дефлопе с крутонами, специалисты – удаленно подключаться к корпоративным системам и взаимодействовать с ними со своих домашних устройств.

Быстро, дерзко и резко мы адаптировались к среде, в которой оказались. Вынужденная трансформация доказала: внедрения новых диджитал-инструментов и даже огромных ИТ-систем могут происходить в рекордно короткие сроки и без личного присутствия людей в офисе.

Дикая родина

Принято считать, что развитие российского бизнеса и технологий отстает от Запада на 2-5 лет. Но правильнее говорить не о развитии технологий, а их проникновении, реальном практическом использовании.

Произойди подобная ситуация еще 10 лет назад, мы были бы не в шоке и ступоре, но сегодня большинство людей уже умеет работать «в цифре»: как минимум проверять рабочую почту на ноутбуке, как максимум – управлять задачами, организовывать совместную работу и видеозвонки.

В отличие от интернета десятилетней давности сейчас даже 3G-соединение способно обеспечить устойчивую связь с для быстрого скачивания файлов и проведения видеоконференций — всё это даже далеко за пределами кольцевых дорог обеих столиц. На новый уровень вышла и коммуникация через мессенджеры, особенно корпоративные. Огромное количество инструментов, способных автоматизировать рутинные операции и перевести их в цифровой формат, наконец-то стали востребованными, даже в самых консервативных компаниях.

Виртуальные рабочие столы, облачные хранилища, новые каналы коммуникации, высокоскоростное соединение – вот что сделало возможным отказ от работы в офисах. На самом деле – мы были технологически готовы к удаленке, просто не знали об этом.

А как же взглянуть в глаза? Чем дольше длился карантин, тем популярнее становились «блага» ИТ-развития: доступные видео- и аудиозвонки. В разгар карантина корпоративный мессенджер Teams зафиксировал десятикратный рост популярности видеосвязи. Десятилетие назад это было трудно представить, сейчас это стало нашей реальностью.

Метод кнута и таймера

В отличие от технологической развитости бизнеса ситуация с корпоративной культурой гораздо сложнее – многие менеджеры просто не верят, что сотрудники способны заниматься дома работой, а не просмотром сериалов.

Для многих главным критерием качества работы долгое время оставалось пребывание сотрудника в офисе с 9 до 18 часов. Хороший сотрудник — тот, кто по итогам выгрузки информации из СКУД находился в офисе ровно восемь часов. И изменение парадигмы в голове тех, кто привык, что персонал должен «высиживать» рабочее время, – настоящий вызов и для руководителей, и для самих сотрудников.

В новых условиях главным для специалистов становится умение фокусироваться, оставаться эффективными, качественно выполнять задачи вне зависимости от геолокации. Дистанционная работа еще раз доказала, что работать нужно не строго по часам, а головой.

При этом руководителям, привыкшим встать над рабочим местом и засечь секундомер, предстояло превратиться из строгих надсмотрщиков в организаторов командной работы, мотиваторов, менторов, помощников, психологическую поддержку. В новых условиях сотрудникам нужны не тюремщики, а менеджеры с развитыми soft skills и эмоциональным интеллектом. Только такие менеджеры смогут сформировать зрелость команды и настроить эффективную работу.

Купить и внедрить программные продукты недостаточно для того, чтобы изменить всё. Нужно научиться брать на себя ответственность, и вместе с тем — доверять друг другу.

К черту офисы!

С начала июня страна начала «оживать»: постепенно снимаются ограничения, происходит медленное, но верное восстановление бизнеса. Все больше компаний задается логичным вопросом: а нужно ли возвращаться к прежнему режиму работы, если сейчас все хорошо?

И все же, период самоизоляции был слишком непродолжительным для системных изменений, коренным образом меняющих всё. Например, трафик онлайн-сервисов доставки продуктов уже возвращается к докарантинным значениям.

Конечно, часть бизнеса останется в онлайне, часть потребителей продолжит покупать через интернет (во-первых, это удобно!). Но останутся сегменты, которые по-прежнему будут существовать в мире без интернета: услуги индустрии красоты, гедонистическая покупка одежды, прямые продажи. Многие компании уже приняли решение о переходе на комбинированный формат работы: сочетание удаленки с днями присутствия в офисе.

Конечно, мы научились общаться по скайпу и проводить презентации через интернет, но ничто не заменит реального человеческого общения. Люди настолько устали от интернета, что в ближайший год будут использовать любую возможность, чтобы встретиться в старом, добром, аналоговом мире.

Карантин и локдаун развенчали множество мифов о том, как устроена наша жизнь и работа — и вывели их на качественно новый уровень. Пандемия показала нам, что работает неверно и что устарело. То, что мы долгое время считали нормой - бумажный документооборот, отсутствие ИТ-инструментов для гибкого управления запасами, невозможность быстро менять цепи поставок — сейчас тормозит нас и тянет на дно. Самое время всё изменить.

Процессы, переформатирование которых могло занять годы, были сжаты в несколько месяцев. Коронавирус привел к настоящей революции: именно тогда, когда к ней были готовы больше всего. После пандемии даже самые консервативные руководители оценили гибкость цифрового мира, что ускорило ИТ-трансформацию.

Помните: мы гибче, чем кажется. Будьте готовы к тому, что есть еще множество мифов, которые еще только предстоит развенчать.

0
Комментарии
Читать все 0 комментариев
null