Когда клиника обязана вернуть деньги пациенту

Приветствую, друзья! Меня зовут Виталий Осадчий, я руководитель практики сопровождения медицинских организаций компании Legal UP.

Когда клиника обязана вернуть деньги пациенту

Некоторые медицинские организации считают, что при досрочном расторжении абонентского договора по инициативе пациента им не нужно возвращать ему деньги. При этом клиника указывает свое право на удержание в договоре.

Абонентский договор — это договор, предусматривающий внесение одной из сторон определенных, в том числе периодических, платежей с правом требовать от другой стороны предоставления предусмотренных договором услуг.

Однако осенью 2023 года Президиум Верховного суда указал что:

💥1. Отказываясь от абонентского договора, пациент вправе требовать возврата денег, которые он заплатил за период действия договора, на который он досрочно прекращен. Иными словами, если абонентский договор заключен на 1 год и пациент обратился за расторжением договора через 6 месяцев, клиника обязана вернуть деньги, за минусом фактически понесенных расходов, связанных с исполнением обязательств по данному договору.

Обратите внимание, доказать наличие таких расходов и их размер должна клиника.

💥 2. Условие договора про удержание или возврат денег при досрочном прекращении договора является недействительным, так как оно ущемляет права пациента, а это нарушение закона.

Возникает вопрос, а что если пациент вообще не обращался за услугами?

В этом случае в договоре должна быть прописана не обязанность клиники оказать услуги, а возможность оказать пациенту медицинские услуги в том количестве и объеме, который он затребует в период действия абонентского договора.

Ситуация, когда пациент просит расторгнуть договор, происходит нечасто, но для клиники это всегда дополнительная нагрузка и затраты. Ведь для привлечения клиентов клиника потратила определенные деньги. Не говоря уже про то, что терять клиентов всегда обидно.

Именно поэтому я рекомендую ещё на этапе разработки договора, тщательно продумывать корректность формулировок, чтобы потом не было проблем. Один из способов это сделать - передать эту функцию юристу. Он знает как грамотно составить договор, избежать лишних расходом и судебных исков, связанных с досрочным расторжением абонентского договора.

------

Подпишитесь на Телеграм-канал Медицина и право, где мы с командой помогаем внедрять право в бизнес-процессы безболезненно и делать бизнес безопасным.

2
Начать дискуссию