Работа с самозанятыми: как уменьшить риски?

В марте регулярно получаем вопросы от клиентов про ситуацию с самозанятыми и налоговой. Потенциальные проверки, о которых говорили на прошлой неделе, могут затронуть многих из них. Раз мы поделились описанием этих рисков ранее, давайте теперь расскажем как же с ними работать.

Работа с самозанятыми: как уменьшить риски?

Перевод в штат и заключение трудового договора

Если вы уже регулярно работаете с самозанятым и ваше сотрудничество пока бессрочно, то тут трудовой договор напрашивается сам по себе. Если все стороны согласны, а самозанятый нигде более не занят, то почему нет? В конечном итоге именно это от работодателей и ждет Роструд с ФНС.

Для работника, конечно, и гарантий в таком случае куда больше: условия расторжения отношений куда сложнее, появляются отпускные и оплата больничных. Однако, к сожалению, тут и кроется причина “подмен” трудового договора, как на это указывают контролирующие органы.

Рассмотрим гипотетическую ситуацию: у сайта компании есть системный администратор на удаленке, на него тратят по 54 000 ₽ в месяц. Сисадмин получает чистыми почти 50 000 ₽ после уплаты налога, параллельно занимается другими проектами. Работает по сайту от 2 до 4 часов в день, в некоторые дни его помощь может вовсе не требоваться. Все довольны.

Тут работодатель решает перевести его на трудовой договор во избежание проблем с проверками. Сисадмин при этом хочет также получать свои 50 000 ₽ чистыми. Но расходы теперь на него куда больше: 7 500 ₽ на НДФЛ, 12 600 ₽ пенсионных отчислений, 4 600 ₽ страховых взносов. Итого расходы на сисадмина возрастают до 74 700.

Конечно, когда нужно такую меру принять с несколькими специалистами сразу, то расходы растут еще более ощутимо. Потому на такой шаг стоит идти, если:

  • Самозанятый более ни с кем не работает;
  • Он осуществляет у вас деятельность на ежедневной основе;
  • Вы намерены сотрудничать бессрочно или без четких сроков окончания.

Но очевидно, что совпадение всех критериев происходит не в каждом случае. Может самозанятый просто берет ряд клиентов на фиксированный ежемесячный платеж? Тогда есть еще одна не самая приятная мера, на этот раз уже для самозанятого.

Из самозанятых в ИП

Рассмотрим здесь выбор упрощенки с 6% от дохода, что наиболее свойственно для оказывающих услуги ИП. Вернемся к примеру с сисадмином, что сделал такой переход. Теперь чтобы получить свои 50 000 ₽ чистыми работодателю ему также нужно перечислить в районе 54 000 ₽. Ведь у самозанятых налог при работе с ИП и ЮЛ также 6%, разницы нет по этой части. И новых проверок от налоговой на предмет подмены трудового договора не будет.

Однако здесь на статус накладываются дополнительные обязанности на уже бывшего самозанятого. Раньше у того страховые взносы были добровольными, теперь стали обязательными. Фиксированный взнос за 2024 год составит 49 500 ₽, что в разрезе 12 месяцев создает дополнительные 4 125 ₽ расходов в месяц.

И не стоит забывать про дополнительные страховые взносы: если доход за год превышает больше 300 000 ₽, то нужно заплатить дополнительные 1% взносов от суммы превышения. Условно наш сисадмин за год заработал 1 500 000 ₽, превышение равно 1 200 000 ₽, из которых 12 000 ₽ за год уйдут как дополнительные страховые платежи.

Соответственно при таком доходе за год ИП Сисадмин отдаст 90 000 ₽ налогами и 61 500 страховыми взносами, итого 151 500 ₽ расходов. На более чем 60% больше, чем если бы он оставался самозанятым.

Потому лучше быть честным с самозанятыми, если предлагать им такой вариант, ведь для них это очевидно финансово не выгодно. Не говоря о новых видах ответственности и штрафных санкциях ввиду предпринимательского статуса. Однако если самозанятый зарабатывает больше 2 400 000 ₽ в год, то он и без того обязан перейти на статус ИП.

Однако хоть оба варианта уменьшает риски при работе с самозанятыми, все же они не так предпочтительны ввиду очевидных минусов. Но есть еще варианты.

Минимизируем риски по рекомендациям от налоговой

Итак, в прошлый раз мы обозначили то, при каких условиях к вам может пожаловать проверка. Давайте пошагово разберемся с тем, как можно снизить риски проверок на основе рекомендация госорганов:

  • Оформляем правильно сам договор с самозанятым: если вы до сих пор это не сделали, то судьба дает вам знак. В нем обязательно пропишите объем и сроки оказываемых услуг, что в них входит и какие документы будут это подтверждать.
  • Не стоит закреплять порядок, режим и место оказания услуг: это ведь прямые признаки трудового договора, друзья. Если ваш сисадмин должен каждые 9 утра появляться в БЦ “Ромашка” и сидеть до 6 вечера, то вопрос при проверке будет очевидный.
  • Оформляем правильно акты оказания услуг: что было конкретно сделано и в каком объеме, а не просто получаем счет “Работа за март” и оплачиваем его.
  • Оплачиваем за конкретно оказанные услуги: ежемесячный фиксированный платеж, конечно, прекрасен, но ведь не может самозанятый так стабильно оказывать один и тот же объем услуг? В январе сисадмин потратил 40 часов на работу с сайтом, а в феврале - 30 часов. Так может привязать оплату к почасовке? Или же можно платить за результат, например, если у вас самозанятый занимается контент-маркетингом: пусть в счете за месяц будет число публикаций и конкретная стоимость единицы контента.

Такая индивидуальная работа с каждым самозанятым уже может дать существенное снижение рисков. Ведь слишком много компаний без всяческих договоров множественно платят самозанятым в одни и те же даты фиксированный платеж. И скорее всего они будут первыми в списке на проверку у Роструда и ФНС. Но это еще не все.

Не забывайте про новые “факторы проверки”: если у вас более 10 самозанятых, что работают более трех месяцев подряд и получают стабильно больше 20 000 ₽, то даже рекомендации выше не уберегут полностью.

Потому при наличии такой ситуации можно пройтись по таким вопросам:

  • Кто из самозанятых работает только со мной и нужен на бессрочной основе? Не против ли он заключить трудовой договор?
  • Кто из самозанятых может перейти на почасовку или оплату за результат?
  • Кто из самозанятых был бы не против перейти в статус ИП? Может он уже и без того зарабатывает более 2 400 000 в год?

Задавайте себе эти вопросы и обсудите это с самозанятыми, вполне себе варианты для маневра у предпринимателей имеются.

***

Конечно, режим НПД и без того стал настоящим подарком для предпринимателей и граждан, что давно хотели работать “в белую”. Но ужесточение контроля за самозанятыми не делают все хуже и тем более не откатывает все назад, заставляя расторгать отношения с самозанятыми. Скорее это просто подталкивает работодателей все свои отношения оформлять в соответствии с “буквой и духом закона”, что и ждут от них контролирующие органы.

Если же вам понадобится помощь или консультация по этому вопросу, то пишите. Будем рады помочь.

Чтобы не упустить важные новости, рекомендую подписаться на наш телеграм-канал Bodilovskiy&Partners.

2
3 комментария

Статья рассказывает о стратегиях работы с самозанятыми для уменьшения налоговых и юридических рисков.

Саммари:
- Перевод самозанятых в штат с трудовым договором
- Увеличение расходов при оформлении в штат
- Переход самозанятых в ИП с фиксированными взносами
- ИП платит налоги и страховые взносы
- Рекомендации по минимизации рисков проверок
- Правильное оформление договоров и актов
- Оплата за конкретные услуги, а не ежемесячно
- Учет "факторов проверки" при наеме самозанятых
- Анализ возможности перевода самозанятых в ИП
- НПД как удобный инструмент для предпринимателей
- Важность соблюдения законодательства в работе с самозанятыми

Стараюсь выделять самое важное для вас.

Ответить

У меня с самозанятыми подписан договор. Оказывают услуги тогда, когда мне нужно и сумма всегда разная. Параллельно работают в других местах по трудовому даже. Только не понятен момент по договору, вы пишите "В нем обязательно пропишите объем и сроки оказываемых услуг, что в них входит и какие документы будут это подтверждать"

1. Как я могу объём заранее прописать, если это всегда почасовка и оплачивается по факту работ. Как же я могу их предсказать?

2. Срок ведь можно ограничить 11 месяцами? Если всё всех устраивает - значит готовый договор или доп.соглашение. Приведите плохой пример, когда договор не имеет срока

3. Как бы вы грамотно указывали какие документы подтверждают работы? Акт оказываемых услуг в виде таблички подходит? Или есть примеры форм?

Ответить

Здравствуйте!

Спасибо за вопросы.

Отвечу по порядку:

1. Каждый случай индивидуален, в статье приведен стандартный случай, когда заранее понятны виды работ/услуг и их цена.

В вашем случае в договоре требуется конкретизировать виды работ, которые потенциально могут быть выполнены, и подробный порядок расчёта вознаграждения, которое определяется в зависимости от потраченного времени из расчета Х руб. за час., а также то, как эти часы фиксируются (как исполнитель/подрядчик подтверждает затраченное время).

2. Да, срок можно ограничить 11 месяцами.

Договор возмездного оказания услуг/выполнения работ вне зависимости от характера работ/услуг может быть заключен на неопределенный срок

3. Всё зависит от вида выполняемых работ/оказываемых услуг (например, самозанятый оказывает услуги по продвижению в социальной сети и вознаграждение рассчитывается в зависимости от привлеченных подписчиков, то помимо акта необходимо приложить выгрузку статистики из системы/снимки экрана и т.п.).

Да, акт, содержащий в себе детализированную таблицу подходит (например, "Написание постов, 10 ед., 1000 руб. за 1 ед.; Подготовка видео: 5 ед., 2000 руб. за ед.")

Ответить