Эксперимент по квотированию выбросов: много дыма и ничего

В 2018 году в рамках своего указа в числе прочего президент России Владимир Путин поручил чиновникам обратить пристальное внимание на качество воздуха в 12 самых неблагополучных по этому критерию городов страны. Задача была амбициозна - предстояло снизить количество выбросов аж на 20% к 2024 году, правда, в 2022 срок продлили до 2026. В качестве инструмента для решения поставленной задачи было выбрано квотирование вредных выбросов. Что пошло не так и почему целевые показатели до сих пор не достигнуты, разбираемся вместе с экспертами компании Жаров Групп.

Эксперимент по квотированию выбросов: много дыма и ничего

Эксперимент стартовал в 2020 году. В ТОП по уровню загрязнений, а значит, и в список участников эксперимента вошли такие города, как Магнитогорск, Норильск, Омск, Чита, Череповец, Челябинск и другие. Опирались на ФЗ-195, который создан в 2019 в рамках проекта “Чистый воздух”.

Для каждого города был найден свой перечень наиболее отравляющих воздух веществ, на котором и следовало сосредоточиться. Именно для их источников и было введено квотирование.

Как строилась работа?

Сначала эксперты провели анализ и определили основные загрязняющие вещества для каждого города. Росприроднадзор утвердил список объектов, которые нужно было подвергнуть квотированию. Общее количество таких объектов составило 487, причем 80 из них относились к первой категории, имеющей негативное воздействие на окружающую среду.

Интересно, что список объектов, подлежащих квотированию, не совпадал с уровнем загрязнения воздуха в каждом конкретном городе. Например, в Норильске, где ситуация с загрязнением самая серьезная, было всего 7 таких объектов. В то время как в Чите и Медногорске был всего по одному объекту, а в Омске целых 145.

В список же веществ, выбросы которых необходимо уменьшить, 9 - первого класса опасности, 17 - второго, а оставшиеся 11 вовсе не входили в перечень веществ, регулируемых государством, пока не вышло распоряжение правительства № 2909-р, вступившее в силу в этом году.

Интересно, однако, что из нового перечня пропали два приоритетных для квотирования вещества. В то же время, не было четких требований по формированию плана мероприятий, чтобы выполнить эти квоты, а потому чиновники меняли их буквально на ходу.

Например, варианты, разработанные и согласованные с межведомственными комиссиями по эксперименту, после его продления изменились почти в каждом городе, кроме Медногорска, Челябинска и Братска.

За счет чего снижают выбросы?

Для достижения снижения выбросов необходимо принимать комплексные меры, включая улучшение работы жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ), транспортной системы и промышленных предприятий. Доли вклада каждого из этих видов загрязнений в общий объем различаются в зависимости от города.

Например, в Чите планируется снизить выбросы на 18,5% за счет улучшения работы ЖКХ, включая модернизацию систем отопления и газификацию жилых домов. В то же время в Челябинске была проведена рекультивация городской свалки, что привело к уменьшению приоритетных загрязнений лишь на 0,72%, но это все равно было признано успешным шагом.

Норильск, Медногорск, Красноярск и Липец все усилия для достижения показателей должны сосредоточить на сфере промышленности. У предприятий было три месяца, чтобы подготовить план, в котором будет расписано, как уложиться в обозначенные квоты. Это очень сжатые сроки, которых может хватить лишь на составление списка мероприятий лишь с приблизительной оценкой эффективности. Реальные же показатели возможно узнать только по завершении пусконаладочных работ, потому в планах часто приписывались требуемые, а не реальные показатели.

Никакой конкретики

Из-за необходимости соответствовать требованиям пришлось разрабатывать и публиковать планы. Однако в этих планах отсутствовали детальные данные о снижении выбросов по каждому веществу, имелись лишь общие показатели. Даже в методике расчета целевых показателей не было учтено анализа эффективности борьбы с выбросами конкретных веществ. Основное внимание уделялось общим цифрам и отчетности.

Кто платит?

Проект финансируется из федерального бюджета. Города могут использовать полученные средства на приобретение отечественного электротранспорта, газомоторного транспорта, а также на строительство газопроводов, рекультивацию свалок и другие цели. В прошлом году на эти нужды было выделено 11.8 миллиардов рублей. Кроме того, промышленные предприятия могут получать субсидии от Фонда развития промышленности Минпромторга и льготные кредиты.

Суммы, выделяемые из бюджета, будут увеличиваться. С сентября 2023 года к списку из 12 городов было добавлено еще 29, срок выполнения мероприятий в них установлен до конца 2030 года. Планируется также включить еще 13 новых городов в этот список.

Работа ради работы

Добрые намерения эксперимента разбиваются об отсутствие конкретики как в методах его проведения, так и в оценке результатов. Складывается впечатление, что задача- просто сделать хоть что-то или создать видимость бурной деятельности. Постоянно сдвигаемые сроки результативности также не способствуют.

Правительство, по всей видимости, не планирует активно вмешиваться в эту ситуацию, предлагая лишь общие цели и задачи без ясных указаний. Например, объекты 1 и 2 категорий НВОС должны установить системы автоматического контроля на стационарных источниках загрязнений до определенных сроков, но требования к этим системам и надзор за их соблюдением не определены. Промышленные объекты должны получить экологическое разрешение перед внедрением систем, но кажется, что власти сами не до конца понимают, как оценивать эффективность эксперимента. В результате компаниям нет необходимости спешить с выполнением задач.

Что делать?

Для того, чтобы понимать, каких результатов должна достичь компания и как их вообще отслеживать, в эксперименте должна быть кристальная прозрачность и точность всех предоставляемых данных начиная от источников выбросов заканчивая измерением этих самых выбросов на максимальных мощностях.

Самым логичным и эффективным в данной ситуации будет создать систему цифрового мониторинга качества воздуха на территориях, попавших в эксперимент. Речь о ней шла еще в самом начале, но по сей день дело не сдвинулось с мертвой точки. Правительство предприняло попытку собрать единую базу данных ФГИс о состоянии окружающей среды от ответственных служб, но на это требуется время и вряд ли она заработает ранее 2025 года.

На данный момент отследить реальную эффективность эксперимента практически нереально.

Начать дискуссию