🎓 Чему нас не научили на юрфаке: мой личный топ-3 🎓

Если Вы практикующий юрист, то наверняка много раз попадали в ситуации, когда приходила мысль «вот лучше бы меня этому учили в университете, а не римскому праву с латынью». Студентам же, напротив, уже на этапе обучения полезно знать, на что следует делать упор в ВУЗе. В общем я предлагаю свой личный ТОП-3 вещей, которым, на мой взгляд, не особо учат на юрфаке.

🎓 Чему нас не научили на юрфаке: мой личный топ-3 🎓

Для тех, кто впервые меня читает, представлюсь. Меня зовут Кутаев Владимир, и я юрист в области сопровождения онлайн-бизнеса и IT-стартапов 👨‍💼

Писать документы 📃

Одной из главных составляющих юридической работы является подготовка документов. Это могут быть процессуальные бумаги (исковые заявления, апелляционные жалобы, заявления и так далее), а могут быть и корпоративные (договоры, приказы, локальные акты и прочее). Вот всему этому в максимально небольшом количестве обучают в университете.

Есть такой предмет, как юридическая техника, где объясняют правила подготовки документов, ключевые азы. Мне из обучения действительно запомнились некоторые советы из данного курса, потому что был весьма хороший преподаватель. Например, он максимально профессионально объяснял, как «по силе» лучше располагать аргументы в жалобе. Вроде бы очевидная штука, но студентам это очень полезно узнать и понять. Да и сейчас я вижу то, как коллеги делают «сильные» аргументы маленькими и незаметными, что сказывается на итоговом результате.

Это здорово, но, к сожалению, таких вот вещей мало для того, чтобы делать классный договор или жалобу. Когда студент выпускается из ВУЗа, он сталкивается с одной грустной истиной – его не берут на работу, ведь он ничего не умеет. И во многом это не его вина, а вина именно программы. Он может отлично знать теорию гражданского права по договору авторского заказа, но он не сможет его составить просто по той причине, что не знает структуру документа.

Это моя огромная боль (и не только моя, но и кучи других юристов) 😢 Потому что если бы нас всех учили реальному навыку составления документов, то профессиональная ценность после выпуска бы выросла.

Совет студентам: читайте документы в Интернете, старайтесь анализировать их, вносить правки. Если проходите исковое заявление, то попробуйте сами его сделать, чтобы понять суть этого документа.

🎓 Чему нас не научили на юрфаке: мой личный топ-3 🎓

Отсутствие соотношения «права» и интересов доверителя 🤷‍♀

Тут не совсем однозначная и понятная тема, но я попробую объяснить. В институтах нас учат тому, как минимизировать риски, но не учат соотносить их с интересами клиента/работодателя. Условно Вам приходит договор контрагента. Вы понимаете, что потенциально в теории 10 пунктов из него несут риски. Вы вносите правки. Вам приходит обратная связь, что по 5 пунктам они приняли Ваши правки, а по 5 нет. Что делать?

И вот тут включается очень важный навык, которому редко находится место в обучении. Вы должны проанализировать оставшиеся 5 пунктов и понять, реальны ли вообще обнаруженные Вами риски или это просто вопрос правовой корректности. Если это весьма абстрактные риски, то лучше не тормозить бизнес и пропустить документ.

Это также большая проблема всех нас (и меня тоже), потому что я сталкивался с ситуациями, да и сам бывал таким, когда до посинения мог отстаивать какую-то абсолютно несущественную правку. А ведь обсуждение документа тормозит реальные бизнес-процессы, и тут Вам не поставят тройку, тут просто могут потерять крупные деньги.

🎓 Чему нас не научили на юрфаке: мой личный топ-3 🎓

Коммуникация с представителями гос. органов 🏨

Здесь, конечно, можно всегда указать на то, что это такой софт скилл, который человек должен самостоятельно развивать в ходе своей жизни и профессиональной деятельности, однако мне кажется, что с учетом важности данного качества к таким вещам следует готовить и в институте.

И я здесь говорю не только о непосредственном общении, но и об столкновении учебника с реальностью. Мы читаем ГПК и запоминаем процессуальный срок вынесения решения в окончательной форме, но ответьте мне – хоть кто-то получил его вовремя? Сомневаюсь. И именно подобные вещи, то, как на них реагировать, следует разжевывать молодым юристам.

Я думаю, есть еще много аналогичный вещей, которые можно было бы вспомнить и которым нас не научили на юрфаке. Хотелось бы серьезной оптимизации образовательной программы, чтобы ценность юристов на выходе была гораздо больше, и не только из-за самомнения самих выпускников, но и из-за того, что они действительно умеют и знают многое. Пишите в комментарии свои качества, которым Вас не научили в университете.

🔥 Если Вам интересна жизнь и карьера юриста в мире IT и онлайн-бизнеса, то подписывайтесь на мой ТГ-канал, где я делюсь множеством полезных лайфхаков и историй 🔥

1616
6 комментариев

так со всеми профессиями ,к сожалению вузы часто не дают много практических знаний и в принципе много нужно изучать самостоятельно и все зависит от студента

1
Ответить

Согласен. Образовательные программы не успевают за действительностью

1
Ответить

Очень интересная статья, спасибо!

Ответить

Благодарю!)

1
Ответить

Еще должно обязательно быть во всех вузах проведение "mock trial". В топовых вузах еще есть, а в обычных часто нет в итоге люди просто не имеют понятия как себя вести в суде и не знают как ведут судебный процесс. Конечно в теории это всё хорошо, но когда проводится целое судебное заседание где допустим дают спор, преподаватель судья, а студенты стороны и полностью когда моделируется ситуация это уже более ценно.

Ответить