Договорные отношения с сервисными компаниями

Юридический аспект — важная часть отношений в IT сфере. В данной статье собраны базовые знания про юридические аспекты отношений “заказчик — сервисная компания”, которые будут полезны каждому.

Договорные отношения с сервисными компаниями

Договор и приложения к нему

Начать лучше всего с самого основного, без чего договорные отношения невозможны в принципе.

Договор

Договор — это фундамент, без которого начало и конец невозможны ни в мире IT, ни в каком-то другом. Любые споры и конфликты регулируются условиями и обязательствами, описанными в договоре, им же руководствуются и при составлении остальных документов. Поэтому старайтесь быть внимательными и не подписывать (а лучше и не составлять) договоры без человека с профильным юридическим образованием, если такой у вас имеется в окружении.

Саше нравится Маша, а Маше — Саша. Выяснив этот факт, они заключают договор, где письменно подтверждают, что обязуются друг друга любить. Однако просто заявить о намерении любить мало. Необходимо прописать основные пункты, чтобы избежать недопониманий.

Что обычно в себе содержит договор из обязательных пунктов:

  • предмет;
  • цена и порядок расчетов;
  • сроки выполнения работ;
  • порядок сдачи приемки работ;
  • гарантийные обязательства;
  • ответственность сторон;
  • порядок расторжения;
  • порядок решения споров;
  • условия конфиденциальности;
  • заверения об обстоятельствах;
  • заключительные положения;
  • реквизиты сторон и подписи.

Предмет, цена, порядок расчетов, сроки выполнения

Как уже было отмечено ранее, в договоре обязательно должны быть прописаны объем работ и срок их выполнения. Указывать относительные сроки с формулировкой “5 дней после завершения этапа 123” не рекомендуется, так как есть серьезный риск не получить (и не сдать) работы вообще никогда. Однако, как правило, список работ быстро меняется, а оценка всех сроков часто и вовсе невозможна.

Одно из решений, с которым наверняка часто сталкивались все — приложение к договору. В приложениях можно прописать детально каждый вид работ, оценить сроки и стоимость.

Но возникает вопрос. Если приложение такое универсальное, то что же делать с основным договором, если детали из него ушли? Ответ простой. Оставьте только самое необходимое:

  • Фиксируйте рамки отношений законами РФ.
  • Сообщайте, что перекладываете все на приложения.

Пример формулировки:

Исполнитель обязуется выполнить для Заказчика работы, указанные в Приложениях (Спецификациях) к настоящему Договору (далее Работы), а Заказчик обязуется принять и оплатить Работы.

Приложение к договору (дополнительное соглашение)

Чем же в итоге является и что содержит в себе приложение к договору? Это документ, ссылающийся на основной договор с детализацией работ и сроков их приемки.

Саша, подписав договор о любви к Маше, решил уточнить, что любовь будет проявляться: в отсутствии разбросанных носков, мытье посуды утром после завтрака, романтических ужинах не реже 3 раз в месяц и походах в гости к Машиной маме на каждый её день рождения. При выполнении всех этих обязательств Маша будет ежедневно готовить ужины и менять постельное белье раз в неделю.

В приложении к договору дополнительно можно прописать что угодно: ТЗ, User Stories и Use Сases, спецификации на интеграции, календарный план.

Самое главное в этом случае — указывать только четкий список задач, который вы способны сделать за указанный период и сумму (или реально ожидаете, а не надеетесь). Планы на будущее развитие лучше вынести за рамки документа, ведь всегда можно сделать еще одно приложение.

Второй, но очень важный момент: всегда помните, что неподписанные хотя бы одной из сторон приложения не имеют никакой силы, даже если они упоминаются в дополнительном соглашении или договоре.

При отсутствии необходимых подписей не пускайте дело на самотек, в таком случае смысл всей вашей работы не имеет уже никакого значения. Будет бессмысленно что-то доказывать руководству, партнерам или суду.

Иногда дожидаться от партнера подписей из-за бюрократии или по иным причинам можно бесконечно долго. Чтобы ускорить процесс смело прикрывайтесь юридическим отделом, сказав, что вы бы и рады продолжить работы, но коллеги не пропускают документы, и работы продолжать уже невозможно. Пишите письма о переносе сроков и приостановке работ. Это вопрос вашей юридической грамотности и безопасности. И скорости реакции второй стороны.

Так Саша, подписав со своей стороны ДС, и выполнив все условия, по истечении месяца так и не получает от Маши чистого постельного белья и вкусного ужина. Почему? Потому что Маша не подписалась под этим. И Маша не должна ничего Саше. Даже “спасибо”.

Ответственность сторон

Договорные отношения с сервисными компаниями

У медали две стороны. В нашем случае медалью выступает такой пункт, как ответственность сторон. Очевидно, что за неисполнение условий договора применяется ответственность. И хотя прописать в соответствующем пункте можно все, что устроит вас и ваших коллег, не стоит впадать в крайности. Ответственность за нарушение или частичное неисполнение условий договора, как и сам договор, основывается на законах РФ и только потом на ваших пожеланиях.

Здесь более правильным вариантом будет согласование ответственности с юристом, который, зная дух и буквы закона, составит верные формулировки. Если же юриста под рукой не было, руководствуйтесь законом в первую очередь, чтобы в случае рассмотрения дела, суд не отбросил все выгодные вам пункты.

Например:

Применение штрафных санкций не освобождает Стороны от исполнения обязательств по Договору.

Пени

Еще одна неотъемлемая часть ответственности — пени.

Пени — штрафная санкция за несвоевременное выполнение установленных договором обязательств, которая исчисляется в процентах от оговоренной в договоре суммы за каждый просроченный день.

Справедливо облагать пенями всех участников договора, ведь потраченные силы, ресурсы и время не должны остаться всего лишь энтузиазмом для пострадавшей стороны. Если исполнитель несет ответственность, например, за срыв сроков, то и заказчик будет должен за несвоевременно предоставленную информацию или задержку оплаты.

Обычно пеней опасаются, так как в представлении большинства они могут повлечь за собой достаточно большую сумму и уйти “в минус”.

Однако все становится проще, если учесть два простых правила:

  • Процент пени всегда маленький. Обычно это 0,1% от суммы за каждый день просрочки.
  • Можно установить максимальную сумму пеней, превысить которую недопустимо. Например, 0,1% за каждый день просрочки, но не более 10% от договора.

Так Саша, не увидев домашнего ужина от Маши, требует вернуть все потраченные расходы на подарки. Подарков было много и стоили они дорого. Но можно не рассчитывать на возмещение всех расходов, ведь более 10 000 рублей Маша может не возвращать.

Убытки и недополученная прибыль

Когда пени не всегда кажутся достаточно хорошим извинением за предоставленные неудобства, особенно обидчивые партнеры используют термин “убытки”.

Убытки и недополученная прибыль — слова, которые часто используют для устрашения, но применить и доказать их намного сложнее чем, может показаться.

Убытки — выраженные в денежной форме потери; уменьшение материальных и денежных ресурсов в результате превышения расходов над доходами. Недополученная прибыль — часть убытков, которые заказчик вправе вам выдвинуть.

Претензии из-за недополученной прибыли возможны при условиях:

  • Потери реальной финансовой прибыли.
  • Прямой взаимосвязи между действиями (или бездействием) одной из сторон договора и полученными реальными убытками.

Между Сашей и Машей заключен договор о любви. В свою очередь, между Сашей и Васей заключен договор о ежемесячной поставке голландских тюльпанов.

Однажды Вася поставил партию тюльпанов не того сорта, о котором договорился с Сашей, вследствие чего у Маши возникла аллергия. С чеками о тратах на услуги скорой помощи и пенями от Маши за невыполненный пункт о цветах, Саша, захватив договор о поставке тюльпанов, идет в суд.

Именно недобросовестное исполнение Васиных обязательств стало причиной реальных убытков. Вася в свою очередь может предъявить иск к поставщику тюльпанов, который обещал 100% качество своего продукта.

Но на самом деле доказать причинно-следственную связь между работами по договору и недополученной прибылью крайне сложно.

Судебной практики по таким искам очень мало. На момент января 2020 года Консультант Плюс утверждает, что такой практики нет вовсе. Даже если иски и готовились, то они просто не дошли до суда.

Поэтому заявлять об убытках и недополученной прибыли лучше после того, как вы посоветуетесь со своим юристом.

Что более существенно, так это прописанный в договоре штраф за невыполнение или нарушение обязательств. Или за расторжение договора в размере, например, + 10% от цены договора.

Расторжение Договора

Может ли только одна сторона расторгнуть договор?

Односторонний отказ от исполнения настоящего договора (полностью или частично) допускается только в случае существенного нарушения договора другой стороной. Что понимается под “существенным нарушением”, решить надо еще на берегу. Например, это может быть просрочка более чем на 30 рабочих дней.

Как расторгнуть договор правильно?

Договор считается расторгнутым с даты получения стороной, допустившей существенное нарушение условий договора, уведомления от другой стороны об одностороннем отказе от исполнения договора полностью или частично или его изменении, если иной срок не указан в таком уведомлении.

Полезная формулировка:

В случае расторжения Договора по основаниям, предусмотренным п. __ Договора, авансовый платеж по Договору не подлежит возврату Заказчику.

(все то, что подарил Саша Маше — остается Машиным).

В следующей части расскажем про гарантийные письма (гарантируют ли они что-то?), претензии, акты.

Автор материала: Карина Кваскова

44
Начать дискуссию