Обзор зарубежных цифровых платформ для групповых исков

Во всем мире институт групповых исков попал в тренд цифровизации. Одним из направлений этого выступают разные платформы, которые облегчают взаимодействие между потенциальными истцами и юристами. Мы с Артемом Сабировым решили рассказать о популярных решениях в этой области.

Мы уже говорили, что большое количество членов группы ставит перед юристами непростые вопросы администрирования и технического сопровождения групповых исков. Для решения этих трудностей в некоторых странах появились цифровые платформы. Это не «кустарные» сайты юристов-энтузиастов, а серьезные агрегаторы различных сервисов и информации, которые дают возможность – конечно, каждый по-своему – управления таким проектом: от сбора людей в группу и подачи иска до получения членами группы выплат от ответчика.

Значимость таких платформ с практической точки зрения сложно переоценить: они существенно повышают управляемость группой, увеличивают прозрачность процессов, дают средства для адекватного информирования группы о статусе дела, существенно уменьшают объем технической работы и в целом предполагают решение ключевых вопросов «в одном месте».

Неслучайно в России муссируется идея создания единой платформы для групповых исков, правда, пока на уровне обсуждения инициативы: «[Е]диная информационная система, в которой будет сосредоточена вся информация по поводу как уже поданных коллективных исков, так и о тех исках, которые планируются к подаче, помогла бы не только истцам, находящимся порой в разных регионах, но и судам в части предоставления процессуальных документов».

В разных странах мы нашли несколько десятков цифровых платформ для консолидации группы и подачи групповых исков в суд. Остановимся только на нескольких из них с учетом их соответствия «портрету» – продукты, в которых агрегация пользователей не являлась ключевой функцией, сюда не попали. К примеру, здесь мы не рассматриваем Simpluris, который специализируется на предоставлении специального ПО для юристов, сопровождающих групповые споры, или CPT Group и JND, которые сфокусированы на оказании административных и технических услуг в связи с групповым производством (в частности, проведение пиар-компаний, почтовая и электронная рассылка корреспонденции и т.п.).

MyLeo (Франция)

На сайте этой платформы опубликованы актуальные уведомления о присоединении по различным требованиям из массовых нарушений: неполадки автомобильных двигателей, некачественные аппараты искусственной вентиляции легких, некачественные лекарства, недобросовестное управление хэдж-фондом, загрязнение почвы химикатами. Каждое из этих уведомлений позволяет подать заявку на присоединение к соответствующему требованию. Само уведомление – это обширный документ с подробным описанием фактических обстоятельств, хронологии событий, необходимых для присоединения документов, условий для присоединения (например, быть владельцем автомобиля определенной марки конкретного года выпуска, быть клиентом конкретной инвестиционной программы хедж-фонда в конкретный период, употреблять определенное лекарство конкретного года выпуска). Платформа затрагивает не только судебные, но и досудебные обращения (петиции).

Важно, что услуги самой платформы для пользователя бесплатны, но при этом за услугу по анализу конкретного комплекта доказательств пользователя взимается плата (в среднем, от 400 до 500 евро).

Сейчас на сайте myleo.legal размещена информация о десятке групповых исков, к которым можно присоединиться.

Justice.cool (Франция)

С одной стороны, платформа представляет собой полноценный правовой портал, который содержит не только новости о массовых нарушениях, но и различные типовые решения ситуаций (например, взыскание арендной платы), рекламные материалы юристов, интервью с юристами, расследования и проч. С другой – платформа предоставляет широкий ассортимент ПО для юристов, специализирующихся на групповых исках. В частности, платформа предлагает свою систему CRMдля управления коммуникацией юристов с клиентами.

Особенность платформы состоит в том, что на ней предусмотрена услуги по контролю расходования денежных средств, автоматическому выставлению счетов и даже финансирование судебных расходов третьей стороной. Кроме того, платформа интегрирована с почтовым оператором, который позволяет отправлять бумажную почту. Наконец, у платформы есть интеграция с базами судов и судебных приставов.

Для членов группы услуги платформы бесплатны. Сейчас на сайте justice.cool размещена информация о 15 групповых исках, к которым можно присоединиться.

Top Class Action (США, Соединенное Королевство, Канада)

Платформа представляет собой по существу «доску объявлений» о групповых исках. На сайте опубликованы сведения об актуальных групповых исках, в которых можно поучаствовать, и об актуальных мировых соглашениях по ним. Эти данные публикуют на платформе различные юридические фирмы, специализирующиеся на ведении таких дел. Также на платформе размещаются новости, связанные с групповыми исками: хроника конкретных групповых исков (например, подача иска, заключение мирового соглашения), расследования массовых инцидентов (с предложением присоединиться).

Бизнес-модель платформы заключается в посредничестве между юристами и клиентами без каких-либо дополнительных услуг – услуги платформы для клиента бесплатны.

Это единственная найденная нами международная (только в рамках стран общего права) платформа в этой сфере.

Сейчас на сайте topclassactions.com размещена информация о более чем 50 групповых исках. Однако распределение между странами (США, Великобритания, Канада) неравномерное: только 3 иска заявлены в разделе сайта про Канаду, остальные – в разделе о США. В разделе про Великобританию вовсе отсутствует информация об исках, к которым можно присоединиться, что странно, учитывая обширную практику английских судов по таким делам.

Classaction.org (США)

Данная платформа фактически дублирует Top Class Action, также выступая «доской объявлений» и новостным порталом для групповых исков.

Ее особенность видится в том, что под каждым уведомлением о присоединении открыты комментарии для пользователей, где они могут обменяться мнениями и опытом. Например, пользователи пишут, что пользовались спорным товаром, просят с ними связаться, задают друг другу вопросы и комментируют ответы, а также уточняют детали уведомления о групповом иске.

Сейчас на сайте classaction.org размещена информация о более чем 50 групповых исках, в которых можно поучаствовать.

Выводы

Этот обзор на примере нескольких популярных зарубежных цифровых платформ для групповых исков показывает, что нет «единого стандарта» в части их содержания и функционала. Что важно – такой стандарт и не требуется, поскольку цифровые платформы – есть инициатива частного капитала, который самостоятельно определяет: а) набор проблем, которые решает платформа, б) способ их решения. От этого зависит, в частности, есть ли у пользователя личный кабинет, насколько он технически оснащен, какие инструменты и услуги платформа предлагает юристам, как и на чем она может зарабатывать или, напротив, быть полностью некоммерческой. Для обычного пользователя услуги платформы (не связанные с юридической помощью), как правило, бесплатны.

Мы не нашли ни одной платформы в других странах, которая была бы похожа на обсуждаемую сейчас в России идею «единой государственной платформы». Какая платформа (государственная или частная) будет более эффективной и какие технические опции и решения будут наиболее востребованы для пользователей – может показать опыт их применения.

Возможно, именно низкой государственной поддержкой и в известном смысле бюрократизмом объясняется общая слабость интеграции существующих платформ с данными государственных систем (за исключением французской Justice.cool).

Аккумулировать все только на государственной платформе видится нам утопичной идеей, поскольку для развития современной цифровой инфраструктуры для групповых исков требуется серьезное вовлечение юридических фирм и адвокатского сообщества. Поэтому вполне возможно, что государственная и частные платформы могут сосуществовать и быть частично интегрированными. Государственная платформа может выступать как общая инфраструктура. Например, предоставлять доступ к судебным делам, давать возможность подавать заявления в суд в электронном виде, информировать потенциальных членов группы и ответчиков через портал Госуслуг. А уже в рамках этой общей инфраструктуры другие (частные) платформы могли бы развивать свои клиентоориентированные сервисы.

Материал впервые опубликован на Право.Ру:

11
Начать дискуссию