Новые правила утверждения инвестиционных программ в электроэнергетике

Новые правила утверждения инвестиционных программ в электроэнергетике

В 2023 году процесс утверждения инвестиционных программ электросетевых компаний претерпел существенные изменения.

С выходом Постановления Правительства 923 от 02.06.2023 запущена процедура цифровизации процессов утверждения инвестиционных программ.

В этой статье мы рассмотрим новый порядок утверждения инвестпрограмм, ключевые даты процесса, роль различных участников, синхронизацию с тарифной кампанией и типичные ошибки, которых следует избегать.

Электросетевые компании формируют свои инвестиционные программы в соответствии с государственной политикой в энергетике, направленной на обеспечение надежного энергоснабжения, устойчивое развитие отрасли, энергосбережение, привлечение инвестиций и повышение контроля за их эффективностью. Инвестпрограммы должны обеспечивать экономически обоснованный уровень доходности капитала, поддерживать отечественных производителей и применять инновационные инструменты привлечения инвестиций.

Новые правила утверждения инвестиционных программ в электроэнергетике

ПП РФ № 977

Постановление Правительства РФ от 01.12.2009 № 977 устанавливает правила утверждения инвестиционных программ, а также правила, в соответствии с которыми процесс контролируется регуляторами. Кроме того, Постановление определяет, кто будет утверждать инвестиционную программу субъекта — региональные или федеральные органы власти (РОИВ или ФОИВ).

Министерство энергетики РФ утверждает инвестиционные программы:

  • ПАО «Россети», как организации по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью (ЕНЭС);

  • сетевых организаций, которые входят в группу Россети;

  • Гидрогенерирующих компаний.

  • Госкорпорации «Росатом».

  • АО «Системный оператор Единой энергетической системы» (АО «СО ЕЭС»).

Минэнерго совместно с Росатомом утверждает программы для субъектов, планирующих строительство или модернизацию атомных электростанций.

Органы исполнительной власти субъектов РФ утверждают программы для организаций, которые:

  • имеют значительную долю региона в уставном капитале;
  • финансируются за счет тарифов, регулируемых на региональном уровне;
  • планируют строительство или реконструкцию крупных генерирующих объектов;
  • работают в неценовых зонах оптового рынка;
  • финансируются за счёт тарифов на передачу электроэнергии, регулируемых на федеральном уровне.
Новые правила утверждения инвестиционных программ в электроэнергетике

Согласно Постановлению № 977, инвестиционный проект — это вложение инвестиций в сооружение объектов основных средств или нематериальных активов, включая:

  • приобретение;
  • создание;
  • реконструкцию;
  • модернизацию или модификацию;
  • техническое перевооружение.

Цель инвестиционного проекта — получение прибыли, и / или достижение иного полезного эффекта.

Объекты основных средств — это объекты, предназначенные для использования в течение более 12 месяцев: здания, сооружения, земля, станки, оборудование, транспорт и т. п.

Инвестиционная программа призвана реализовывать цели государственной политики по оптимизации инвестиций и развитию энергетики. Процесс её утверждения служит инструментом для достижения этих целей, обеспечивая контроль и последовательность в развитии отрасли.

ПП РФ № 923

Утвержденное 2 июня 2023 года Постановление Правительства РФ № 923 меняет период, порядок и процесс утверждения инвестиционной программы в целях повышения прозрачности, оптимизации контроля и скорости утверждения.

ПП РФ № 923 вносит в Постановление № 977 следующие ключевые изменения:

  • рассмотрение проектов ИПР в соответствии с новыми Правилами начинается сразу по факту опубликования информации о проекте согласно стандартам раскрытия;

  • изменяется порядок раскрытия информации и ее состав. Раскрытие информации о первичном проекте инвестиционной программы производится с 1 марта по 30 апреля;

  • период планирования ИПР должен составлять не менее 4 лет, включая год раскрытия;

  • государственные органы и организации направляют свои заключения не только в уполномоченный орган, но и субъекту электроэнергетики;

  • исключен этап формирования доработанного проекта ИПР;

  • изменены сроки проведения согласительных совещаний;

  • уточнены основания прекращения ИПР;

  • уточнены полномочия АО «СО ЕЭС» при рассмотрении проектов ИПР.

Новые правила утверждения инвестиционных программ в электроэнергетике

Также предусмотрена синхронизация проектов ИПР с Схемой и программой развития электроэнергетических систем России (СиПР) (Письмо Минэнерго России от 09.06.2023 № СП-9002_07).

Новые правила утверждения инвестиционных программ в электроэнергетике

После рассмотрения ключевых изменений, внесенных Постановлением Правительства РФ № 923, и общего порядка утверждения инвестиционной программы, давайте более детально рассмотрим этапы этого процесса с указанием конкретных сроков. Это поможет лучше понять временные рамки и последовательность действий всех участников процесса утверждения инвестиционной программы.

Новые правила утверждения инвестиционных программ в электроэнергетике

1 этап: Раскрытие информации о проекте ИПР

2 этап: Рассмотрение проекта ИПР ОИВами и ответственными организациями, направление замечаний

3 этап: Согласование замечаний и доработка ИПР

4 этап: Утверждение ИПР уполномоченным органом

Сроки утверждения ИПР установлены Правилами с учетом изменений, внесенных ПП РФ № 923. Ключевые даты включают начало процесса раскрытия информации об ИПР, срок публикации при отсутствии разногласий и крайний срок сдачи доработанного проекта. Промежуточные сроки учитывают время на работу ОИВ, исправление замечаний электросетевыми организациями и деятельность Правительственной Комиссии. Протокол согласительных совещаний определяет срок исправления замечаний, но раскрыть информацию о доработанном проекте инвестпрограммы сетевая организация должна не позднее 1 декабря.

Ключевые даты процесса утверждения ИПР Министерством энергетики РФ на 2025 год

С учётом того, что цикл утверждения ИПР в 2024 году уже заканчивается, мы рассчитали ключевые даты процесса утверждения инвестиционных программ в 2025 году. При расчёта мы опирались на производственный календарь 2025 года и максимальные регламентированные сроки на те или иные действия участников процесса.

Новые правила утверждения инвестиционных программ в электроэнергетике

При отсутствии неурегулированных разногласий

1. С 1 марта по 30 апреля происходит раскрытие электросетевыми организациями информации о проекте инвестиционной программы и об обосновывающих ее материалах.

2. До 31 мая проходит доработка проекта ИПР в случае мотивированного отказа со стороны Минэнерго (РОИВ) в его раскрытии.

3. До 8 июля должны быть предоставлены замечания государственных органов и организаций (25 рабочих дней с момента публикации информации, п. 19 Правил).

4. До 5 августа должны быть предоставлены замечания Минэнерго (45 рабочих дней с момента публикации информации, п. 21 Правил).

5. a) До 7 октября, в течение 45 рабочих дней с момента направления своего замечания, Минэнерго на совещаниях с участием уполномоченных представителей субъекта электроэнергетики и высших исполнительных органов субъектов Российской Федерации рассматривает заключения органов исполнительной власти, принимает решения по по доработке проекта инвестиционной программы с указанием срока доработки (п.22 Правил);

б) До 7 октября, в течение 45 рабочих дней с момента направления своего заключения на проект инвестиционной программы, Минэнерго проводит согласительные совещания с участием представителей субъекта электроэнергетики, федеральных органов исполнительной власти для рассмотрения разногласий по проекту. (п. 24 Правил).

6. До 14 октября, 5 рабочих дней, может занимать подготовка и направление протоколов совещаний из пункта 5 подпунктов а) и б) (пункты 22, 24 Правил).

7. До 5 ноября, 15 рабочих дней, может занимать доработка ИПР организациями, если в протоколах не установлен иной срок (п. 26 Правил).

8. До 19 ноября, в течение 10 рабочих дней, Министерство энергетики РФ направляет субъекту электроэнергетики заключение по результатам рассмотрения доработанного проекта инвестиционной программы, содержащее информацию об отсутствии замечаний (п. 27 Правил).

9. До 10 декабря, в течение 15 рабочих дней, Минэнерго утверждает инвестиционную программу при отсутствии замечаний (п. 29 Правил).

Процесс удлиняется, если заключение Минэнерго получено с замечаниями, такими как:

  • наличие ложных сведений в раскрытой информации о проекте инвестиционной программы;
  • не учтены решения, указанные в пункте 26 Правил, или есть изменения, не предусмотренные этими решениями;
  • проект инвестиционной программы не соответствует условиям, указанным в разделе II Правил. (п. 27 Правил).

В этом случае субъект электроэнергетики до 3 декабря, в течение 10 рабочих дней после получения заключения Минэнерго с замечаниями, должен устранить их и повторно раскрыть информацию о проекте (п. 27 Правил)

Срок утверждения инвестиционной программы Минэнерго при этом может сдвинуться до 25 декабря.

При наличии неурегулированных разногласий

Если в ходе согласительных совещаний были выявлены неурегулированные разногласия, процесс утверждения инвестпрограммы затянется, добавятся дополнительные этапы. Давайте рассмотрим такой сценарий.

1. До 14 октября, 5 рабочих дней, Минэнерго готовит протоколы согласительных совещаний, в которых есть неурегулированные разногласия, и направляет на их на подпись субъекту электроэнергетики (п. 24 Правил).

2. До 23 октября, через 7 рабочих дней с момента отправки протоколов субъекту электроэнергетики, в случае неподписания документов, Минэнерго направляет в Правительство РФ обращение о рассмотрении неурегулированных разногласий по ИПР Правительственной комиссией. Обращение включает протоколы совещаний, материалы разногласий и ссылку на опубликованную информацию о проекте (п. 25 Правил).

3. До 12 ноября, в течение 20 календарных дней с момента получения обращения от Минэнерго, комиссия рассматривает неурегулированные разногласия (п. 25 Правил).

4. До 19 ноября, в течение 5 рабочих дней после рассмотрения разногласий, комиссия направляет решение в Минэнерго (п. 25 Правил).

5. До 26 ноября, в течение 5 рабочих дней после получения решения комиссии, Минэнерго передаёт его субъекту электроэнергетики (п. 25 Правил).

6. В течение 15 рабочих дней или в срок, установленный Правительственной комиссией, но не позднее 1 декабря, субъект электроэнергетики раскрывает информацию о доработанном проекте ИПР (п. 26 Правил).

7. До 12 декабря 2025 года, в течение 10 рабочих дней, Министерство энергетики РФ направляет субъекту электроэнергетики заключение по результатам рассмотрения доработанного проекта инвестиционной программы, содержащее информацию об отсутствии замечаний (п. 27 Правил).

8. До 13 января, в течение 15 рабочих дней, Минэнерго утверждает инвестиционную программу при отсутствии замечаний (п. 29 Правил).

Процесс ещё больше удлиняется, если заключение Минэнерго получено с замечаниями, перечисленными в пункте 27 Правил.

Новые правила утверждения инвестиционных программ в электроэнергетике

В этом случае субъект электроэнергетики до 26 декабря, в течение 10 рабочих дней после получения заключения Минэнерго с замечаниями, должен устранить их и повторно раскрыть информацию о проекте (п. 27 Правил)

Срок утверждения инвестиционной программы Минэнерго при этом может сдвинуться до 27 января следующего года.

По опыту наших экспертов, правда, подобных прецедентов с утверждение инвестиционной программы в январе следующего года ещё не было. Самая поздняя дата Приказа Минэнерго, утверждающая проект ИПР на сегодняшний день — 30 декабря.

Что мы имеем:

При отсутствии неурегулированных замечаний инвестиционная программа может быть утверждена до 10 декабря 2025 года.

При наличии неурегулированных разногласий ИПР может быть утверждена до 27 января 2026 года.

П. 26 ПП РФ 977 устанавливает, что публикация в сети Интернет доработанной ИПР происходит в сроки, указанные в протоколах, при их отсутствии — в течение 15 рабочих дней со дня получения протокола, но не позднее 1 декабря.

ПП РФ от 07.02.2024 № 133 внес изменения в ПП РФ № 1178 и скорректировал сроки тарифной кампании. Теперь установление тарифов происходит до 1 декабря. То есть решения в ИПР, доработанной и утвержденной позднее 1 декабря, могут быть не поддержаны тарифами.

ПП РФ № 1178 и ПП РФ № 133

ПП РФ № 1178 от 29.12.2011 определяет Правила, регламентирующие основания, порядок установления, пересмотра и применения цен (тарифов) в электроэнергетике. Эти Правила соответствуют Основам ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике. ПП РФ № 133 внесло изменения в порядок тарифного регулирования, в частности, в сроки принятия тарифных решений.

График тарифной кампании

Как и утверждение ИПР, тарифная кампания проходит на протяжении всего года. До 15 августа новые ТСО должны подать заявку на установление тарифов для себя, а кампания целиком завершается 1 декабря. Рассмотрим ход тарифной кампании подробнее.

1. До 15 августа новая ТСО может подать заявку на установление индивидуальных цен (тарифов) на услуги.

2. До 1 сентября уполномоченные органы должны провести анализ на соответствие критериям отнесения к ТСО (ПП РФ № 184 от 28.02.2015). В случае выявления несоответствия критериям ТСО дело об установлении тарифов закрывается без возможности нового обращения в РЭК.

3. До 15 октября происходит утверждение Сводного прогнозного баланса электроэнергии и мощности.

В сводном прогнозном балансе отражаются объемы электрической энергии (мощности), поставляемой в регионе.

4. 1 ноября завершается срок представления последних обосновывающих материалов об установлении тарифов и (или) предельных уровней тарифов на электрическую энергию (мощность), поставляемую населению.

1 ноября также происходит установление предельных уровней тарифов на услуги по передаче электроэнергии по ЕНЭС.

5. До 1 декабря года происходит установление цен (тарифов) для населения на услуги по передаче электрической энергии, сбытовых надбавок гарантирующих поставщиков.

Важно понимать, что если ИПР будет утверждена позднее 1 декабря, то в тарифы могут не попасть некоторые решения инвестиционной программы, и на какие-то проекты может не хватить источников финансирования.

Порядок подачи сведений в региональные энергетические комиссии в разных регионах различный. В одних — сведения подаются на основе инвестиционной программы на начало года, в других — на основе проекта корректировки инвестиционной программы.

Тарифно-балансовые решения могут создавать определенные ограничения для реализации инвестиционной программы (ИПР), однако наиболее серьезные риски связаны с несоблюдением установленных сроков и показателей. В случае значительных нарушений законодательство предусматривает жесткие меры, вплоть до отказа в опубликовании ИПР или прекращения ее утверждения. Особое внимание уделяется своевременному прохождению всех этапов утверждения программы, что подчёркивает важность тщательного планирования.

Итак, инвестиционная программа теперь утверждается с 1 марта и в идеальном случае до 10 декабря. Закон подразумевает, что большую часть разногласий необходимо урегулировать на этапе работы согласительных комиссий. Тарифные решения принимаются до 1 декабря, чтобы к моменту утверждения инвестиционной программы было четкое понимание имеющихся источников финансирования на предстоящий год.

Больше интересных материалов из мира электроэнергетики в нашем TG-канале.

33
22
Начать дискуссию