Мужчина купил квартиру, а через 9 лет государство попыталось ее отобрать. Оказалось, что продавец был мошенником, подделавшим завещание

Вот интересная история о том, как можно лишиться квартиры, даже если при покупке проверить все вдоль и поперек, и прожить в ней много счастливых лет. Причем это уже не первый такой случай — о похожем деле (N 5-КГ22-51-К2) я уже рассказывал ранее. Но обо всем по порядку.

Прежде чем начать, приглашаю вас в мой ТГ-канал, где я ежедневно пишу о новинках законодательства, интересных делах, государстве, политике, экономике. Каждый вечер — дайджест важных новостей государственной и правовой сферы.

Что случилось?

В 2011 году гражданин Н. купил квартиру в Москве. Ранее владельцем был некий одинокий мужчина, однако он скончался и завещал квартиру дальнему родственнику.

Внешне все выглядело благопристойно, поскольку родственник без проблем получил у нотариуса свидетельство о праве на наследство и зарегистрировал квартиру на себя. Сделка была заключена, Н. стал новым собственником.

И через 9 лет получил повестку в суд. Департамент жилищной политики и жилищного фонда города Москвы потребовал признать Н. недобросовестным приобретателем, прекратить право собственности на квартиру и изъять ее.

Что решили суды?

Оказалось, что свидетельство о праве на наследство было получено на основании поддельного завещания.

Это подтверждалось приговором Мосгорсуда, по которому в 2014 году тот самый «родственник» был осужден за мошенничество. Н. все это время жил в квартире и ни о чем не подозревал.

Что, по мнению департамента, не делает его добросовестным приобретателем. Поскольку изначально у умершего собственника не было наследников, квартира должна считаться выморочной и отойти региону.

Владение Н. квартирой надо считать незаконным, поскольку оно основано на недействительной сделке.

Суд первой инстанции с этим согласился, признал Н. недобросовестным приобретателем и постановил изъять квартиру.

Такое решение не удалось оспорить в апелляции и кассации.

Что сказал Верховный суд?

В случае смерти одинокого гражданина имущество переходит в собственность муниципалитета (или региона в случае с Москвой, СПб и Севастополем).

Однако департамент сам нарушил установленный Правительством Москвы порядок учета и оформления выморочного имущества.

В частности, каждый месяц департамент должен получать от префектур данные об имуществе, оставшемся после смерти одиноких людей, и оформлять на него документы через 6 месяцев.

Но квартира была продана мошенником через полтора года после смерти собственника — за это время департамент квартирой так и не озаботился.

Раз департамент не принял своевременные меры для оформления выморочного имущества, то он лишается права требовать квартиру у добросовестного приобретателя.

А Верховный суд не нашел оснований считать Н. недобросовестным приобретателем — он не знал и не мог знать, что квартиру продает мошенник.

Решения нижестоящих судов были отменены, департаменту в иске было отказано (Определение Верховного суда по делу N 5-КГ24-43-К2).

Приглашаю вас в мой ТГ-канал, где я ежедневно пишу о новинках законодательства, интересных делах, государстве, политике, экономике. Каждый вечер — дайджест важных новостей государственной и правовой сферы.

Мужчина купил квартиру, а через 9 лет государство попыталось ее отобрать. Оказалось, что продавец был мошенником, подделавшим завещание
Начать дискуссию