Спасибо! Действительно, очень интересная статья. Об этом и не думают, выдвигаясь на маркетплейсы. У меня есть, возможно, глупый вопрос. Но тема может быть интересна кому-то тоже.
Как можно купить у поставщика (посредника) какой-то товар с ТЗ и продавать его на маркетплейсах без риска? Какие документы и у кого можно запросить, чтобы не сойти за параноика?
В каком случае нужно письмо-согласие на продажу товара?
Я не понимаю: что, все миллионы магазинчиков в России на всю свою продукцию должны спрашивать у кого-то разрешение? Простите за мою неосведомлённость))
Все в порядке, это очень правильные и хорошие вопросы. Наоборот, гораздо хуже, когда люди ими не задаются — просто покупают что-то, просто продают, а потом возникают проблемы. Особенно это актуально с учетом того, что суды последнее время все чаще и чаще говорят о том, что предприниматели должны проявлять должную осмотрительность и проверять, на каких основаниях используются товарные знаки в их бизнесе.
Чтобы снизить риски в таком случае, можно сделать следующее: 1) посмотреть, какие обозначения используются на товаре, который вы покупаете (названия, логотипы, этикетки) 2) запросить у поставщика свидетельства или хотя бы номера регистраций товарных знаков этих обозначений в качестве товарных знаков 3) проверить эти регистрации в Реестре товарных знаков на сайте Роспатента. Нужно, чтобы регистрации были действующими, правообладателем был ваш контрагент, а в перечне товаров и услуг товарного знака были указаны те виды товаров, которые вы покупаете
Если с регистрациями все в порядке, то никаких отдельных писем-согласий не нужно, достаточно просто того, что вы покупаете оригинальный товар у производителя-правообладателя. Для спокойствия можно добавить в договор отдельный пункт про товарные знаки, но это необязательно. Если регистрация на производителя, и поставщик показал вам договор с ним — то в целом тоже все в порядке, главное, чтобы поставщик вас не обманул.
Если поставщик не дал информацию о регистрациях, то тут тогда все сложнее. Нужно тогда самим искать информацию о правообладателях и выяснять у них, действительно ли этот поставщик продает вам легальную продукцию, а не контрафакт.
Проблема в том, что может оказаться так, что, например, название товара зарегистрировано как товарный знак третьими лицами, к которым поставщик не имеет никакого отношения. В таком случае ответственность за продажу контрафакта будет нести непосредственно продавец: он на виду, проще всего доказать его нарушение, чем где-то там искать оптовика. Конечно, потом продавец в теории сможет взыскать убытки с поставщика, поставившего контрафакт, но получится ли это сделать и где к тому моменту будет поставщик — это уже большой вопрос.
Получается, нужно проверять на кого и как действуют товарные знаки, использованные на товарах. Если все в порядке, то никаких согласий не надо, достаточно договора с поставщиком. Если возникли сомнения, то тут уже в каждой ситуации могут быть свои нюансы: кому принадлежит знак, есть ли сходные, есть ли вообще регистрация, действует она или нет, когда истекает, на какие товары действует и что там по однородности, в каких странах действует, как был зарегистрирован знак, «жив» ли правообладатель, нет ли на товаре еще каких-то объектов ИС, и так далее.
Спасибо! Действительно, очень интересная статья. Об этом и не думают, выдвигаясь на маркетплейсы.
У меня есть, возможно, глупый вопрос. Но тема может быть интересна кому-то тоже.
Как можно купить у поставщика (посредника) какой-то товар с ТЗ и продавать его на маркетплейсах без риска? Какие документы и у кого можно запросить, чтобы не сойти за параноика?
В каком случае нужно письмо-согласие на продажу товара?
Я не понимаю: что, все миллионы магазинчиков в России на всю свою продукцию должны спрашивать у кого-то разрешение?
Простите за мою неосведомлённость))
Пожалуйста, вам спасибо за добрые слова :)
Все в порядке, это очень правильные и хорошие вопросы. Наоборот, гораздо хуже, когда люди ими не задаются — просто покупают что-то, просто продают, а потом возникают проблемы. Особенно это актуально с учетом того, что суды последнее время все чаще и чаще говорят о том, что предприниматели должны проявлять должную осмотрительность и проверять, на каких основаниях используются товарные знаки в их бизнесе.
Чтобы снизить риски в таком случае, можно сделать следующее:
1) посмотреть, какие обозначения используются на товаре, который вы покупаете (названия, логотипы, этикетки)
2) запросить у поставщика свидетельства или хотя бы номера регистраций товарных знаков этих обозначений в качестве товарных знаков
3) проверить эти регистрации в Реестре товарных знаков на сайте Роспатента. Нужно, чтобы регистрации были действующими, правообладателем был ваш контрагент, а в перечне товаров и услуг товарного знака были указаны те виды товаров, которые вы покупаете
Если с регистрациями все в порядке, то никаких отдельных писем-согласий не нужно, достаточно просто того, что вы покупаете оригинальный товар у производителя-правообладателя. Для спокойствия можно добавить в договор отдельный пункт про товарные знаки, но это необязательно. Если регистрация на производителя, и поставщик показал вам договор с ним — то в целом тоже все в порядке, главное, чтобы поставщик вас не обманул.
Если поставщик не дал информацию о регистрациях, то тут тогда все сложнее. Нужно тогда самим искать информацию о правообладателях и выяснять у них, действительно ли этот поставщик продает вам легальную продукцию, а не контрафакт.
Проблема в том, что может оказаться так, что, например, название товара зарегистрировано как товарный знак третьими лицами, к которым поставщик не имеет никакого отношения. В таком случае ответственность за продажу контрафакта будет нести непосредственно продавец: он на виду, проще всего доказать его нарушение, чем где-то там искать оптовика. Конечно, потом продавец в теории сможет взыскать убытки с поставщика, поставившего контрафакт, но получится ли это сделать и где к тому моменту будет поставщик — это уже большой вопрос.
Получается, нужно проверять на кого и как действуют товарные знаки, использованные на товарах. Если все в порядке, то никаких согласий не надо, достаточно договора с поставщиком. Если возникли сомнения, то тут уже в каждой ситуации могут быть свои нюансы: кому принадлежит знак, есть ли сходные, есть ли вообще регистрация, действует она или нет, когда истекает, на какие товары действует и что там по однородности, в каких странах действует, как был зарегистрирован знак, «жив» ли правообладатель, нет ли на товаре еще каких-то объектов ИС, и так далее.