Ничего святого: о регистрации “религиозных” брендов

С 21 октября 2024 года в России действуют нормы приказа Минэкономразвития об особенностях регистрации товарных знаков с религиозной семантикой. Что нужно знать о регистрации “религиозных” брендов?

Ничего святого: о регистрации “религиозных” брендов

Если коротко, заявку на такой знак будут отправлять на дополнительную проверку в специальный орган, который возглавляет Патриарх Кирилл. Проверка может длиться месяц. Плюсуйте это время к срокам, которые планировали потратить на регистрацию своего бренда.

Межрелигиозный совет России

Именно это объединение будет проводить дополнительную экспертизу обозначения. Как я уже отметила, возглавляет совет патриарх Кирилл. В президиум входят главы крупнейших религиозных организаций всех конфессий. То есть защищать чувства будут не только православных, но мусульман и других верующих людей.

Совет уже высказался о недопустимости использования религиозной семантики при регистрации алкогольных брендов.

  • Межрелигиозный совет России высказался о недопустимости коммерциализации религиозных изображений, символов, понятий, а также указал, что использование религиозных обозначений в качестве товарного знака, в частности для маркировки алкогольной продукции, можно расценивать как действие, совершаемое в целях оскорбления религиозных чувств верующих, - значится в Заявлении Межрелигиозного совета России.

Отказы были и раньше

Отмечу, что и до нововведения Роспатент мог отказать в регистрации обозначений, прямо или косвенно связанных с какой-либо из конфессий. К примеру, в практике нашего патентного бюро был отказ по бренду “Матерь Бложья” известного блогера Саши Митрошиной. Роспатент настоял на том, что словосочетание "Матерь Бложья" ассоциируется с "Матерью Божьей", поэтому противоречит общественным интересам и может оскорбить чувства верующих.

Что будет со старыми знаками?

Тем не менее какие-то бренды в свое время успешно прошли регистрацию. Так, правообладателями были получены товарные знаки на вино «Душа монаха» и «Исповедь грешницы». Также в России зарегистрировано название для сигарет «Saint George» (Святой Георгий). Для реализации средств гигиены существует товарный знак «Кроткая монашка». А частная организация владеет знаком «Батюшка онлайн». Действие новых правил не аннулирует эти бренды, так как они были зарегистрированы до вступления в силу поправок.

Понятие религиозной символики (семантики)

Закон включает сюда изображения объектов религиозного назначения, религиозные символы, слова, имеющие религиозную направленность, изображения и имена божеств и (или) иных лиц, чтимых верующими.

Как будет проходить проверка?

Когда Роспатент получает такую заявку, он в течение пяти рабочих дней в рамках формальной экспертизы направляет сведения о заявке в Межрелигиозный совет России.

К рассмотрению заявки Совет привлекает религиозные организации, чьи интересы могут быть затронуты в случае регистрации заявленного обозначения.

По итогам своей работы Совет готовит для Роспатента заключение, которое содержит рекомендацию о возможности или невозможности регистрации товарного знака с религиозной символикой.

Все время, пока Совет рассматривает вашу заявку, работа над ней в Роспатенте приостанавливается. Формулировка из закона - “не более чем на месяц со дня направления сведений о заявке в Межрелигиозный совет России”.

Получив заключение Межрелигиозного совета либо же не дождавшись его через месяц, Роспатент возвращается к своей экспертизе. И теперь важный пункт закона:

Ничего святого: о регистрации “религиозных” брендов

Если Роспатент получил от совета рекомендацию о невозможности регистрации заявленного обозначения, то копия заключения направляется заявителю в течение пяти рабочих дней.

Информация о том, что заявка была направлена в Межрелигиозный совет, а также данные о том, получил или не получил Роспатент рекомендации совета, будет отражаться в заключении экспертизы заявленного обозначения.

Подытожим

Товарные знаки и раньше были под пристальным вниманием Роспатента, если содержали религиозную семантику. Новшество в том, что теперь появилась дополнительная процедура и еще один орган, который дает заключение по такому знаку. Орган этот - Межрелигиозный совет России. Заключение его носит рекомендательный характер. Совет также может не ответить на запрос Роспатента. Заключение совета учитывается только тогда, когда поступает в Роспатент до принятия решения по вашей заявке.

Посмотрим, как принятые изменения в закон будут работать на практике. Возможно, у вас уже есть чем поделиться на эту тему?

Если вам нужна экспертная консультация по вопросам интеллектуальной собственности, свяжитесь с нами в WhatsApp по номеру +79229092784 или Telegram @zhelezno_pb. Эксперты “Железно” готовы помочь.

Больше материалов об интеллектуальной собственности и ее защите читайте в блоге патентного бюро “Железно” и в сообществе ВКонтакте.

2020
1 комментарий

А говорят, что светское государство)

1