Что делать, если вызвали в налоговую?

У налоговой службы есть два основных способа официально вызвать в налоговый орган.

Способ № 1: вызов свидетеля в налоговый орган для дачи показаний и способ № 2: вызов налогоплательщика в налоговый орган для дачи пояснений.

В подавляющем большинстве случаев налоговики используют способ № 2, вызывая налогоплательщика в налоговый орган для дачи пояснений. Это обусловлено тем, что вызов для дачи пояснений может быть инициировать на любой стадии налогового администрирования и охватывать практически любой, интересующий налогового инспектора вопрос. При этом в отличии от допроса, вызов для дачи пояснений не обязывает инспектора по результатам встречи составлять, с соблюдением строго регламентированной формы, протокол допроса налогоплательщика.

Как правило инспекторы, используют вызов налогоплательщика в налоговую для дачи пояснений, который регламентируется подп. 4 пункта 1 статьи 31 НК РФ с целью склонить генерального директора и (или) главного бухгалтера к добровольной уплате налогов по предполагаемым налоговым правонарушениям.

Однако далеко не все знают, что скрывают за собой «подводные камни» подобных вызовов и каковы последствия неявки в налоговые органы для дачи пояснений.

Что делать, если вызвали в налоговую?

Вызвали директора в налоговую

Инспекторы «грешат» указанием в уведомлениях (как в нашем примере), что руководителю общества надлежит явиться в налоговый орган в установленные дату и время. В некоторых случаях налоговики даже используют категоричную формулировку «явка обязательна» (опять же, как в нашем примере). Большинство компаний воспринимают это буквально, благословляя своего директора на визит в инспекцию.

На самом же деле обеспечивать явку непосредственно директору не обязательно, а иногда и нежелательно. По уведомлению вызывают не директора, а налогоплательщика, коим является компания. А поскольку налогоплательщиком является компания, то и явиться в инспекции может представитель при наличии полномочий (паспорта и доверенности).

Исходя из собственного опыта скажу, что инспекторы желают видеть непосредственно директоров, в подавляющем числе случаев, по причине оказания на него давления, запугивания и склонения к нужному для себя результату.

Вместо пояснений – допрос

Налоговики достаточно часто используют хитрый способ получения нужных для доказательств, заставая врасплох директоров, явившихся в налоговый орган для дачи пояснений.

Суть такой хитрости заключается в следующем. Как правило визит в налоговую инспекцию по уведомлению для дачи пояснений должен заканчиваться полученными от налогоплательщика ответами на вопросы инспектора в устной форме, или протоколом комиссии о котором вы можете узнать из статьи.

Однако после визита директора в налоговую по уведомлению для дачи пояснений инспектор ставит его перед фактом, что сейчас будет допрос, по результатам которого будет составлен протокол допроса свидетеля.

Для директора это достаточно негативное развитие событий, которое не только не соответствует положениям НК РФ, но и может перетечь в отрицательное доказательство, используемое инспектором при налоговой проверке.

Во-первых, уведомление о вызове на допрос должно быть адресовано не компании, а конкретному физическому лицу. При этом данное уведомление именуется как «Уведомление № ____ о вызове свидетеля в налоговый орган для дачи показаний», должно сдержать ссылку на ссылку на статью 90 «Участие свидетеля» НК РФ, а также указание: «для допроса в качестве свидетеля по обстоятельствам, касающимся деятельности ____».

Во-вторых, свидетель вправе иметь представителя на допросе в налоговом органе. Вызов компании по уведомлению для дачи пояснений, где явившемуся директору инспектор объявляет о начале допроса, исключает возможность иметь представителя на допросе.

Соответственно, если вас вызвали по уведомлению для дачи пояснений, а по факту на месте заявили о проведении допроса, вы вправе без негативных для себя последствий отказаться от допроса, сославшись на желание иметь на допросе представителя, а в силу статьи 90 НК РФ отсутствие заблаговременно направленного уведомления о вызове свидетеля в налоговый орган для дачи показаний исключает возможность иметь такого представителя.

Ответственность будит раньше будильника

Многие, не подозревая и не разбираясь в последствиях неявки в налоговый орган по уведомлению для дачи пояснений, несутся в инспекцию, сломя голову, чтобы быть у кабинета инспектора как штык в точно назначенное время.

Однако мало, кто разбирается в ответственности за неявку в налоговый орган по такому уведомлению.

Инспекторы, понимая незначительность санкций за неявку для дачи пояснений, указывают в уведомлении обезличенные выдержки из Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, или ссылки на статью 128 «Ответственность свидетеля» НК РФ без упоминания конкретного размере штрафа, например:

1) неявка либо уклонение от явки без уважительных причин лица, вызываемого по делу о налоговом правонарушении в качестве свидетеля, влечет ответственность, предусмотренную частью 1 статьи 128 НК РФ.

Примечание от автора: во-первых, 128 статья НК РФ касается вызова свидетеля – физического лица, а в данном случае идет речь о налогоплательщике – компании (о чем написано выше). Во-вторых, размер штрафа составляет 1 тысячу рублей.

2) неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль), государственный финансовый контроль влечет ответственность граждан и должностных лиц, предусмотренную КоАП РФ.

Второй вариант близок в реальности, но почему-то далеко не всегда инспекторы указывают конкретную статью КоАП РФ. Впрочем, для меня понятно почему – если заинтересованное лицо решит ознакомиться с данной статьей, то поймет незначительность штрафных санкций и потеряет мотивацию идти в налоговый орган.

Есть и вариант 3 – это случаи, когда инспектор вообще ничего не упомянул в уведомлении об ответственности (это как раз наш случай). Это опять же обусловлено тем, что запугать представителей налогоплательщика за неявку особо нечем.

Но даже когда инспектор все же указал нужную статью закона в виде санкции за неявку, как показывает практика, у большинства представителей компаний, не доходят руки до того, чтобы выяснить размер штрафа, предусмотренный такой статьей.

На самом же деле неявка в налоговый орган гражданина, или должностного лица, вызванного в налоговый орган на основании письменного уведомления, составленного по установленной форме, квалифицируется как неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор и влечет применение административного наказания на граждан до одной тысячи рублей, на должностных лиц – до четырех тысяч рублей (часть 1 статьи 19.4 КоАП РФ).

Как мы видим, в текущих реалиях санкции за игнорирование визита в налоговую весьма несущественны, однако не стоит полагать, что штраф от 1 до 4 тыс. рублей худшее, что может ждать налогоплательщика в такой ситуации.

Негативный эффект

Как мы уже разобрались, размер штрафа за неявку по уведомлению для дачи пояснений в налоговую невысок, но это и не то, чего стоить опасаться налогоплательщику на самом деле.

Далее я приведу основные негативные последствия, которые ожидают налогоплательщика после визита в налоговую.

  • Безобидный визит в налоговую для дачи пояснений может обернуться допросом неподготовленного свидетеля, в отсутствие квалифицированного представителя. Допрос свидетеля оформляется протоколом допроса, который имеет силу письменного доказательства. В итоге инспектор имеет протокол допроса, неподготовленного свидетеля, составленного в отсутствие квалифицированного представителя, который с высокой долей вероятности будет использован против налогоплательщика при доначислении налогов.
  • Неподготовленного представителя налоговая воспримет, как неуверенное и пассивное поведение налогоплательщика, что приведет к усилению на него давления и в итоге обернется назначением налоговой проверки.
  • Психологическое давление инспектора на директора с угрозами назначения выездной проверки за три года и передачи материалов в правоохранительные органы для возбуждения уголовного дела за уклонение от уплаты налогов может склонить руководителя к подаче уточненной декларации и доплате налогов в тех случаях, когда никаких реальных оснований для доплаты налогов не имеется.

Естественно возникает вопрос: не проще ли отказаться от посещения налоговой, заплатив штраф?

Нет, не проще. Отказ от посещения налоговой будет воспринят как пассивное поведение налогоплательщика с косвенным признанием вменяемого налогового правонарушения. В таком случае налоговый орган лишь усилит на налогоплательщика давление, что в итоге обернется назначением выездной налоговой проверки.

Итог

Самостоятельный визит налогоплательщика в налоговую инспекцию – это подарок для инспектора. Запугать, разговорить, оказать психологическое давление через угрозу назначения налоговой проверки – является отработанной техникой воздействия на налогоплательщика.

Однако ситуация кардинально меняется, когда на вызов в ФНС приходит опытный налоговый юрист. Невозможно оказать давление на грамотного и эмоционально нейтрального эксперта. Он четко и прагматично проведет встречу в рамках НК РФ и в интересах своего клиента, получит всю необходимую информацию и не скажет ничего лишнего.

Кроме того, налоговый юрист без последствий для клиента не допустит проведение допроса по уведомлению для дачи пояснений, а также подготовит развернутый ответ на протокол налоговой комиссии. В большинстве случаев это помогает снять претензии со стороны налогового органа к налогоплательщикам и их «проблемным» контрагентам, в том числе и на стадии предпроверочного анализа.

Вы можете обеспечить визит в налоговый органа самостоятельно, а обратиться за помощью к команде профессиональных налоговых юристов NALOG GROUP (канал в Telegram, Сайт https://nalog.group Консультация Telegram ).

11
Начать дискуссию