Вокруг патентов много мифов. То они «не работают», то за них взыскивают миллионные компенсации, то в патентовании отказывают, то «выдают все подряд». Давайте разберемся, как и зачем ИТ-компании получают патенты, как на них не обжечься, когда они нужны, а когда — нет. Поможет нам Роман Токарев — ведущий специалист «Яндекса» по патентам.
Комментарий недоступен
Артем, вам спасибо за подробный комментарий! Согласен с вами во всем.
Про практику судебных споров — мне кажется, что у нас может измениться ситуация, если в делах о защите патентов начнут применять не только инструменты гражданской практики, но и уголовного преследования. То есть сейчас, например, в гражданском споре, правообладатель ограничен в сборе доказательств: он или должен принести доказательства, которые смог собрать сам, или надеяться, что нарушитель по доброй воле принесет сам какие-то материалы. Обыски и прочие подобные действия — это уже из уголовного разбирательства, а не гражданского.
Учитывая, что в отдельных случаях нарушение патентных прав может являться преступлением по ст. 147 УК РФ, логично предположить, что рано или поздно правообладатели пойдут за защитой своих интересов в полицию. Эту практику нечасто, но уже используют по более привычным патентам, вопрос только когда эта история дойдет до патентов на софт.
Сразу скажу, что я сам не в восторге от идеи использовать уголовное право в таких случаях. Учитывая особенности нашей системы, учитывая то, что патентная практика только формируется, мне кажется еще рано применять такие жесткие инструменты. Но в любом случае, нужно учитывать, что технически это возможно уже сейчас.
Про комплексную защиту IT-решений я писал в другой статье: https://journal.tinkoff.ru/programm-files/ . В этой статье у нас фокус именно на патентах, а в той как раз уже шире, про защиту IT-решений в принципе: про депонирование исходного кода, про защиту интерфейса через промобразцы, про регистрацию товарных знаков для софта и все такое. Конечно, я согласен с вами, одними патентами защита IT-решений никак не должна ограничиваться.
Спасибо!