⚖️ Санкции vs Госзакупки: Как суд защитил поставщика от реестра недобросовестных
В сфере государственных закупок нередко возникают ситуации, когда внешние обстоятельства делают исполнение контракта невозможным. Одним из таких обстоятельств стали санкции, введенные против России в 2022 году. История ООО «АэроТехникСервис» — яркий пример того, как суды могут встать на сторону поставщика, если он действовал добросовестно, но столкнулся с непреодолимыми препятствиями.
📜 Предыстория дела
В мае 2021 года ООО «АэроТехникСервис» выиграло электронный аукцион на поставку вспомогательной силовой установки SAFIR 5K/G MI для Росгвардии. Оборудование должно было быть произведено в Чешской Республике, а срок поставки был установлен до 1 ноября 2022 года. Заказчик перечислил аванс в размере 11,3 млн рублей.
Однако в марте 2022 года ситуация изменилась. Европейский Союз ввел санкции, запрещающие поставку авиационного оборудования в Россию. Производитель — чешский завод PBS Velka Bites — отказался выполнять обязательства, сославшись на ограничения.
Поставщик уведомил заказчика о невозможности исполнения контракта и вернул аванс. Тем не менее, Росгвардия расторгла контракт в одностороннем порядке и потребовала включить ООО «АэроТехникСервис» в реестр недобросовестных поставщиков (РНП). ФАС поддержала это решение.
⚡ Позиция судов
ООО «АэроТехникСервис» обратилось в суд, чтобы оспорить решение ФАС. Суды первой и апелляционной инстанций встали на сторону поставщика, признав включение в РНП незаконным. Кассация подтвердила это решение.
Суды учли следующие обстоятельства:
1 Добросовестность поставщика. ООО «АэроТехникСервис» предприняло все возможные меры для исполнения контракта. Компания заключила договор с ООО «Казанский агрегатный завод», который должен был стать посредником в поставке оборудования. Была произведена предоплата в размере 14,6 млн рублей.
2 Невозможность исполнения. Санкции ЕС сделали поставку оборудования невозможной. Производитель прямо отказался от выполнения обязательств.
3 Возврат аванса. Поставщик вернул заказчику аванс, что подтверждает его добросовестность.
Суды пришли к выводу, что санкции являются непреодолимой силой (форс-мажором), а поставщик действовал разумно и предпринял все возможные меры для исполнения контракта.
📌 Почему это важно для участников закупок?
Это дело стало важным прецедентом для всех, кто работает в сфере госзакупок. Оно показывает, что:
- Санкции могут быть признаны уважительной причиной срыва контракта. Если поставщик докажет, что исполнение стало невозможным из-за внешних ограничений, суд может встать на его сторону.
- Добросовестность имеет значение. Суды тщательно анализируют действия поставщика: пытался ли он исполнить контракт, уведомлял ли заказчика о проблемах, возвращал ли аванс.
- Включение в РНП — не приговор. Если решение ФАС незаконно, его можно оспорить в суде.
💡 Советы поставщикам
- Фиксируйте все действия. Ведите переписку с заказчиком, партнерами и производителями. Документально подтверждайте, что вы предпринимали меры для исполнения контракта.
- Уведомляйте заказчика. Если возникли проблемы, сразу сообщайте об этом заказчику. Это покажет вашу добросовестность.
- Возвращайте аванс. Если контракт не может быть исполнен, верните заказчику аванс. Это важный аргумент в вашу пользу.
- Обращайтесь в суд. Если вы считаете, что включение в РНП незаконно, не бойтесь отстаивать свои права в суде.
🔮 Что дальше?
Это дело может стать ориентиром для других поставщиков, столкнувшихся с аналогичными проблемами. Санкции продолжают влиять на госзакупки, и важно понимать, как защитить свои интересы в таких условиях.
Суды показали, что даже в сложной ситуации можно добиться справедливости, если действовать добросовестно и документально подтверждать свои шаги.
И знаете, что самое интересное? Каждый раз перед обвалом мы слышали одни и те же слова: "На этот раз все по-другому".