Для юриста: Как понять, что бренд можно зарегистрировать?

Многие собственники бизнеса и руководители компаний сейчас задумываются о том, чтобы закрепить свой бренд за собой и естественно ставят такую задачу своим in-house юристам. И если с самой государственной услугой по регистрации всё примерно понятно, то есть вопрос: Чем руководствуются эксперты Роспатента при принятии решения о регистрации?

Экспертиза товарного знака

Экспертиза товарных знаков представляет собой специальное исследование, по результатам которого выносится заключение о возможности государственной регистрации товарного знака.

Экспертиза заявки на товарный знак состоит из двух этапов: формальная экспертиза и экспертиза заявленного обозначения. В ходе формальной экспертизы должно быть установлено наличие необходимых документов, а также их соответствие требованиям.

Экспертиза заявленного обозначения включает в себя процедуру поиска тождественных и сходных товарных знаков и сравнения с ними заявленного обозначения по ряду параметров.

Наиболее распространенными видами товарных знаков являются словесные, изобразительные и комбинированные товарные знаки

Словесные

К словесным обозначениям относятся слова, сочетания букв, имеющие словесный характер, словосочетания, предложения, а также их сочетания. К изобразительным обозначениям относятся изображения различных объектов и фигур. К комбинированным обозначениям относятся комбинации элементов разного вида обозначений: изобразительных, словесных, объемных и других обозначений.

В зависимости от вида обозначения производится сравнение различных составляющих товарных знаков.

Так для словесных товарных знаков, а также для словесных элементов комбинированных товарных знаков проводится сравнение и оценка сходства по звуковому (фонетическому), графическому (визуальному) и смысловому (семантическому) критериям. При сравнении словесных обозначений устанавливается наличие и отсутствие признаков сходства как по каждому критерию отдельно, так и в совокупности.

Изобразительные

Изобразительные обозначения сравниваются с изобразительными, с объемными товарными знаками, а также с изобразительными и объемными элементами комбинированных товарных знаков. Сходство обозначений устанавливается на основании анализа следующих признаков: внешняя форма, наличие или отсутствие симметрии, вид, характер изображений и сочетание цветов.

Вывод о сходстве может быть установлен как на основании совпадения какого-либо элемента, так и в случае сходных очертаний или сходной композиции, а также если сравниваемые обозначения изображают одно и то же, в связи с чем ассоциируются друг с другом.

Комбинированные

Комбинированные обозначения сравниваются с комбинированными товарными знаками, а также с товарными знаками, которые входят в состав проверяемого комбинированного обозначения как элементы.

В этом случае для определения сходства сначала оценивается общее зрительное впечатление от сравниваемых обозначений, а затем устанавливается роль сходных элементов: являются ли они доминирующими, занимают ли центральное место в общей композиции обозначения. Значимость элемента зависит также от того, в какой степени этот элемент способствует осуществлению обозначением его основной функции – индивидуализации товаров и услуг.

Так, если комбинированное обозначение состоит из изобразительного и словесного элементов, основным элементом, как правило, является словесный, поскольку он запоминается легче и именно на нем акцентируется внимание потребителя при восприятии обозначения. Таким образом, если словесные элементы обозначений признаны тождественными или сходными, такие обозначения, зачастую, признаются сходными.

Однако изобразительный элемент комбинированного обозначения также может играть существенную роль в индивидуализации товара. Степень важности изобразительного элемента в комбинированном обозначении зависит от того, насколько этот элемент оригинален, какова его роль в композиционном решении заявленного обозначения, а также степень связанности его с общей композицией всего обозначения.

При сравнении комбинированных обозначений важно оценить, за счет чего обозначение выполняет функцию индивидуализации, вследствие сочетания каких элементов с учетом их места в композиции комбинированного обозначения.

По результатам экспертизы заявленного обозначения федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности принимает решение о государственной регистрации товарного знака или об отказе в его регистрации.

Амулана Очирова
Юрист
Ваша компания уже зарегистрировала товарный знак?
Да
Нет
Начать дискуссию