Работа по договору Time & Material: суть подхода и в каких ситуациях его лучше применять

Меня зовут Ксения Попенкова, я юрист Redmadrobot. Хочу рассказать про модель работы Time & Material: чем она отличается от обычного договора и для каких компаний и проектов подходит. Статья полезна для тех, кто мало знаком с этой схемой и для тех, кто хотел бы работать по такому договору, но коллеги против подхода.

Прежде чем перейти к плюсам, минусам и советам, давайте немного разберемся.

Работа над цифровым проектом: ожидание и реальность

Если представить «идеальный» процесс работы, то наверное, он будет выглядеть как-то так:

  1. Формулировка задачи.
  2. Утверждение технического задания.
  3. Оценка стоимости.
  4. Согласование и подписание договора,
  5. Разработка.
  6. Приемка работ и оплата.

Но в реальности редко, когда всё идет по плану, особенно когда речь идет о цифровых продуктах. По сути есть отправная точка и желаемый результат, а вот исполнитель должен выработать путь, как к нему прийти.

Для этого нужны эксперты, которые всё изучат, проанализируют, сформируют команду из нужных специалистов, придумают решение и проконтролируют работу.

Одновременно нужно представлять промежуточные итоги, сверять курс и менять его, если вдруг что-то пошло не так или стало понятно, что нужно добавить еще полезных фичей. Но если конкретные работы уже утверждены в договоре, потребуется время, чтобы согласовать и зафиксировать все доработки. И так каждый раз, когда что-то меняется.

Кроме того, на над проектами часто работают долго: это может быть и полгода, и год, а затем продукт несколько лет находится на поддержке. За это время могут измениться технические условия и тренды, и оконченный проект уже не будет отвечать потребностям клиента. Например, сейчас во многих банковских приложениях можно не вводить вручную номер карты, а просто ее сфотографировать. А несколько лет назад это была редкая функция.

Проблем можно избежать, если на уровне заключения договора организовать работу над проектом более гибким способом.

Что такое Time & Material

Time & Material — дословно «время и материалы» (материалы как объекты интеллектуальной деятельности, созданные во время работы над проектом), подход, при котором проект оформляется не на фиксированный результат работ и ее стоимость соответственно, а часы работы занятых на проекте специалистов и их наработки за это время.

Изначально эту схему применяли консалтинговые и аудиторские компании, а сегодня она перешла и в ИТ-сферу.

Такая модель подходит для проектов, в которых нужно разрабатывать индивидуальные решения. По сути это все случаи, когда клиент просит что-то из серии «современного и удобного мобильного приложения», «хочу чтобы вау, но не до конца знаю, как именно», либо когда продукт инновационный, все идеи с нуля, поэтому требуются исследования для определения оптимального результата.

Если упростить, работа над проектом по Time & Material у нас в Redmadrobot выглядит так: клиент приходит с запросом, мы оцениваем, обсуждаем задачу и заключаем договор.

Часть договора

Договор рамочный, что позволяет менять курс/дополнять задание прямо в процессе. Это нужно как раз на случай, если потребуется добавить новую фичу или пересмотреть решение.

Часть договора

После этого формируем команду, к которой на разных этапах присоединяются нужные специалисты: аналитики, дизайнеры, разработчики и другие.

Дальше по мере необходимости, например, раз в месяц/квартал, мы создаем «заказ», где указываем план работ, прогнозируемое количество часов, которое нужно специалистам, а ещё их стоимость.

Заказ

По окончании периода предоставляем клиенту отчёт о проведенной работе, фактическое количество потраченных часов и итоговую стоимость. Обычно расхождение между прогнозом и фактом составляет не больше 20%. Если всё в порядке подписываем акт и рассчитываемся. И так каждый месяц.

Отчёт

Если клиенту достаточно достигнутого результата и он хочет приостановить работу, то новые заказы просто не создаются. Но в будущем работы по договору можно возобновить. Это удобно: не нужно заново проходить все круги согласования на сторонах клиета и исполнителя.

Почему не всегда подходит Fixed Price

Обычно на этапе согласования к нему меньше вопросов, ведь сразу понятно, что конкретно будут делать и сколько это будет стоить. По сути схема работы по Fixed Price близка к тому «идеальному» процессу, о котором шла речь в начале.

Эта модель отлично подходит для проектов, где есть четкое понимание результата, которого нужно добиться. И это всё закреплено в подробном техзадании. Для проектов, где нет сомнений в том какой результат нужен и есть четкое осмысленное тз, конечно, больше подходит именно Fixed Price.

Особенно если они небольшие и непродолжительные по времени.Также Fixed Price лучше использовать при работе с тендерами (как государственными, так и частными).

Но в задачах, где нужно «исследовать проблему» и искать индивидуальное решение, модель работы по Fixed Price может навредить. Вот почему:

  • Сложно оценить на старте. Если речь идет о цифровых проектах, сначала нужно разобраться в ситуации и только потом предпринимать какие-то действия. Именно для этого и нанимают экспертов из ИТ-сферы. Но всё равно, в новых для рынка продуктах сложно правильно оценить объем работ и их стоимость.
  • Трудно составить техзадание. В нём может быть описано решение, которое на момент составления было актуальным — учитывало последние обновления программ и текущую ситуацию.

Но цифровые проекты обычно длительные, и за время работы над ними могут выпустить новые релизы (программ). При этом исполнитель все равно обязан следовать подписанному техзаданию, либо вносить изменения в договор.

В этом плане договор Time & Material более гибкий. По мере необходимости можно уточнять задачу и действовать в зависимости от новых тенденций.

  • Ошибка стоит дороже. Диджитализация — это общий тренд. Бывает, что в компании хотят собственное мобильное приложение, но при этом не до конца понимают, решает ли оно поставленные бизнес-задачи.

Если такая компания заключает договор с фиксированной стоимостью, она в любом случае получит результат и заплатит за него. Даже если в итоге придет к выводу, что на самом деле мобильное приложение не нужно.

Подход Time & Material позволяет понять это раньше — например, через месяц, — заплатить за него и больше не тратить на этот проект ни времени, ни денег.

По большому счету между двумя типами подходов нет никакой конкуренции. Они просто хороши каждый для своих задач

Главная информация о них обобщена в таблице:

Сравнение подходов Time & Material и Fixed Price

Так как узнать, чем заняты специалисты

Больше всего заказчики опасаются, что они будут оплачивать сам процесс работы, а ожидают результат. Поэтому бывает возникает желание контролировать процесс.

Для этого есть несколько инструментов:

  1. Заказы и регулярные отчеты. Перед началом каждого отчетного периода с заказчиками согласуется перечень работ, а после их выполнения предоставляется отчет.
  2. Информация о процессе и результатах работ. Например, у нас это прописано в договоре. Заказчик может интересоваться ходом работы над проектом, ему все подробно расскажут.
  3. Регулярные встречи с клиентом. При разработке цифровых проектов, как правило, коммуникация с клиентом почти ежедневная. Проводится регулярная демонстрация промежуточных результатов, тем самым клиент видит его, не только в отчётах, но и по факту выполненных работ.

Что делать, если кто-то из коллег против

По опыту: против работы по принципу Time & Material могут выступать сотрудники со стороны заказчика, например, финансовые специалисты или юристы. Причины могут быть разными, например, головная компания никогда такой договор не согласует в виду нетиповой формы или необходимости вписаться в бюджет — это часто бывает у компаний с госучастием.

Что можно сделать в такой ситуации:

  • Заручиться поддержкой заинтересованных лиц со стороны клиента. Обычно технический директор или руководитель проекта знают о подходе и Time & Material и готовы его применять. Если есть потребность внутри, юристы или другие согласующие договор помогают найти выход, который устроит всех.
  • Сделать общий созвон с юристами заказчика и исполнителя. Например, мы регулярно отвечаем на вопросы коллег и объясняем, как работаем с такими видами договоров.
  • Привести примеры. Если вы знаете тех, кто уже работал по Time & Material, можно об этом рассказать. Возможно, это даст понимание, что подход используется на практике и уже зарекомендовал себя.

Договорные способы снизить риски клиента

1. Ограничить бюджет. Если главное опасение клиента, что он выйдет за пределы бюджета, можно сделать в договоре оговорку, что при превышении определенной суммы, работы прекращаются.

«Максимальная сумма Вознаграждения Исполнителя за выполнение Работ по настоящему Договору составляет сумму в размере ____ руб.. В случае, если в процессе выполнения Работ, по оценке Исполнителя, объем человеко-часов специалистов Исполнителя превысит согласованный Сторонами размер максимальной суммы Вознаграждения, то Исполнитель обязан приостановить выполнение Работ и уведомить об этом Заказчика.

После уведомления Исполнителем Заказчика Заказчик вправе согласовать предложенные Исполнителем изменения в Работах и/или новую максимальную сумму Вознаграждения либо отказаться от дальнейшего исполнения настоящего Приложения при условии оплаты Исполнителю вознаграждения за выполненную часть Работы согласно его отчетам».

2. Обозначить допустимое расхождение часов работы. Можно в договоре сразу прописать, что количество часов работы в заказе и отчете не может превышать, например, 20%. Так будет проще планировать расходы на месяц.

«Максимальное превышение запланированного в Заказе времени составляет 20%».

В общем, способы договориться всегда есть. Главное — обсуждать.

Резюме

  • Time & Material — подход, при котором заказчик оплачивает не фиксированную стоимость услуг, а часы работы занятых на проекте специалистов.
  • Модель Time & Material подходит для проектов, где нужен гибкий подход к работе. Обычно это сложные проекты, в которых заказчик и исполнитель взаимодействуют как партнеры и вместе ищут решение задачи.
  • При подходе Time & Material бэклог закрепляется в заказе в начале отчетного периода, а в конце — сдается отчет заказчику, в котором указан результат.
  • Если клиент хочет приостановить работы или ему достаточно достигнутого результата, новые заказы не создаются. При этом в будущем работы по договору Time & Material можно возобновить, если его сроки это позволяют.
  • Если результат работы понятен с самого начала и есть подробное техзадание, лучше работать по договору Fixed Price.
Знакомы с Time and Material?
Да, работал(а)
Нет
Нет, но интересно попробовать
Никогда не слышал(а)
Показать результаты
Переголосовать
Проголосовать

Если у кого-то есть вопросы про работу с T&M, то задавайте в комментариях.

0
38 комментариев
Написать комментарий...
toverovskiy

Мой клиентский опыт работы с тайм-энд-материалом такой:
— Хочу сделать приложение, вы как?
— Мы — отлично! У нас тайм-энд-материал! Неделя нашей работы будет стоить икс. Мы будем присылать вам отчёты каждую неделю.
— Круто. А когда запустим приложение в стор?
— Эм... Смотрите, мы будем очень стараться. Вы сможете управлять задачами. Каждую неделю будет отчёт. Неделя стоит икс!
— Ага, я это и сразу понял. А когда запустим-то?
— Николай, у нас тайм-энд-материал! Неделя стоит икс, отчёты, стараться...

В результате проект длился почти вечность :-)

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Шмиг

А ТЗ настолько чёткое, что от исполнителя требовали конкретные сроки? Или ТЗ было как ХЗ? :)

Ответить
Развернуть ветку
Семен Смирнов

Херовый менеджмент)
Если у вас конечная задача с видимо имеющимися требованиями, зачем вам тнм?
Он для этого и не предназначен

Нормально сделать приложение по фикспрайсу, а поддержку уже перевести на тнм

Ну и тнм не мешает обсудить строго условия работы, сроки и допустимые границы

Ответить
Развернуть ветку
toverovskiy

Почему вы спрашиваете, зачем мне? Это команда реализаторов работала на таких своих условиях.

Ответить
Развернуть ветку
Семен Смирнов

Выбор по какой схеме работать делает заказчик

Даже если подрядчик не предлагает альтернативы, и фикс и тнм позволяют поставить достаточно условий, чтобы работа была прозрачна

Поэтому негативный опыт с конкретным подрядчиком говорит только о подрядчике или нежелании нормально прописать допник, но никак ничего не значит для самого тнм подхода

Ответить
Развернуть ветку
Eugene Vasin

Мы согласовываем Roadmap разработки, в итоге есть привязка к календарю и разбитие задач по спринтам. Разумеется, на этапе предрелиза начинаются допиливания, но вечность точно не длится.

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Михайленко

Вы не понимаете, просто это сервис по подписке!

Ответить
Развернуть ветку
Dave

С одной стороны — да.
А с другой, после такого ответа на вопрос «Круто. А когда запустим приложение в стор?» итог вполне ожидаем.

Ответить
Развернуть ветку
Vladimir Goncharov

Вы пропустили стадию "Хочу сделать приложение согласно вот этому 30 страничному ТЗ", что бы сроки стора требовать.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Вадим Чиняев

так много текста чтобы обернуть банальную продажу часов. Плюсы для конторы очевидны, для клиентов особо нет. 

Есть скрам, есть спринты 1-2 недельные с оплатой, договорились о результате, а там хоть фея за минуту сделает. Если исследования, где никто ничего не гарантирует - запись экрана и отчет. Можно месяц и не ждать.

Ответить
Развернуть ветку
Вадим Николаев

На самом деле это вполне рабочая схема, применяемая в международных закупках например для оказания разнообразных услуг, по которым нет возможности определить "на берегу" сколько времени на них уйдёт. Обычно оплата по ним проходит после предоставления ежемесячных отчетов с описанием оказанных услуг и указанием затраченных человеко-часов.

Ответить
Развернуть ветку
Chipa Lipa

Нормальная схема, почти вся аутсорс разработка в России на ней сидит. 

Есть скрам, есть спринты 1-2 недельные с оплатой, договорились о результате, а там хоть фея за минуту сделает. 

В первый раз слышу, чтобы оплата была бы по спринтам. Выглядит, как дохлый вариант с которым сам же заказчик повеситься.

Плюсы для конторы очевидны, для клиентов особо нет. 

Для клиента это фактически отдел компании на удаленке с избыточным менеджментом и переплатой, но зато здесь и сейчас.

P.S. Ну и да, когда делают версию 1.0, чаще выбирают fix price

Ответить
Развернуть ветку
Вадим Чиняев

Схем мильен, не все линкоры продают, если обе стороны устраивает можно по разному работать. 
Я не говорил что схема ненормальная, я говорил что это просто продажа часов, но расписано как какое-то ноухау.

Ответить
Развернуть ветку
Александр Алёхин

«Отдел компании на удалённке» или на локации заказчика, не суть. Именно так ИТ-Поставщики превращаются в кадровые агенства, которые просто гонят персонал заказчикам. 

Ответить
Развернуть ветку
Ivan Ivanov

аутстаффинг на заумном языке это называется ))

Ответить
Развернуть ветку
Georgy Smirnov

T&M не значит что исполнитель не несёт ни какой ответственности, T&M эта ответственность поделена между заказчиком и исполнителем, так что если заказчик тормозит исполнители не страдают. Если в рамках согласованных оценок исполнители не успевают - то они и при T&M пилят все за свой счет, только оценки редко бывают дальше чем пара спринтов.

Видел я и пару фикс прайс проектов  в последнее время, на одном было 95 чейндж реквестов и конца края было не видно.

Ответить
Развернуть ветку
Александр Алёхин

Вы говорите про аутстаф, который по ФЗ 223 запрещён в России. Сегодня все крупные банки так и работают. По сути рамка и последующие заказы это завуалированный аутстаф (нельзя напрямую, значит будем так). Это действительно облегчает жизнь. Более того, зачастую делается ещё более простая модель - когда первый заказ по рамке планируется т.е. прикидываем, какие работы будут выполнены, а во второй и последующий заказы включаем те работы, которые по факту уже выполнили т.е. идём от обратного - по сути оплачиваем факт.

Но по большому счету весь этот подход от лукавого, просто все обленились и разучились планировать. Это ещё и от того, что заказчик идиот - он просто услышал звон, нифига не знает чего хочет, не слушает своих же экспертов, но подрядчика привлекает. Например в СССР было такое понятие, как научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР), по сути некие проекты, целью которых и являлась попытка прощупать почву т.е. определить характеристики продукта, его применимости, стоимости и объема предстоящих работ. Ещё были два документа, которые постоянно путают друг с другом - ТЭО и ФЭО. Они готовились в т.ч. и на проекты НИОКР. Сначала разрабатывали ТЭО - технико экономическое обоснование. Этих ТЭО могло быть несколько, они отвечали на вопрос - как мы будем реализовывать проект или НИОКР. Выбирался один из нескольких, на основании которого делался ФЭО - финансово-экономическое обоснование, это расчёт выхлопа (сколько потратим и сколько поимеем).

Проведя НИОКР ты уже понимал конкретику. Потом по такой же схеме готовился проект (со своей спецификой - плановая экономика, на самом деле проектов не было, было сетевое планирование, это отдельная история).

Сегодня мы разучились планировать и управлять, как в своё время египтяне утратили технологию строительства пирамид. По сути - мы наблюдаем трагедию, вызванную развалом союза (ничего дельного так и не создано, одни лишь модификации и доработки и то, держатся на старой школе).

Обратите внимание на деятельность крупных организаций - это какая-то муть ненужная, тратятся миллиарды, изобретаются велосипеды с квадратными колёсами, которые ещё и забываются сразу.

На это всё накладываются многочисленные «лучшие практики» запада. Дело в том, что именно проектное управление зародилось в США, а сетевое планирование (и ресурсное в СССР). США всегда имели доступ к МВФ, отсюда и появилась крылатая фраза - «деньги не проблема» т.к. результаты безграмотного планирования, всегда заливались деньгами (то, что сейчас происходит у нас). Эта модель имеет место быть, когда ты имеешь много денег или печатаешь их))) СССР не имел доступа к МВФ, либо ограниченный, поэтому приходилось работать в условиях ограничений - детально прорабатывать, планировать, привлекать ограниченное количество ресурсов и т.д. Т.е. использовался более развитый и культурный подход. Именно поэтому наша страна, которую загнали за железный занавес, имела вторую в мире экономику и конкурировала с США, которые просто выкачивали из других стран ресурсы и заливали все свои проблемы деньгами. Именно поэтому сейчас Россия по сути пытается повторить «подвиг» США и выстроить такую же пирамиду. Отсюда у нас и агрессивная политика в отличат от СССР. Мы вынуждены также выкачивать ресурсы из других стран, но мысленно живём в прошлом.

Научитесь планировать и покажите это своим заказчикам.

Отсюда и уход от вотерфола в аджайл. Т.к. по сути аджайл это бесконечная разработка, только деньги вливай и будут на постоянке релизы выходить. На этой ноте апологеты аджайл говорят, что он гибкий, а вотерфол деревянный. Но это просто от незнания мат части - в вотерфоле есть понятие - управление изменениями и никто никогда не говорил, что мы не можем отклонятся от ТЗ, просто это нужно уметь делать (управлять изменениями).

Но сравнивать классический подход и аджайл вообще некорректно т.к. классика это история про проектное управление - создание продукта, а аджайл про развитие этого продукта. Есть исключение - многопродуктивный, тут аджайл применим, это когда команда из идейных ребят пилят один конкретный продукт с нуля. Им не нужно даже планировать, у них всё в голове, полное отсутствие бюрократии и нацеленность на результат. По сути это про то, как люди создают YouTube, google и т.д. Если это понимание появится в головах, мир станет немного проще.

Если грамотно выстраивать системы полномасштабные, то и необходимость в маленьких стартерах отпадёт. Например сделать госуслуги так, чтобы в них было сразу всё от рождения ребёнка, записи в дет.сад, школьного дневника, института, работы и жизни, до регистрации смерти. Тогда необходимость в тысячах приложух, которые не стыкуются друг с другом - отпадёт. При этом развитие никуда не уходит, в том же СССР были рациональные предложения, в бережливом производстве Toyota, скопированном в своё время с советских ГОСТов, а ранее с процессов Гастева (ещё при царе), это называется - кайдзен.

Ответить
Развернуть ветку
Georgy Smirnov

T&M != аджайлу по крайней мере не тому аджайлу который используется в "моно-продуктовых" или внутренних командах и описывается в умных книжках.

Ответить
Развернуть ветку
Ksenia Popenkova
Автор

Категорически не соглашусь по поводу аутстафа:

1) В Т&М договоре ключевым является заказ с точным описанием целей и этапов разработки, которые должны быть достигнуты в рамках периода (заказа), часы специалистов в данном случае — исключительно метод расчета стоимости.

2) В Т&М договоре есть четко прописанные гарантийные обязательства.

Если размышлять в такой логике, то любое выполнение работ в интересах компании, рассчитанное по часам задействованных специалистов, можно назвать аутстафом: например, все аудиторские, юридические и налоговые консалтинги. Кстати, у них редко гарантийные обязательства четко прописаны.

Ответить
Развернуть ветку
Александр Алёхин

Я согласен с вами, но тут больше про то, что по факту на практике tm превращается в аутстаф. Заказчикам нужны люди, чтобы ими залить свои проблемы (проекты), вот и гонят.

Ответить
Развернуть ветку
Александр Алёхин

Вот такая херня выходит.

Оправдание, типа - TM гибкий и позволяет учесть изменения, это просто от неумения планировать и от непонимания цели.

Ответить
Развернуть ветку
Константин Елин

"Но это просто от незнания мат части - в вотерфоле есть понятие - управление изменениями и никто никогда не говорил, что мы не можем отклонятся от ТЗ, просто это нужно уметь делать (управлять изменениями)."

Самая главная проблема в том, что "управлять изменениями" в вотерфоле слишком сложно, поэтому Аджайл и заменил в Вотерфол. Дележ финансов тут ни причем.. Про "разучились планировать" соглашусь, это одна из причин многих проблем.

Ответить
Развернуть ветку
Женя Руский

Спасибо за материал, интересно было почитать

Ответить
Развернуть ветку
Никита Климов

Спасибо за статью.
Позвольте вопрос. Заявка подразумевает инициативу клиента, однако аджайл подразумевает общее (консультативное) формирование требований заказчика и исполнителя. Нет опасения, что Заказчик потом выставит претензию, что Заявка была оформлена под давлением (была навязана) Исполнителем?

Ответить
Развернуть ветку
Ksenia Popenkova
Автор

Никита, честно признаться не слышала даже про намеки на такие кейсы. Вообще термин "под давлением"/"навязывание" больше из взаимоотношений с физ лицами.  На мой взгляд, маловероятно, если речь идет о 2 юридических лицах.

Ответить
Развернуть ветку
Семен Смирнов
Хочу рассказать про модель работы Time & Material: чем она отличается от обычного договор

А что необычного в договоре t&m? Думал что это древнее явление, и все о нем знают, ктотработает с подрядчиками

Ответить
Развернуть ветку
Mike Kosulin

В целом ничего необычного нет, просто тут с удобным шаблоном форм заказа и отчета:)

Ответить
Развернуть ветку
Sergey Denisyuk

Интересно, как вы обходитесь с приемкой и гарантией. Типовая ситуация: на каком-то отчетном периоде (месяце проекта) дело доходит до отладки софта, заказчик обнаруживает, что его Задание на новый период – пофиксить баги и больше ничего. Обычно их это фрустрирует. Еще юристы заказчиков обожают вписывать, что «если результат работ содержит недочеты, исполнитель обязуется устранить за свой счет». Как это уживается с тиэмом. Или гарантийный срок тоже любят вписать.

Ответить
Развернуть ветку
Ksenia Popenkova
Автор

Спасибо за прекрасный вопрос. Что касается гарантий, то рекомендую обращать пристальное внимание на наличие гарантий по исправлению скрытых недостатков, появившихся из-за некачественного выполнения Исполнителем своих обязательств, — и они должны исправляться в рамках гарантийных обязательств.

Одновременно с этим бывают случаи, когда причиной дефекта может служить ошибка на стороне сервера заказчика, использование мобильного приложения на устройстве с операционной системой, которая не поддерживается в рамках Договора, ошибка сети и другие причины, не связанные с качеством выполнения работы. Такие причины также важно перечислить в договоре, чтобы у сторон было ясное понимание на момент заключения договора.

Ответить
Развернуть ветку
Александр Алёхин

Это уживается просто - TM в данном случае тупо аутстаф - я заплачу, а ты дай мне ресурсы. Баги и фиксы в этом случае моя головная боль т.к. мне нужны просто руки. 

Ответить
Развернуть ветку
Alex Chernyshev

Ксения а вы правда юрист?
Надеюсь тогда что вы договора лучше составляете чем статьи в интернете:

'Time & Material — дословно «время и материалы» '

1. Time and MaterialS , вот множественном числе.
2.  Materials тут про РАСХОДНЫЙ материал тк определение пришло из строительства:
https://en.wikipedia.org/wiki/Time_and_materials

Смысл (изначальный) в том что контрактор сам оценивает стоимость своей работы при этом самостоятельно оплачивая все сопутствующие расходы.
А не в том что производит некий 'materials' в процессе работы.

'Такая модель подходит для проектов, в которых разрабатывать индивидуальные решения'

Вычитка материала где?  Договора также составляете?

'Договор рамочный, что позволяет менять курс/дополнять задание прямо в процессе.'

Рамочный договор ( оно же 'рамка' ) это по-сути соглашение о намерениях, не более. Обычно заключается на определенное время  - на год, два, означает лишь статус активного подрядчика ( чтобы СБ по-новой не проходить ). Все.

Там нет ни конкретных объемов ни стоимости ни ответственности сторон - тк это прописывается в конкретных договорах на определенные работы.

То что вы привели это шаблон договора, в который заказчик вбивает свои реквизиты ( если тупой ) или кидает им в вас - если он умный.

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Tommy Gray

Выражайтесь понятнее! К чему эти простыни катать. Называйте вещи своими именами! - По-часовой развод клиентов (лохов) на бабло.

Ответить
Развернуть ветку
Vladimir Goncharov

Нелох пишет ТЗ страниц так на 30 и закупает FixPrice контракт. Обычно, правда, могут только либо визжать про лохов, либо ТЗ писать.

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Михайленко
Обычно расхождение между прогнозом и фактом составляет не больше 20%

Наверное, нереально полностью уйти от влияния ключевого изъяна в системе оценки и планирования — цепочки менеджеров и исполнителей, с такой же цепочкой мозгов и их когнитивных искажений. Короче, Дэниел Канеман за свою Нобелевскую премию спокоен, всё плюс-минус по-прежнему 😄

Ответить
Развернуть ветку
Павел Вичев

Ксения, спасибо за статью! А шаблоном самого договора, заказа и отчета поделитесь?

Ответить
Развернуть ветку
Павел Некипелов

Можно ли распространить гарантию на результаты работ по TM? Как отразить это в договоре?

Ответить
Развернуть ветку
Aleksei Kachanov

Опишите разницу между фикс бюджет и аутстаффинг ! Статья ни о чем

Ответить
Развернуть ветку
35 комментариев
Раскрывать всегда