“Льготы для ИТ-компаний 2021” — нас с тобою обманули

Обещания, как было и как стало

Путин обещал :) не менять налоги — Москва. 3 декабря. INTERFAX.RU – Налоговые условия для бизнеса в ближайшее время не должны меняться, заявил президент РФ Владимир Путин в послании Федеральному собранию. Он, конечно, обещал и Конституцию не менять, и пенсионный возраст не повышать и говорил, что соблазна на третий срок у него не было. Но здесь мы поговорим о налогах и льготах для ИТ-компаний.

Одной из основных проблем для малого бизнеса являются высокие взносы (по сути налоги) на зарплату в размере 30.2% плюс ещё по сути НДС 20%, если общая система налогообложения. У малого бизнеса фонд оплаты труда (ФОТ) составляет основные затраты. И ему приходится конкурировать с фрилансерами, которые работают без налогов в чёрную или с налогом 4-6%.

Когда-то лет 10 назад для малого бизнеса сделали пониженные ставки взносов в размере 14.2%. По-моему, это было не для ИТ-компаний, a для всего малого бизнеса. Вот всяком случае точно не требовалась аккредитация в МинСвязи как ИТ-компания, не было требования в 7 сотрудников. Потом это отменили. Были пониженные ставки в размере 20%, которые отменили с 2020 года. Эти ставки в 20% были и для ИП с сотрудниками. В первом квартале 2020 года для ИП с сотрудниками работающими в ИТ льгот не было. Возможно благодаря коронавирусу в качестве мер поддержки со второго квартала дали послабление платить в месяц с сотрудника 30.2% взносов от МРОТ, а с превышения платить 15.2%. Но дальше или МРОТ будут повышать или опять закон изменят. Когда-то была разумная предельная величина базы для начисления страховых взносов. Она была единой для ПФР, ФОМС, ФСС. За последние 10 лет эту предельную величину для ПФР подняли более чем в три раза с 415000р. в 2010 году до 1292000р. в 2020. Можно подумать за эти 10 лет в три раза с лишнем зарплаты выросли или пенсии. Это при том, что ещё и пенсию отодвинули по сроку.

Что меняется по льготам для ИТ-компаний

Долгое время были льготы 14.2% почти для всех ИТ-компаний. Но теперь закручивают гайки и хотят у некоторых ИТ-компаний их забрать, а разработчикам ПО сделать 7.62%.

Раньше одним из условий применения пониженных льгот был абзац 8 пункта 5. Ст. 427 НК РФ:

“доля доходов от реализации экземпляров программ для ЭВМ, баз данных, передачи исключительных прав на программы для ЭВМ, базы данных, предоставления прав использования программ для ЭВМ, баз данных по лицензионным договорам, от оказания услуг (выполнения работ) по разработке, адаптации и модификации программ для ЭВМ, баз данных (программных средств и информационных продуктов вычислительной техники), а также услуг (работ) по установке, тестированию и сопровождению указанных программ для ЭВМ, баз данных по итогам девяти месяцев года, предшествующего году перехода организации на уплату страховых взносов по пониженным тарифам, предусмотренным подпунктом 1.1 пункта 2 настоящей статьи, составляет не менее 90 процентов в сумме всех доходов организации за указанный период;”

То есть под это условия попадали почти все ИТ-компании, в частности те, которые занимались внедрением и поддержкой программного обеспечения.

С 1 января 2021 года вступает в силу Федеральный закон от 31.07.2020 N 265-ФЗ (ред. от 23.11.2020) "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации" и этот пункт будет звучать так:

“доля доходов от реализации экземпляров разработанных организацией программ для ЭВМ, баз данных, передачи исключительных прав на разработанные ею программы для ЭВМ, базы данных, предоставления прав использования указанных программ для ЭВМ, баз данных по лицензионным договорам, в том числе путем предоставления удаленного доступа к программам для ЭВМ и базам данных, указанным в настоящем абзаце, включая обновления к ним и дополнительные функциональные возможности, через информационно-телекоммуникационную сеть "Интернет", от оказания услуг (выполнения работ) по разработке, адаптации и модификации программ для ЭВМ, баз данных (программных средств и информационных продуктов вычислительной техники), а также услуг (работ) по установке, тестированию и сопровождению указанных программ для ЭВМ, баз данных (за исключением доходов от предоставления прав использования программ для ЭВМ, баз данных (в том числе путем предоставления удаленного доступа к ним через информационно-телекоммуникационную сеть "Интернет"), если такие права состоят в получении возможности распространять рекламную информацию в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и (или) получать доступ к такой информации, размещать предложения о приобретении (реализации) товаров (работ, услуг), имущественных прав в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", осуществлять поиск информации о потенциальных покупателях (продавцах) и (или) заключать сделки) по итогам девяти месяцев года, предшествующего году перехода организации на уплату страховых взносов по пониженным тарифам, предусмотренным подпунктом 1.1 пункта 2 настоящей статьи, составляет не менее 90 процентов в сумме всех доходов организации за указанный период;”

То есть все, кто только устанавливал и поддерживал программное обеспечение теперь выкинуты из этого закона и лишены льгот.

Правда они оставили там: “от оказания услуг (выполнения работ) по разработке, адаптации и модификации программ для ЭВМ”. То есть если делали адаптацию и модификацию, то льгота вроде остаётся или нет так как далее там по тексту опять указанных программ. 1С, CRM, CMS можно адаптировать и модифицировать. А вот Windows просто ставится и никак не адаптируется и уж точно не модифицируется. Хотя можно считать настройку операционной системы под клиента адаптацией. И спорный вопрос что можно считать модификацией Windows. Если установить на Windows своё ПО типа firewall это модификация или нет?! Во всяком случае договор, акты, счёт и назначение платежа стоит изменить, чтобы там фигурировало: “адаптация и модификация программы для ЭВМ”. Главное же формально соответствовать. Конфигурационный файл настроек для bash уже будет адаптацией и вполне возможно модификацией даже если там всего одна строка. :)

Интересно ещё, что условия должны быть выполнены: “по итогам девяти месяцев года, предшествующего году перехода организации на уплату страховых взносов по пониженным тарифам”. То есть если на пониженные тарифы перешли пять лет назад, то вот 6 лет назад это условие должно быть выполнено, а не за прошлый год. В прошлом году вы вполне могли и пирожками торговать. Интересно у нас законы пишут. Вышло ещё пояснение Минфина, в котором закон пересказывают сложным бюрократическим языком и даны ряд примеров. Там интересен пример №6 для тех, кто занимается внедрением.

При этом в новостях и даже тематических статьях трубят про льготы как бы для всех ИТ-компаний и не говорят, что это льготы для разработчиков, а те IT-компании, которые не разрабатывают программы под эти льготы не попадают.

Выводы

ИТ-компании, которые не занимаются разработкой своего ПО, чтобы соответствовать новым формулировкам должны менять договоры, счета, акты, назначение платежей.

Кому-то возможно придётся дробить бизнес. Кстати, совсем не стоит этого пугаться. Если можно какое-то подразделение, которое занимается чисто разработкой вынести в отдельное юрлицо, то в этом ничего незаконного нет. Дробление по типу услуг законно. Главное, чтобы было нормальное разделение, разные офисы, разные сотрудники, и так далее, полный список признаков легко можно найти. Некоторые могут присутствовать, например, в виде общих акционеров или даже одного и того же генерального директора, незаконное дробление доказывается только совокупность ряда признаков. Хотя лучше, конечно, иметь и разных генеральных директоров.

В любом случае плохо, что стабильности нет. Правила игры постоянно меняют. И меняются, надо сказать, подленько. Кто-то не заметит этих добавленных слов и к нему придёт налоговая. Мелкий ИТ-бизнес, который внедрял чужое ПО может залететь на доначисление налогов и штрафы.

Из-за COVID-2019 многие работают из дома и уже сотрудничают, как самозанятые или ИП с разными компаниями. В сложившихся условиях это становится выходом для обеих сторон. Удалёнщики в офис не ходят, результат у них выражен не в присутствии в офисе, а в сдаче конкретных задач, поэтому они идеально соответствуют ИП и самозанятым. Фактически государство подталкивает к такой схеме даже те ИТ-компании, которые хотели бы принимать в штат даже удалёнщиков.

льготы, налоги, взносы, взносы в пенсионный фонд

1414
19 комментариев

#part2
Плюс, как скажет любой тренер, педагог или опытный кадровик, долго работавшие с личным составом - "кадры решают все". Если попробовать додумать/поузнавать/собрать факты по виртуальным личным делам ЛПР-ов, имеющих отношение к топику - также вполне можно понять, какая система ценностей, личных допусков ("что хорошо, а что плохо", кто мне друг, кто хозяин, кто "партнер", кто мои личные бабки держит в кулаке ..) и сформировавшихся профессиональных привычек - это тоже сильно влияет на прогноз того, что можно ожидать для простых участников бизнеса "внизу".
Наши западные партнеры всю эту тему называют (пардон за мой французский) "инвестиционным климатом", который штука сильно консервативная и десятилетиями или веками нигде не меняется (за редчайшими исключениями в истории).

А вот все эти тьмы вариаций пунктов, изменений процентов, ставок, условий и подусловий в миллионах нормативных актов (следите за наперстками, уважаемая публика) - это казуистика (похожему бизнесу толкований Торы и бесчисленных армий знатоков и разъяснителей Талмуда и тд - тысячи лет уже, и маржа у всех неплохая). Главное, что надо всегда помнить - есть правители, есть воины разных сортов, есть гешефтмахеры, и простой народ; и у всех этих обезличенных групповых сущностей сильно устойчивые спецификации и веками не сильно меняющийся UX/UI.
Надо зрить в корень явления и понимать (а) кто, (б) какие цели/КПЭ у него(них), (в) как уже было и почему это не может/может/должно повториться, (г) что их остановит (в западной культуре есть такое "just because you can - doesn't mean you should" ... но это не про нас :))
Как-то так - сори за лонг-рид

1
Ответить

Комментарий недоступен

Ответить

Боюсь, что вы не поняли. Но там написано длинно и тут уже кто как понимает. 
Там же по тексту отсылка к указанных программ. А указаны там разработанные организацией программы. 

Ответить

Заранее сори если TL;DR (разделил на 2 части)
#part1
С позволения топикстартера дополню название поста, чтобы четче ассоциация считывалась: "Вот подмога не пришла - подкрепление не прислали, нас осталось только два ... (дальше почти по оригиналу)" - давно пора сделать это неофициальным, но подкрепленным очень долгой практикой и реалиями жизни гимном предпринимателей в РФ.
Попробую кратко описать точку зрения на рассмотренный вопрос (а также объяснить, почему лично у меня удивление подобными ситуациями давно вызывает легкое раздражение - "как можно искренне не понимать природу явления?") - уверен, многие понимают также.

Я люблю аналитический и data-driven подход к пониманию вещей. Смотрю и на эту тему с тем же подходом. Что имхо надо учесть, докапываясь до сути:
1 Факторы:
- персоналии (конкретные ЛПРы наверху, игроки рынка в широком смысле,
внешние "партнеры", народ с его традициями, культурным составом в целом),
- география и климат (что и как тут может эффективно работать, а что с трудом или нерентабельно),
- ресурсная база (с чего можно кормиться),
- исторический багаж (кто к чему привык) и тп.
= многочисленные экономисты и политологи на обсасывании этих факторов и темы тысячи диссертаций написали, но оставим это им.
2 Цели:
- (у ЛПР-ов/*лиц, принимающих решения) собрать с поляны денег до максимума возможного, пока не возникнут сильно нежелательные последствия в "мирное время" и "сколько найдем в "военное время/продразверстка" - иногда попытаться совсем не подорвать кормовую базу, хотя, когда башню сносит homo sapiens-ы и homo silovik-и исторически не раз такое делали,
- (у субъектов отьема денег) попробовать заплатить не все (что "хотят и сколько надо ЛПР-ам на свои цели, но концептуально там нет дна в принципе). Эта борьба вечна и была с момента спуска с пальмы и будет до конца времен :)
3 Тактические практики и рутинные работающие процессы у машины:
Под ЛПР-ами большая рать, которую надо кормить (аппарат и штат боевых штыков, мытарей, разной прочей обслуги и прочего развлекающего народа на разных этажах разлапистого дерева). Достаточно проанализировать штатную численность по отраслевым и должностным позициям в экономике и чиновничье-силовых блоках. Плюс число простых людей, не имеющих (по очень многим причинам) возможности самим себя кормить нормально.
Плюс, много зависит от бизнес-модели, которая выбрана для данной территории "под ЛПР-ами" (какие точки и процессы можно доить и какой прогноз по возможным кеш-потокам). Во все времена и на разных уровнях (что у князей, что у бандосов) подход был очень похожий, если убрать словесную мишуру и всякие книжные атрибуты (бизнес-анализ рулит;  Минкульт, ТВ, историков-педагогов лучше тут не примешивать).
Именно от этой необходимости формируется то, что там давно является святым писанием (ака "Бюджет"). Для его наполнения все средства хороши, начинали во все времена с тех, у кого (а) есть что взять и (б) кто слабее при прочих равных и не принесет ЛПР-у денег службой (т.е. не будет сам приносить и молча и с удовольствием складывать шкурки к ногам любимого босса = монетизация так всеми любимого термина "лидерские качества").
Если по прогнозу потенциальных кеш-потоков с территории (на что влияет много факторов -см выше) и ожидаемого кассового разрыва в Бюджете надо найти еще кеша, смотрим сначала туда, по чьим статьям (отраслям)
(а) ЛПР-ы видят, что там ходят заметные деньги и есть органический прогноз на рост (есть восходящий тренд / т.е. усилия в эту точку сейчас дадут плоды и много лет будет дань),
(б) после текущих изъятий челяди оставили "как-то многовато" бабла на свои мелкие не возвышенные нужды = "не по чину зарабатывают" (а ЛПР-ам на супер важное не хватает) и можно вполне отжать еще (корова не сдохнет или вместо нее можно сотню цыплят и десяток гусей подрезать на тот же "протеиновый эквивалент" - теперь все под рукой в теплом и крепком сарае с цифровым замком, стайки разбиты на мелкие отсеки - легко сачком набирать, и не надо за цыплятами по всему сараю гоняться, т.е. можно не торопиться особо),
(в) не будет особого сопротивления при конфликте отжима денег (коммерсы от ИТ по сути сильно мирные современные люди и предпочитают не воевать,  а договариваться или искать как компенсировать свои потери; поколения бойцов с принципами уже в целом ушли или сильно постарели) - у нас исторически принято не вводить капельное орошение, прочие супер-технологии как в жарких странах с бедными ресурсами, а проще распахать х..-ард гектаров целины или тайги с помощью бесплатного комсомольского труда, собрать с территории еще и отогнать деньги в правильные западные закрома (на случай, если молодые более тестостероновые бойцы снизу подопрут и скинут предыдущих вожаков с верхней ветки/но не получив общак будут вынуждены договариваться).
Это если аналитически посмотреть только на предпосылки, поведенческие драйверы и архитектуру системы как механизма (абстрагированно от персоналий ЛПР, что отдельный сильный фактор).

Ответить

интересно, но слишком эмоционально, читать достаточно трудно. плюсанула, потому что собрали информацию, но... вам бы с хорошим редактором поработать ;)

Ответить

Это не мне, это законодателям. Все проблемы от путаного текста закона. Цитаты редактировать нельзя. И где ж взять хороших редакторов? 

Ответить