Когда и где пригодится электронная подпись для физического лица
Карантинный 2020 год побил все рекорды по популярности электронных сервисов, начиная от доставки еды и лекарств и заканчивая получением субсидий и регистрацией новорождённых.
Не все знают, но через интернет теперь можно подать заявление в суд, оформить патент на изобретение, зарегистрировать недвижимость или получить статус индивидуального предпринимателя.
То есть в два клика сделать все, что раньше требовало личного присутствия и стояния в очередях в различных инстанциях.
Единственное, что вам потребуется, это подтвердить, что вы это вы. Для этого нужна электронная подпись физического лица – уникальный цифровой идентификатор, который при подаче электронных документов заменит личную подпись на бланке. Что такое электронная подпись, как её получить и где использовать, разберём в этой статье.
Как и где получить ЭП
Получить электронную подпись может любой совершеннолетний гражданин в аккредитованном удостоверяющем центре. В среднем, электронная подпись стоит 1000-1500 рублей. Действует она в течение года, потом потребуется обновить сертификат. Для получения нужны паспорт, СНИЛС, ИНН и личное присутствие.
Сферы применения
Госуслуги. С помощью электронной подписи можно подтвердить свою учётную запись на госуслугах без посещения МФЦ и получения заказных писем. В свою очередь, подтверждённая запись даёт возможность авторизоваться с аккаунта Госулуг на других федеральных и региональных государственных площадках, вроде mos.ru и mosreg.ru, сайт Федеральной налоговой службы, портал Работа в России и другие.
Электронное правосудие. С электронной подписи можно подавать документы в арбитражные суды и суды общей юрисдикции. С помощью интернета можно подавать заявления, иски, ходатайства и апелляции, минуя канцелярию. Подача документов в суды осуществляется в государственных системах «Мой арбитр» и ГАС «Правосудие».
Покупка и регистрация недвижимости. Этой весной во время локдауна была проведена первая полностью электронная сделка по приобретении квартиры в ипотеку. Покупатель подал заявку на кредит, получил одобрение у банка и приобрёл квартиру в новостройке, не выходя из дома.
Зарегистрировать приобретённую недвижимость в Росреестре теперь тоже можно удалённо, подав весь пакет документов, заверенный электронной подписью. через интернет, а не в МФЦ как раньше.
Возможности и перспективы
С 1 января действует новый закон об удалёнке, чуть раньше начался эксперимент по кадровому ЭДО. Всё это может привести к тому, что совсем скоро привычные шаблоны заявлений (при увольнении, приёме на работу, уходе в отпуск) будут заменены цифровыми вариантами. Уже сейчас многие работодатели снабжают сотрудников, (особенно сотрудников, удалённых от головного офиса подразделений) электронными подписями, чтобы сэкономить время на пересылке бумажных кадровых документов.
Уже в этом году вступят в силу изменения закона 63-ФЗ «Об электронной подписи», который вводит новое понятие «машиночитаемой доверенности» к электронной подписи физлица. Это цифровой эквивалент стандартной доверенности, которой генеральный директор доверяет право подписи документов организации другому лицу. Только функции автографа ручкой в данном случае будет выполнять электронный сертификат для заверения электронных документов.
Вполне возможно, что в ближайшем будущем электронная подпись станет для нас таким же привычным явлением как банковская карта или сканер отпечатка пальца на телефоне.
через интернет теперь можно подать заявление в суд
Можно узнать где?
Искал как-то как подать гражданский иск. Фиг там. Ничего не работает электронно.
Пробовал. Вообще ничего не понял, половина не работала. Правда это было года полтора назад. Сейчас, говорите, работает?
У меня как раз есть ЭЦП от вас, правда она ИПшная.