Право
Андрей Байкалов

Авторское право для подкастеров

Павел Катков, основатель юридической компании “Катков и партнёры”.

Недавно в одном популярном подкастерском паблике в Телеграме развернулась дискуссия на тему использования коротких фрагментов из известных советских мультиков в подкасте. Чёткого ответа автор запроса Анна Воронкова не получила, поэтому я решил подготовить полноценный материал на эту тему, чтобы расставить все точки над i.

Ниже текстовая версия интервью с известным специалистом по авторскому праву Павлом Катковым. Версию в звуке слушайте в подкасте «Ценная инфа».

*****

Что такое подкасты с точки зрения авторского права

Подкаст – это совокупность фонограмм, сведённых в одну. Объясню, почему я так отвечаю на данный вопрос. Вот у нас есть музыкальное произведение, например, песня. Эту песню автор записал нотами и словами, а исполнителя нет, то есть эту песню никто не исполнял. Но при этом у нас всё равно будет объект авторского права «музыкальное произведение» – песня.

Далее у нас появился человек, которые взял музыкальное произведение и исполнил его. Что мы видим теперь? Музыкальное произведение — это объект авторского права, а исполнение — это объект смежного права. У нас уже есть две составляющих подкаста.

Третья составляющая — звуки этого музыкального произведения. Это тоже объект смежного права, и именно он в соответствии с четвёртой частью ГК РФ называется фонограммой. Не музыка, а именно звуки составляют фонограмму.

И, наконец, четвёртая составляющая подкаста – голос ведущего и слова, которые он произносит. Это тоже звуки, а значит — это фонограмма.

Вот так выглядит подкаст с интеллектуально-правовой точки зрения — это одна большая фонограмма, внутри которой есть другие фонограммы, и таких слоёв может быть несколько.

Особенности лицензии Public Domain

Public Domain означает, что правовая охрана объекта прекращена. Объект перешёл в общественное достояние, и любое лицо может использовать объект, но при этом никто не может им распоряжаться. То есть использовать могут все, а вот запрещать друг другу использование, собирать за это вознаграждение, уже никто не может.

Произведения переходят в статус Public Domain спустя 70 лет после смерти автора. Многие делают грубую ошибку, считая срок с момента обнародования произведения. Напр., произведение опубликовано в 1950 году, значит, его можно безвозмездно использовать, поскольку прошло уже 70 лет. Это не так. Если автор умер, например, в 1960 году, то произведение перейдёт в общественное достояние только 1 января 2031 года. Хотя самому произведению будет уже 70 с лишним лет.

Часто бывает так, что музыкальное произведение действительно является общественным достоянием, но его постоянно исполняют. Так вот это исполнение будет защищено смежным правом в течении 70 лет, и вы не имеете права использовать произведение в данном конкретном исполнении. Вы можете сами его сыграть, а вот чужое исполнение брать в подкаст нельзя.

Еще важный момент, о котором все постоянно забывают. Допустим, вы решили начитывать в подкасте книги, которые перешли в общественное достояние. Но если это книги иностранного автора, то есть переводчик. И вот этот конкретный перевод защищен смежным правом, и вам нельзя его использовать.

И еще отмечу, что если автор произведения был репрессирован, то срок охраны продлевается на срок репрессирования, то есть это может быть больше, чем 70 лет.

Особенности лицензии Creative Commons

В обывательском плане Creative Commons часто ассоциируют с разрешением на свободное использование какого-либо произведения. Но с юридической точки зрения всё гораздо сложнее, и есть много подводных камней.

Возможно, вы удивитесь, но институт Creative Commons на западе — это не закон. Это просто некий фонд, который придумывает разные новые виды лицензий и является депозитарием этих правил.

Зачем это делается? Вы просто берёте и говорите: «Я распространяю свой объект на условиях Creative Commons», и дальше указываете вид лицензии и её номер. Хотите использовать мой объект? Присоединяйтесь к лицензионному договору, и становитесь лицензиатом.

То есть это не лицензия на право использовать какую-то музыку безвозмездно, даром. Это договор присоединения, и его надо выполнять, если вы присоединились. И если в этих условиях сказано, что вы вправе использовать такие-то объекты по этой лицензии, соответственно, только в этом случае вы можете использовать, например, музыкальные звуки, раз уж мы говорим о подкастах.

Что касается России, то в нашем законодательстве есть статья про открытые лицензии (ст.1286.1 ГК РФ), так что сейчас стало чуть проще регулировать такие лицензии.

Пример подводных камней от автора подкаста. Кто из нас вообще читает договоры Creative Commons? Все видят словосочетание Creative Commons, и думают – это бесплатно. А в реальности всё может быть не так. Приведу пример с музыкальной библиотекой Epidemic Sound. Вы можете скачать хоть гигабайты музыки из библиотеки, но как только вы перестанете платить по подписке, эти гигабайты станут мёртвым грузом, их нельзя использовать. Спасибо, что Epidemic Sound хотя бы не заставляет удалять подкасты, выпущенные во время действия подписки.

Когда и как можно использовать чужой материал без заключения договора с правообладателем

Для ответа на этот вопрос нужно обратиться к статье 1274 ГК РФ. Там есть правовая категория «цитирование». Законодатель нам объясняет два основных принципа цитирования: это объём и цель.

Цель может быть информационная или образовательная. Например, вы ведёте музыкальный подкаст о каком-либо стиле музыки или эпохе, скажем, вам нравятся 1980-ые годы и эпоха диско. Вы можете использовать музыкальные отрывки, конечно, только небольшие, не целые песни, в качестве цитаты. Но если вы такой же отрывок возьмёте себе в джингл или отбивку, тут вы нарушите закон.

Скриншот из паблика “Подкастология” с фрагментом дискуссии

Какие по объему цитаты можно делать. Здравый смысл подсказывает, что если в вашем музыкальном подкасте соотношение материала составляет 95/5, то это похоже на цитирование. А если 50/50, то это уже явное использование чужого материала, и правовые последствия неизбежны. Я думаю, и 80/20 уже много. То есть речь действительно должна идти об очень коротких цитатах.

Еще важный нюанс. Если вы в своём подкасте зачитываете чужой текст, даже короткий кусочек, вы должны дать ссылку на источник. Ссылка нужна для того, чтобы ваши действия не выглядели как присвоение авторства.

Когда появятся судебные иски против подкастеров, нарушающих закон об авторском праве

Я думаю, что правообладатель в России не будет бегать за каждым подкастером. Разве что какой-то подкаст станет заметным явлением, тогда он станет интересным правообладателю. Или правообладатель пойдёт на площадку, например, к Яндекс.Музыке, ВКонтакте и уже им предъявит претензии по подкастам.

Но без сомнения, регулирование будет, и будет по кустовому принципу. Либо будут лицензированы отдельные хостинги, либо хостинги сегментируются по видам – музыкальные, голосовые и так далее. И уже под свою специализацию получат лицензию. Так или иначе порядок будет наведён.

Аудиоверсию интервью слушайте в подкасте «Ценная инфа» (iOS, Android).

{ "author_name": "Андрей Байкалов", "author_type": "self", "tags": [], "comments": 2, "likes": 0, "favorites": 6, "is_advertisement": false, "subsite_label": "legal", "id": 210495, "is_wide": false, "is_ugc": true, "date": "Thu, 18 Feb 2021 14:57:55 +0300", "is_special": false }
0
2 комментария
Популярные
По порядку

Комментарий удален

0

Этот Катков и партнёры очень известны в сообществе вебмастеров. Деятельность: массовая автоматическая рассылка угроз о неправомерном использовании товарных знаков.

Например сейчас они массово рассылают владельцам сайтов с Отзывами на вытяжки и прочую технику Hansa требования удалить страницы. Это какой то сюрреализм 21 века. Я бы составлял список компаний, которые с ними сотрудничал и заносил сразу в чёрный список.

Знаю ещё подобные конторы, которые сотрудничают с  @IVI и так же автоматом рассылают требования удалить страницы (вдумайтесь, за постер к фильму с отзывом и ссылку на онлайн кинотеатр ivi.ru - ирония?).

Можете посмотреть что о них думают в отзывах Google. 

Ответить

Комментарий удален

Комментарий удален

Комментарий удален

Комментарий удален

0

Вопрос как специалистам по праву.
Какой тип лицензии выбирать при покупке на Audiojungle Музыки для подкастов?

Хочу купить музыку для подкаста для фона и интро.
Подкаст планирую размещать на всех специализированных площадках под подкасты и в том числе на Youtube

Какой тип лицензии выбирать?
Я так понял - Music Broadcast, но до конца не уверен
Прочитал FAQ, но так и не разобрался на 100%

За ответ буду очень благодарен.

Ответить

Комментарии

null