{"id":14277,"url":"\/distributions\/14277\/click?bit=1&hash=17ce698c744183890278e5e72fb5473eaa8dd0a28fac1d357bd91d8537b18c22","title":"\u041e\u0446\u0438\u0444\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u043b\u0438\u0442\u0440\u044b \u0431\u0435\u043d\u0437\u0438\u043d\u0430 \u0438\u043b\u0438 \u0437\u043e\u043b\u043e\u0442\u044b\u0435 \u0443\u043a\u0440\u0430\u0448\u0435\u043d\u0438\u044f","buttonText":"\u041a\u0430\u043a?","imageUuid":"771ad34a-9f50-5b0b-bc84-204d36a20025"}

Криптовалюта и развод: как делить цифровую валюту?

С 1 января 2021 года вступил в силу закон о цифровых валютах. Изменилось ли что-то и как должна делиться крипта в случае расторжения брака – разбираемся в этой статье.

Полное название закона – Федеральный закон № 259-ФЗ «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 31 июля 2020 года. Далее – «Закон о цифровых валютах».

https://twitter.com/BlockBytch_/status/1366087262367223811 Ellie Frost

Сразу несколько полезных ссылок на наши недавние публикации по крипте:

Для начала давайте вспомним общие правила регулирования крипты в России.

Как регулируется крипта?

Термин «криптовалюта» не пришелся по вкусу законодателю. Вместо этого в Законе о цифровых валютах используется термин «цифровая валюта». Неудивительно, ведь курс был взят на цифровизацию экономики, а не ее «криптовизацию». Это, однако, не изменило сути.

Если коротко, то под цифровой валютой понимается совокупность электронных данных в виде цифрового кода или обозначения, которое может быть принято в качестве средства платежа, не являющегося денежной единицей. Поэтому фактически, между терминами «цифровая валюта» и «криптовалюта» можно поставить знак равенства.

На протяжении последних десяти лет не утихают споры относительно того, каким правовым статусом обладает криптовалюта. Со вступлением в силу Закона о цифровых валютах ее правовой статус прояснился, хоть и частично. В настоящий момент ст. 19 Закона о цифровых валютах предусматривает, что для целей законодательства о банкротстве и исполнительном производстве цифровая валюта признается имуществом.

То есть, криптовалюта теперь формально может быть включена в конкурсную массу в процессе признания должника банкротом, а судебные приставы могут наложить на криптовалюту арест в рамках исполнительного производства.

Представляется, что принятие Закона о цифровых валютах – первый шаг не только к урегулированию обращения крипты в рамках процедуры банкротства, исполнительного производства и оплаты ею товаров и услуг, но и к определению самой правовой природы крипты.

Тем не менее вопрос о возможности признания криптовалюты имуществом для целей раздела совместно нажитого имущества супругов остается открытым. Странно, что депутаты не решили добавить, что для целей раздела совместного нажитого имущества крипта тоже является имуществом. Видимо, у кого-то был личный интерес.

Судебная практика о включении криптовалюты в общее имущество супругов крайне скудная и неоднородная. По своей сути, криптовалюта – это цифровая запись в определенном специфическом реестре, которая не обеспечена реальной стоимостью. Как разделить цифровой код между супругами, неясно.

В некоторых случаях истцам, требующим включить криптовалюту в имущество супругов, подлежащее разделу, не удавалось доказать, что криптоактивы были приобретены именно бывшим супругом и принадлежат именно ему. Об особенностях раскрытия криптоактивов мы подробнее поговорим далее.

В любом случае, в отсутствие единого подхода в практике сложно предположить, как суды будут решать вопрос о включении криптовалюты в общее имущество супругов с принятием Закона о цифровых валютах. Формально суды могут пойти двумя путями:

  • Продолжить игнорировать криптовалюту и отказывать заявителям во включении крипты в совместную собственность супругов;
  • Применить аналогию с процедурой банкротства и исполнительным производством и признать крипту общим имуществом супругов.

Тем не менее, пока суды высших инстанций не высказались о возможности отнесения криптовалюты к «иному имуществу», упомянутому в ст. 128 Гражданского кодекса РФ («ГК РФ»), или же о возможности приравнивания крипты к цифровым правам, указанным в ст. 14.1 ГК РФ, сложно загадывать, в какую сторону повернет судебная практика.

Учитывая тот факт, что бракоразводный процесс редко происходит безболезненно, при наличии значительных активов в виде криптовалюты лучше заранее перестраховаться и правильно разделить их между супругами, когда все еще решаемо мирным путем. О том, как правильно это сделать, мы поговорим дальше.

Криптовалюта и развод: с какими сложностями могут столкнуться супруги?

Стоит оговориться, что дальнейшие рассуждения мы основываем на презумпции того, что в дальнейшем криптовалюта может быть однозначно признана «иным имуществом» или же «цифровым правом» в законодательстве или судебной практикой.

Предположим ситуацию, при которой криптовалюта приобреталась в браке одним из супругов на общие средства супругов. Супруги приняли решение развестись, и в этот момент возник вопрос раздела общего имущества, нажитого в браке.

В соответствии с п. 1 ст. 34 Семейного кодекса РФ («СК РФ») имущество, нажитое супругами во время брака, является их совместной собственностью. При этом ст. 39 СК РФ устанавливает, что при разделе общего имущества супругов и определении долей в этом имуществе доли супругов признаются равными. Следовательно, после включения крипты в состав совместной собственности супругов в случае развода вся цифровая валюта должна быть разделена между супругами поровну.

Но в таком случае, прежде всего, встает вопрос – как обнаружить криптоактивы? Все операции с криптовалютой децентрализованы, а криптовалютные кошельки анонимны. Технически крайне сложно установить, кому именно принадлежит тот или иной кошелек и сколько у конкретного человека криптовалюты на различных счетах.

Закон о цифровых валютах, к слову, устанавливает, что для защиты прав, связанных с оборотом криптовалюты в рамках сделок по купле-продаже, оплате работ и услуг и т. д., лица должны раскрыть информацию о наличии у них цифровой валюты. На данный момент самостоятельное заявление о владении криптой – единственный способ подтверждения ее наличия.

В исключительных случаях можно попытаться восстановить историю операций персонального подтвержденного аккаунта на бирже, но много сделок с криптой совершаются либо через электронные кошельки, либо между физическими лицами напрямую, да и вряд биржа поспешит раскрывать такую информацию даже по запросу суда. В таком случае даже запрос в банк и получение выписки с перечислением всех операций по счетам вряд ли чем-то помогут, потому что непонятно, за что именно была переведена та или иная сумма.

Например, в 2019 году Ленинский районный суд Санкт-Петербурга отказал истцу в признании совместной собственностью супругов отечественной крипты Russian Mining Coin, основываясь на том, что истец не доказал факт принадлежности крипты бывшему супругу. Суд указал в своем решении:

«[Суд] не усматривает оснований для удовлетворения требования истца о признании цифровых финансовых активов – токенов Russian Mining Coin (RMC) совместно нажитым имуществом супругов, поскольку истцом не представлено допустимых, достоверных и достаточных доказательств в подтверждение факта приобретения ответчиком указанных финансовых активов в период брака. В ходе рассмотрения дела судом таких доказательств также не добыто».

Занавес.

Кроме того, есть еще один нюанс. Имущество, полученное по безвозмездной сделке, не входит в состав совместно нажитого. Поэтому можно предположить, что сторона, чьи криптоактивы все-таки были обнаружены, займет позицию, что крипта была получена в качестве подарка. В таком случае будет применяться общее правило о распределении бремени доказывания – доказывать факт того, что имущество было приобретено не по безвозмедной сделке, а за счет средств супругов должен тот супруг, который хочет включить крипту в совместно нажитое имущество супругов.

Стоит также иметь в виду, что Пленум Верховного Суда РФ в Постановлении от № 15 от 5 ноября 1998 года указал, что если в период брака или в течение 3-х лет после его расторжения выяснится, что один из супругов скрыл имущество от другого супруга, то это имущество или его стоимость учитывается как совместно нажитое.

После издания этого постановления судебная практика стабильно идет по следующему пути: в случае сокрытия супругом имущества от другого супруга тот супруг, чей имущественный интерес был нарушен, может потребовать перевода на него соответствующего объема прав на такое имущество, потребовать денежную компенсацию или пропорционального уменьшения доли недобросовестного супруга в совместно нажитом имущества.

Следовательно, если одному из супругов удастся доказать принадлежность сокрытой цифровой валюты другому супругу, он сможет потребовать присуждения ему половины от объема такой цифровой валюты в натуре, либо же потребовать выплаты компенсации в размере половины реальной стоимости крипты.

Так есть ли решение?

Самое рациональное решение в этой связи – заключить брачный договор, в котором можно закрепить положение, согласно которому вся криптовалюта, полученная супругом во время брака, является личной собственностью этого супруга. При этом брачным договором можно распределить активы и иным образом, например, распределив крипту пропорционально, исходя из объема вложений средств каждого из супругов на ее приобретение.

В нашей практике не так давно был довольно забавный случай, когда один московский нотариус отказался заверить брачный договор, содержащий крипту в перечне имущества супругов, сославшись на то, что «криптовалюта в России запрещена». Но все хорошо, что хорошо кончается. После этого доверители нашли более продвинутого нотариуса, который без проблем удостоверил брачный договор, содержащий условие о разделе цифровой валюты между супругами. Мораль: нужно не только обращать особое внимание на включение условия о разделе крипты в содержание брачного договора, но и морально подготовиться к тому, что не все нотариусы в силу своего незнания согласятся заверить такое соглашение.

Если брачный договор не был заключен, то уже на этапе бракоразводного процесса супруги могут самостоятельно договориться, как разделить свое совместно нажитое имущество, включая криптовалюту, и заключить соответствующее соглашение о разделе имущества.

Таким образом, при приобретении цифровой валюты стоит заранее позаботиться о том, как они будут распределяться между супругами во избежание ситуаций, при которых один из супругов лишится права на крипту, приобретенную в том числе за счет его вложений, или же ситуаций, когда криптовалюта будет разделена между супругами поровну, даже если второй супруг никаких вложений в нее не осуществлял.

Кстати, если вы относитесь к счастливой категории людей, которые могут майнить криптовалюту удаленно, то вам может быть интересен наш налоговый путеводитель для цифровых кочевников.

* * *

Статья подготовлена Полиной Караченцевой из Buzko Krasnov. Мы консультируем граждан и компании по российскому и американскому праву.

0
1 комментарий
1 2

Конечно,прописывайте в брачном договоре(который по факту не работает),что у вас имеется тот же биткойн,чтоб суд знал о наличии его у вас,а с договором его легче доказать,и отнял половину)Сразу видно статья ориентирована на женскую половину.

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
-2 комментариев
Раскрывать всегда