Место под солнцем: где вашему бизнесу будет лучше?

Преподаватель Moscow Digital School Юрий Брисов — о том, как выбрать комфортную юрисдикцию для вашего ИТ-бизнеса

Мы живем в цифровой век. Технологии расширили горизонты для международного бизнеса. Каждый предприниматель имеет шанс выйти на международную арену, предлагая товары в сети интернет или зарабатывая на приложении через Apple Store или Google Play и аналогичные площадки. С появлением платежных систем и децентрализованных финансовых решений (криптовалюты, блокчейн и аналогичные) у бизнеса фактически пропала необходимость быть привязанным к какой-то одной юрисдикции.

Современные предприниматели отличаются глобальностью мышления и задумывают выход на иностранные рынки с самых первых шагов. Очень важной составляющей для современного бизнеса является правильное юрисдикционное структурирование. Под юрисдикционным структурированием принято понимать разнесение различных правовых рисков по различным юрисдикциям. Как правило предприниматели работают в той юрисдикции или в тех юрисдикциях, которые наилучшим образом отвечают наиболее важным потребностям бизнеса. Эпитеты «наилучшим» и «наибольшим» здесь не просто так. Для выбора благоприятной юрисдикции следует определить наиболее важные правовые вопросы или наиболее серьезные риски. При правильном подходе к выбору юрисдикции можно обеспечить процветание своему бизнесу на долгие годы. Преподаватель Moscow Digital School Юрий Брисов объясняет, как бизнесу выбрать комфортную юрисдикцию для своего ИТ-проекта.

Нужен ли вам бизнес в иностранной юрисдикции?

В сети интернет часто можно увидеть объявления: «поможем подобрать правильную юрисдикцию для вашего бизнеса»; «налоговый рай для стартапов»; «офшорные юрисдикции для комфортной работы» и многие другие объявления подобного рода. Однако такие яркие фразы разрабатывают маркетологи, как правило за ними не стоит ничего или стоит серьезный юридический анализ бизнеса, который покажет, какая именно юрисдикция может вам подойти. Пакетных решений или решений «под ключ» на сегодняшний день не существует даже для компаний, которые вообще не ведут операционную деятельность, а лишь хранят активы под защитой корпоративной вуали (принцип в праве, на основании которого у общества нельзя забрать активы по долгам акционера). Поэтому переезд или инкорпорация в иностранной юрисдикции могут быть вам полезны, но к этому надо подходить очень серьезно.

Значит ли это, что предприниматель или юрист компании должен бежать к узкопрофильному специалисту, как только задумался о смене юрисдикции?

Конечно, есть лайфхаки, о которых мы поговорим в этой статье. Ответы на большинство вопросов вы сможете самостоятельно найти в сети, но важно понимать, что искать. Для этого следует:

  • Правильно поставить вопросы;
  • И разделить в уме ваш бизнес на несколько составляющих.

Обычно мы просим клиентов ответить на следующие вопросы:

  • Что важно для вашего бизнеса?
  • Что вы ждете от бизнеса?
  • Что формирует доход?
  • Где вы имеете надежные контакты?

Ответы на эти вопросы следует давать максимально развернуто.

Вы удивитесь, как правильные ответы на 4 вопроса помогут вам обрести ясность в отношении вашего дальнейшего пути. Часто на этой стадии мы понимаем с нашими клиентами, что им надо оставаться на родине. И это тоже хорошо. Для выхода в новую юрисдикцию требуется определенный запас прочности, которым ваш бизнес на определенном этапе может не обладать. Это туже нормально. Нужно взять паузу и перегруппироваться.

Важно

Если вы дочитали до этого места и поняли, что вам рано открывать бизнес в иностранной юрисдикции, просто сохраните ссылку на эту статью. Она вам еще понадобится. А пока просто идите работать, думать и мечтать. (:

В качестве отдельных составляющих, если клиент прошел этап вопросы-ответы, мы рекомендуем следующие:

  • Основатели – кто они и откуда;
  • Инвесторы – где они живут и работают, откуда будут поступать средства;
  • Сотрудники – планируете ли вы делать их акционерами, надо ли им физически быть рядом с вами;
  • Рынок – кто ваш основной покупатель, где он находится;
  • Агенты – будете ли вы привлекать представителей или выходите на рынок сами;
  • Законы – какие законы вам нужны, какие законы вам важны, речь о ключевых.

Эти пункты очень часто позволяют всерьез задуматься о смене юрисдикции. Так, например, если клиент на 3 из шести вопросов ответил США, мы будем проводить юрисдикционный поиск и анализ в пределах штатов США. Только тогда, когда мы убеждаемся, что США не подходит никак, мы можем приступить к новой проверке. Мы исходим из распространённого принципа: группируй и властвуй. Если физически активы, финансы или средства расположены в привлекательной юрисдикции, следует всерьез подумать о том, чтобы там закрепиться. США на сегодняшний день является наиболее привлекательной юрисдикцией для практически любого инновационного бизнеса. Следует иметь в виду, что США – это, по сути, 50 самостоятельных стран с разными законами. Вовсе не обязательно инкорпорировать бизнес в Калифорнии или Делавэре, как это принято традиционно.

Мало кто знает, что менее популярные для предпринимательства штаты создают специальные условия, чтобы «заманить» бизнес.

Флорида

Налоги на продажу и недвижимость во Флориде выше среднего по стране, но общая налоговая нагрузка составляет всего 6,56%—третий по величине показатель в стране.

Невада

Общая налоговая нагрузка штата составляет 8,26% от личного дохода для жителей Невады.

Вашингтон

В Вашингтоне проживает молодое население и много крупных работодателей, благодаря отсутствию государственного корпоративного подоходного налога. Жители платят высокие налоги с продаж и акцизы, а бензин в Вашингтоне дороже, чем в большинстве других штатов. Общая налоговая нагрузка составляет 8,20%.

Аляска

На Аляске нет государственного подоходного налога или налога с продаж. Общая государственная и местная налоговая нагрузка на жителей Аляски, включая доходы, имущество, продажи и акцизы, составляет всего 5,10% от личного дохода, что является самым низким показателем среди всех 50 штатов. Для сравнения налоговое бремя Нью-Йорка составляет 12,97% от дохода. Все граждане Аляски получают ежегодную выплату от Alaska Permanent Fund Corp.

Также в США существует несколько форм некорпоративного объединения для создания совместного бизнеса. Это и партнерства (GP/LP/LLP/LLLP) и уникальная, существующая только в США форма бизнеса: "LLC", которая предоставляет своим владельцам не только такую же защиту ограниченной ответственности, как корпорация, но также операционную и организационную гибкость, аналогичную полному партнерству (товариществу). Как правило, компания рассматривается как отдельная организация от своих владельцев. Однако для целей налогообложения компания обычно не рассматривается как отдельная организация, так что ее доходы, вычеты, прибыли, убытки, база активов и другие статьи обычно распределяются между ее индивидуальными владельцами пропорционально их долям участия. Договор LLC или операционное соглашение регулирует деятельность LLC и определяет права и обязанности ее членов.

Главным преимуществом для бизнеса на территории США считается незыблемость конституционных ценностей, в особенности в части защиты собственности.

Конституция США не содержит прямого указания на защиту частной собственности.

Эти положения раскрываются комплексно через ряд поправок к конституции США (Bill of rights):

  • Первая поправка: Свобода высказываний (freedom to & freedom from);
  • Четвертая поправка: Защита личного пространства (An Englishman’s home is his castle);
  • Пятая и Четырнадцатая: Надлежащий процесс.

В совокупности, описанные нами критерии, делают юрисдикцию США очень привлекательной для бизнеса, но не самой дешевой. В США имеет смысл переводить бизнес только, если у вас: (1) есть сильная поддержка на месте (например, фаундеры или инвесторы из США); (2) Хороший уровень финансирования; (3) выход исключительно или преимущественно на американский рынок; или (4) уже развитый бизнес (налажены продажи в Apple Store или Google Play/сервис по подписке/краудинвестинг или краудфандинг). В остальных случаях, возможно, вы захотите рассмотреть юрисдикцию с менее высокой ценой операционных расходов (расходов на ведение бизнеса).

Можно ли открыть компанию дешево?

К сожалению, объявлениям и предложениям в сети интернет очень редко можно доверять в данном случае. Рекламные баннеры, агитирующие зарегистрировать компанию на Кипре или в Лихтенштейне от 100 евро, не сказать, что лгут, однако они сообщают не всю правду, скромно указывая размер регистрационного взноса или какой-либо иной минимальный платеж. Также, увы, международные регистраторы являются не самыми добросовестными представителями рынка юридических услуг. Разберем пару примеров из нашей практики.

Пример номер один. Наши клиенты самостоятельно зарегистрировали компанию на Кипре и холдинговую компанию на BVI. В течение года они платили очень скромное вознаграждение «за обслуживание» компаний. Все было хорошо. Пока вдруг в конце финансового года они не получили счет на несколько десятков тысяч евро. Это был «платеж по договору». Они кинулись читать договор. Выяснилось, что бизнес должен платить определённый % от оборота по результатам финансового года. Это была переменная составляющая оплаты услуг консультантов, которая была весьма хитро прописана в договоре. В ужасе они обратились к нам за помощью. В результате невероятных усилий нам удалось добиться снижения платы в 12 раз и расторжения договора на обслуживание.

Пример номер два. Наши клиенты заключили договор на открытие компании в ОАЭ. Среди расходов были указаны: платеж за получение лицензии 800 USD; платеж за офис 1000USD; Услуги по подаче заявления 1000 USD. Однако оказалось, что есть еще ряд расходов на визы, страховку, прохождение медицинского осмотра, прилет и нахождение на территории ОАЭ, сопровождение открытие банковского счета. В этом случае клиенты обратились к нам до перевода первого транша за услуги, и мы пояснили, что договор с регистраторами покрывает лишь 25% от необходимых действий для успешного открытия компании, а остальные услуги прописаны как дополнительные. Прайс на дополнительные услуги был весьма впечатляющим. В этом нет мошенничества, однако тактика заманить клиента невысокой ценой, а потом объявить о дополнительных расходах кажется нам недобросовестной. Увы, это встречается повсеместно.

Приведем пример некоторых реальных расходов, которые несут работающие в разных юрисдикциях компании и основные преимущества, и риски от такой работы.

<i>Табл №1. Пример некоторых реальных расходов, которые несут работающие в разных юрисдикциях компании.</i> <b>Юрий Брисов - преподаватель Moscow Digital School</b><br />
Табл №1. Пример некоторых реальных расходов, которые несут работающие в разных юрисдикциях компании. Юрий Брисов - преподаватель Moscow Digital School

Вывод

Как мы видим, выбор юрисдикции – это очень серьезный процесс. К нему следует подходить очень основательно. Лучше всего начать с подготовки подробного юридического меморандума, описывающего ваш бизнес, ваши планы, состав участников, действующих и потенциальных инвесторов. Также следует произвести анализ налогового структурирования бизнеса. Однако предварительное представление о том, как работает рынок регистрации компаний, на что нужно обращать внимание, какие цены на ведение бизнеса и налоги существуют в наиболее популярных юрисдикциях вы можете почерпнуть из нашей статьи.

Конечно, объять необъятное мы не смогли. Есть ряд колоссальных преимуществ, которые могут дать вашему бизнесу: Швейцария, Лихтенштейн, Германия, Люксембург, Нидерланды, Сингапур, Гонконг, которые мы не включили в данный обзор. Возможно, мы подготовим материал по данным юрисдикциям в будущем. Однако мы постарались собрать ответы на вопросы, с которыми сталкиваются бизнесы чаще всего, иллюстрируя ответы с примерами из практики. Надеемся, что наш опыт, уважаемые читатели, окажется вам полезным и поможет вывести ваш бизнес на новый, мировой масштаб.

Сноски

[1] данные приведены на основе усредненного анализа предложений: https://panteon-offshore.ru, https://www.amondsmith.ru, https://prifinance.com, https://e-c-g.ru, https://offshors.cliff.ru

[2] http://www.oecd.org/tax/automatic-exchange/international-framework-for-the-crs/exchange-relationships/ #d .en.345426

[3] Активация обмена означает, что финансовые институты из 71 юрисдикции, выразившей согласие на передачу информации в Россию, будут обязаны направлять в свои уполномоченные органы сведения о финансовых счетах, владельцами которых являются российские налоговые резиденты или их персональные структуры. Уполномоченные органы, в свою очередь, будут передавать информацию о клиентах или бенефициарных владельцах персональных структур, являющихся российскими налоговыми резидентами, в ФНС России. Напоминаем, что в случае, если среди персональных структур будут выявлены финансовые институты (трасты иногда признаются таковыми), то раскрытие информации о финансовых счетах и их владельцах будет осуществлено ими самостоятельно. Среди стран, выразивших готовность направлять информацию в Россию, - Кипр, Швейцария, Люксембург, Нидерланды, Франция, Германия, Джерси, Гернси, БВО, Сейшелы, Сингапур, Эстония, Япония и другие.

[4] https://www2.deloitte.com/content/dam/Deloitte/cy/Documents/tax/CY_Tax-Facts-2021RUS_Noexp.pdf

11
Начать дискуссию