Топ-10 важных деталей при заключении договора с самозанятым

Часто вижу, что многие бизнесмены не очень понимают, как устроен режим Самозанятости и что делать с работниками на НПД. В этой статье обсудим 10 самых важных особенностей при работе с самозанятыми.

Договор — только в письменной форме

Никаких трудовых договоров с самозанятыми заключать не нужно. Вам достаточно оформить договор в письменной форме. Самое главное, что там нужно отметить — исполнитель заказа, отдельная приписка, что он работает на НПД и обязательство работника сообщить, если он уйдет с НПД.

Проверить, что работник действительно самозанятый — обязательно

Русская пословица гласит: “доверяй, но проверяй”. В бизнесе то же самое: прежде, чем заключать договор с самозанятым, убедитесь. что он действительно им является. Можно попросить справку или проверить самостоятельно на сайте ФНС.

Самозанятыми могут быть не все

Подчас и сами самозанятые не знают о подобных ограничениях. Если работнику предстоит торговать маркированными или акцизными продуктами, перепродавать товары или имущественные права, добывать или продавать полезные ископаемые — самозанятым он быть не может. Кроме того, работники, которые получают более 2,4 млн в год тоже самозанятыми быть не могет

Субъект не имеет значения

Если к вам приехал работник, зарегистрированный в качестве самозанятого где-нибудь в Алтайском крае, а ваш бизнес зарегистрирован в Москве — никакой проблемы нет, всё в порядке.

Никаких налогов и взносов

Режим самозанятости устроен так, что НДФЛ и страховые взносы вам платить не нужно. Налоги сами снимаются со счёта самозанятого. Ваша задача — только платить.

Единственное "но": при оплате безналом на счёт самозанятого придётся заплатить комиссию в банке. А она, как правило, не отличается от комиссии при переводе обычному физлицу — получается недёшево.

Расходы подтверждаются чеком. Акты не помогут

Если вам требуется подтвердить, сколько денег вы заплатили самозанятому за работу, нужен чек, сформированный самим самозанятым в его личном кабинете. Многие предприниматели ошибочно думают, что в качестве подтверждения платежа можно предоставить акт выполненных работ. Это не так. Акт может дополнить информацию на чеке, но сам по себе он ничего не значит.

Чек формируется строго по времени

Если вы расплачиваетесь с самозанятым наличными, чек по операции формируется тут же. Если вы расплачиваетесь безналом, то чек будет сформирован не позднее 9го числа месяца, следующего за тем, когда был произведён расчёт. Оплатили работу безналом 15го декабря — чек будет не позднее 9го января.

Расходы можно учесть даже в проблемных случаях

Если во время исполнения заказа самозанятый по какой-то причине отказался от своего статуса или потерял его, вы все равно можете учесть расходы, потраченные на его труд.

Если самозанятый вернул деньги и аннулировал чек, надо переписывать отчётность

Измените налоговую базу — перепишите расходы и доходы. Оформить это бывает сложно, особенно если вы ООО или ИП и совсем ничего не понимаете в бухучёте. Тогда лучше поручить решение проблемы экспертам.

33
3 комментария

А что будет, если сначала чек, а потом а потом оплата по без налу?

В первую очередь в договоре не должно быть никаких схожестей с трудовым таких как слово "работник, сотрудник", графика работы и аналогичных признаков трудового договора. Иначе ждать можно доначислений и штрафов при переквалификации. 

Если во время исполнения заказа самозанятый по какой-то причине отказался от своего статуса или потерял его, вы все равно можете учесть расходы, потраченные на его труд.

Вот здесь автор явно не разобрался в вопросе :) Прежде чем писать статьи - посмотрели бы практику по похожим ситуциям: там совсем все не так однозначно, как вы утверждаете :)