Защитить бизнес в сети: чек-лист для предпринимателя

Рекомендации от управляющего партнера юридической компании LegalHub Максима Филипповича.

Защитить бизнес в сети: чек-лист для предпринимателя

Интернет-бизнес продолжает набирать обороты. По прогнозам АКИТ в 2017 году объем российского ecommerce-рынка пересечет черту в 1 трлн рублей. С увеличением объемов рынка растет и внимание со стороны регулирующих органов. Из последних нововведений, на которые следует обратить внимание владельцам бизнеса в сети, изменения в законе ФЗ-54 и ФЗ-152.

Однако предпринимателям стоит беспокоиться не только о соответствии законодательству, но и о построении защиты вокруг своего бренда. Не соблюдая основных мер безопасности, вы рискуете нарваться на крупные неприятности, а то и вовсе лишиться бизнеса.

Логичное решение — укрепить слабые места на трех этапах: построение бренда, создание сайта и выстраивание системы документооборота.

Защита бренда

Бренд — абстрактное понятие, которое не существует как юридический термин. Расплывчатость его определения зачастую позволяет недобросовестным конкурентам паразитировать на репутации успешной компании. Но у бренда есть основные составляющие, которые при правильном оформлении и использовании позволяют избежать многих проблем — это товарный знак, фирменное наименование и коммерческое обозначение.

1. Регистрация товарного знака

Что это

Товарный знак — это «лицо» продукта, и именно с ним покупатели со временем начинают ассоциировать товар или услугу. Важно понимать, что у одной компании может быть несколько товарных знаков. Так, Mars LTD — это фирменное наименование организации, а Twix, Snikers, Mars и Bounty — товарные знаки шоколадных батончиков, которые принадлежат компании.

В качестве товарного знака могут выступать «словесные, изобразительные, объемные и другие обозначения или их комбинации», которые не противоречат статье 1483 ГК РФ. В редких случаях товарными знаками становятся цветовые оттенки. Так, фирменный бирюзовый цвет Tiffany & Co (#0ABAB5) является зарегистрированным товарным знаком. Удалось закрепить за собой цвет и «Сбербанку» (номер регистрации 556088).

Зачем

Прежде чем начинать выстраивать бренд вокруг продукта, вы должны позаботится о защите создаваемого образа. Зарегистрировав товарный знак, вы получаете набор механизмов для борьбы с нарушителями прав.

Плюсы зарегистрированного товарного знака:

  • ​Третьи лица не могут зарегистрировать идентичный или похожий товарный знак в отношении однородных товаров или услуг.
  • ​В случае незаконного использования товарного знака его правообладатель получает крупные суммы компенсации.
  • Товарный знак — самостоятельный актив компании, который со временем можно выгодно продать.

Какие могут быть риски

Без зарегистрированного товарного знака ваш бренд в любой момент могут «увести». Более того, злоумышленники могут зарегистрировать в качестве товарного знака используемое вами обозначение, а вернуть его обратно будет крайне сложно.

Отследить деятельность под чужим товарном знаком в интернете очень просто — поверхностную проверку можно провести даже через поиск по «Google Картинкам». Помните, что даже неумышленное использование чужого товарного знака может привести к судебным искам.

Запрещено использовать чужой товарный знак и в доменном имени. Так, в 2012 году ООО «Техноком» пыталась зарегистрировать адреса eldorado32.ru, eldorado33.ru, eldorado35.ru и другие. Арбитражный суд расценил это как нарушение прав ритейлера «Эльдорадо».

Порядок регистрации:

  1. ​Подготовьте товарный знак. Проверьте его на совпадения с зарегистрированными знаками через этот поисковик.
  2. Подайте заявку в Роспатент (способы описаны на сайте), состоящую из следующего перечня документов:

    — Заявление о регистрации.

    — Обозначение, которое предполагается зарегистрировать в качестве товарного знака.

    — Перечень товаров, для которых товарный знак регистрируется.

    — Описание самого обозначения.

  3. Оплатите госпошлину в любом банке.

Подготовьте документы вместе с юристом. В случае отказа в регистрации вы не сможете вернуть госпошлину (около 30 тысяч рублей). После подачи заявки Роспатент проводит экспертизу поданных документов и проверяет товарный знак на уникальность. При успешном прохождении всех этапов вы получаете свидетельство на торговый знак.

2. Использование фирменного наименования для защиты бренда

Что это

Фирменное наименование индивидуализирует уже не товар или услугу, а саму компанию. Говоря проще, это то имя, которое вы выбираете при регистрации юридического лица. Часто владельцы бизнеса ведут свою деятельность, не регистрируя товарный знак, а используя лишь свое фирменное наименование. У такого подхода есть свои плюсы и минусы.

Плюсы:

  • Владелец фирменного наименования получает исключительное право на его использование, в том числе и в сети (например, в доменном имени или на сайте).​
  • Право на фирменное наименование возникает с момента регистрации организации в налоговой (в то время как регистрация товарного знака может занять около года).

Минусы

  • В отличие от товарного знака, фирменное наименование нельзя передать по договору другому лицу. В связи с этим становится затруднительным и процесс продажи или передачи бренда.​
  • При возникновении судебных разногласий выстроить стратегию защиты бренда через фирменное наименование гораздо сложнее, чем через товарный знак.

  • В ЕГРЮЛе могут быть зарегистрированы тысячи одинаковых фирменных наименований — налоговая не проверяет фирменные наименования на предмет их идентичности. Это значит, что конкурент со схожим или одинаковым наименованием и аналогичной деятельностью может подать против вас иск.

3. Использование коммерческого обозначения

Коммерческое обозначение индивидуализирует предприятия, которые принадлежат компании. Если говорить просто — это вывеска или надпись на фасаде. Коммерческое обозначение нигде не регистрируется. Право на коммерческое обозначение возникает только для бизнеса «на земле», поэтому использовать его для защиты бренда в сети затруднительно.

Так, в 2009 году «Одноклассники» подали иск на «Эксмо» за незаконное использование их коммерческого обозначения («Однокла$$ники» на обложке книги). Однако суд постановил, что у «Одноклассников» нет прав на коммерческое обозначения ввиду отсутствия самого «предприятия».

Создание сайта

Создание фишинговых страниц и сайтов-клонов, киберсквоттинг и домейнинг — рано или поздно почти все успешные бренды сталкиваются с интернет-мошенничеством. Не стоит забывать и о редких, но неизбежных проблемах с обслуживанием пользователей. Иногда один недовольный клиент может причинить больше вреда, чем все конкуренты. Обезопасить себя полностью невозможно, но соблюдая простые правила сегодня, вы избавите себя от головной боли в будущем.

1. Защита доменного имени

Главные требования к доменному имени: оно не может совпадать с уже зарегистрированным и не должно противоречить этическим нормам. На популярных доменных регистраторах эти условия уже учтены.

  • Покупайте национальные домены (.ru и .рф) только у регистраторов, аккредитованных Координационным центром национального домена сети интернет. Проследите, чтобы они соответствовали правилам регистрации.​
  • Убедитесь, что название доменного имени не содержит в себе названия чужих товарных знаков — такой домен могут отсудить.

  • Вы можете закрепить за одним сайтом несколько доменных имен. Многие бренды сразу выкупают доменные имена со схожим названием, чтобы сделать редирект на один сайт или обезопасить себя от злоумышленников.

  • Не забывайте, что доменное имя оплачивается каждый год (в некоторых случаях срок может быть увеличен до трёх лет). Так, в 2015 году из-за небольшой ошибки сотрудников Google хакер Санмай Вед смог на одну минуту купить домен google.com.

  • В случае возникновения доменных споров обратитесь к Единому регламенту рассмотрения споров о доменных именах (UDRP). Важное уточнение: споры с участием доменных имен .ru и .рф рассматриваются отдельно в суде.

2. Оформление права на сайт

Договор на разработку сайта

Бесконечные недоработки, правки и срывы дедлайнов. Те, кто хоть раз заказывал сайт, знают — полностью избежать проблем практически невозможно. Но если вы вообще хотите увидеть сайт готовым, обязательно заключайте договор. Один документ может спасти не только ваши нервы, но и кошелек.

Для заказа сайта подходят два типа договоров:

  • Договор подряда. Самый удобный и безопасный тип договора, который регламентирует процесс создания сайта, требования к качеству и ответственность подрядчика. Не забудьте указать, что всеми правами на сайт обладает заказчик, и пропишите сроки работ.

  • Договор авторского заказа подходит только в том случае, если исполнитель — физическое лицо. Возможность взыскания убытков по такому договору ограничена.

Охрана сайта

В подавляющем большинстве случае сайты создаются не «с нуля», а на базе платных или бесплатных CMS («1С-Битрикс», UMI.CMS, WordPress, Drupal) или конструкторах сайтов (Tilda, Wix, Readymag).

Владельцу сайта могут принадлежать права на:

  • Внутренний контент ресурса (проверьте его уникальность на Copyscape).
  • Авторский дизайн (отрисованные логотипы, изображения, элементы сайта).
  • Программные модули (или версию CMS с доработками).
  • Структуру страниц сайта (необходимо доказать новизну и оригинальность).

Если наполнение сайта частично или полностью заимствовано, его владелец должен позаботиться, чтобы права на такие элементы были оформлены (например, лицензионный договор с фотографом или договор авторского заказа с копирайтером).

Создание сайта на «конструкторе»

Создание интернет-ресурса на конструкторе — быстрый и недорогой способ заявить о себе в сети. Однако помните, что соглашаясь с публичной офертой платформы, вы оставляете за ней права на созданный вами сайт. Вам принадлежит только внутренний контент ресурса.

Обратите внимание:

  • Где расположен дата-центр хостинга. Согласно Закону №242-ФЗ, операторы персональных данных обязаны собирать и хранить персональные данные пользователей сайта на территории РФ. Нарушение этого закона может обернуться внесением в реестр нарушителей прав и блокировкой интернет-ресурса.

  • Опубликованы ли на сайте документы, регулирующие обработку ПДн. Операторы персональных данных (сайты, на которых есть формы обратной связи, возможность авторизации и прочее) обязаны опубликовать в открытом доступе политику конфиденциальности. Подробнее о защите персональных данных здесь.

Сайт могут заблокировать если он:

  • Нарушает процедуру обработки персональных данных пользователей.
  • Содержит запрещенный контент по антипиратскому законодательству.

  • Содержит детскую порнографию.

  • Предлагает услуги онлайн-казино.

  • Содержит предложения по продаже алкогольной продукции, лекарственных препаратов, ювелирных изделий, а также товаров, запрещённых к обороту на территории РФ.

Работа с клиентам

Любые товарно-денежные отношения в интернете подлежат документальному подтверждению. Оформлять договоры следует не только из соображений ответственности перед законом, но и для защиты от возможных претензий со стороны клиентов.

Как оформлять договоры:

  1. Традиционный способ. оформление договора в письменной форме с направлением идентичных экземпляров каждой стороне — самый долгий и неэффективный для электронной коммерции. Такой тип договоров подходит только для офлайн-бизнеса ​
  2. Обмен документами посредством электронной связи. подходит для бизнеса, в котором клиент обсуждает и корректирует условия договора с менеджерами. Документы могут передаваться путем почтовой, телеграфной, телетайпной, телефонной, электронной или иной связи, позволяющей достоверно установить, что документ исходит от стороны по договору. Помните, что вы должны иметь возможность подтвердить, что сообщение исходит от конкретного лица (например, идентифицируя пользователя при регистрации на сайте).

  3. Акцепт оферты на сайте. подтверждение оферты на сайте — самый быстрый и удобный способ заключения договора для электронной коммерции. Оферта чаще всего представлена в виде Правил продажи товара (оказания услуг и так далее) и размещается на сайте. Этот документ защищает как владельца бизнеса от неоправданных претензий заказчика, так и покупателя от неправомерных действий со стороны компании.

Онлайн-кассы

Одно из самых масштабных изменений закона № 54-ФЗ — новые положения «О применении контрольно-кассовой техники». Настоящие правила обязывают всех, кто использует кассовые аппараты, перейти на онлайн-кассы. Переход будет осуществляться постепенно, но с 1 февраля 2018 года зарегистрировать ККТ старого образца в ИФНС будет уже невозможно.

Онлайн-кассы автоматически отправляют данные в ФНС. Это позволяет снизить нагрузку на ведомство и увеличивает налоговые поступления.

1111
41 комментарий

А если купить домент не у отечественного поставщика?

2
Ответить

Если приобретаете домен в другой национальной доменной зоне (.uk, .sw, .ua), то также необходимо приобретать у аккредитованных организация, так как есть риск покупки домена без перехода прав на него (фактический владелец не поменяется, вам просто предоставят доступ к нему).
При покупке в общих доменных зонах (.com .net .org) стоит обратить внимание на организацию, у которой вы приобретае данный адрес - проверенные организации передают права на домен!

1
Ответить

Отличный разбор, жду такого же для работы на глобальных рынках, особенно в части защиты сайта и правил, которых нужно придерживаться

2
Ответить

Поддерживаю!

Ответить

Да, лучше на примере пары десятков известных стартапов.

Ответить

Насколько я знаю, даже без зарегистрированного товарного знака можно подать в суд (недобросовестная конкуренция). Или я не права?

1
Ответить

Можно, если ваше лого существовало до зарегистрированного товарного знака. В таком случае недобросовестную регистрацию можно оспорить в суде. В практике можно встретить похожие дела. Однако стоит отметить, что необходимо доказать множество фактов: было ли фактическое использование логотипа (обозначения), кому принадлежат права на изображение/текст, можно ли считать данный случай недобросовестной конкуренцией и другие.

Ответить