{"id":14270,"url":"\/distributions\/14270\/click?bit=1&hash=a51bb85a950ab21cdf691932d23b81e76bd428323f3fda8d1e62b0843a9e5699","title":"\u041b\u044b\u0436\u0438, \u043c\u0443\u0437\u044b\u043a\u0430 \u0438 \u0410\u043b\u044c\u0444\u0430-\u0411\u0430\u043d\u043a \u2014 \u043d\u0430 \u043e\u0434\u043d\u043e\u0439 \u0433\u043e\u0440\u0435","buttonText":"\u041d\u0430 \u043a\u0430\u043a\u043e\u0439?","imageUuid":"f84aced9-2f9d-5a50-9157-8e37d6ce1060"}

Суд признал законным предписание Роспотребнадзора в отношении Сбермаркета

ООО «Инстамарт Сервис» (юрлицо сервиса «Сбермаркет») запретили в одностороннем порядке менять цену товаров после их заказа пользователем, а также отменять заказы в одностороннем порядке.

Результаты проверки оформлены актом от 14.04.2021, на основании которого обществу выдано предписание от 14.04.2021 № 66-09-13/17-4573-2021 о прекращении нарушении прав потребителей, а именно:

- Доводить до сведения потребителей полную, достоверную информацию о товаре при продаже дистанционным способом, размещая такую информацию на сайте и (или) странице сайта в сети "Интернет" по адресу: www.sbermarket.ru;

- В случаях дальнейшей продажи товаров применять договоры, условия которых приведены в соответствие с нормами права, исключить условия, ущемляющие права потребителя;

- Не допускать односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий.

«Сбермаркет», не согласившись обратился в суд с признанием недействительным выданного предписания.

«Сбермаркет» заявлял, что по правилам сервиса, которые являются частью публичной оферты, сведения о наличии, количестве, ассортименте и стоимости товаров на сайте носят информационный характер, а при заказе товара пользователь соглашается с тем, что сборка заказа будет произведена в магазине партнера «Сбермаркета», то есть ассортимент и цена могут меняться.

Но Арбитражный суд (дело № А60-35541/2021), как и Роспотребнадзор, счел, что это положение противоречит правовым нормам.

Суд указал, что согласно позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в п.21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2018 №49 «О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса РФ о заключении и толковании договоров», по смыслу п.2 ст.310, п.3 ст.426, ст.450.1 Гражданского кодекса РФ не связанный с нарушением со стороны потребителя односторонний отказ лица, обязанного заключить публичный договор, от исполнения публичного договора не допускается, в том числе в случаях, предусмотренных правилами об отдельных видах договоров.

В части изменения цены, суд установил следующее.

Согласно п.3.2 Публичной оферты (предложения) цены на Товары определяются Продавцом в одностороннем бесспорном порядке и указываются на страницах Интернет-сайта Продавца. При этом, согласно п.1 Публичной оферты продавцом выступает ООО «Инстамарт Сервис».

Учитывая изложенное, суд полагает, что ООО «Инстамарт Сервис», являющийся продавцом товара во взаимоотношениях с потребителем, не предоставил достоверную информацию о цене товара при его реализации, что привело к нарушению прав потребителя и включению в договор условий, ущемляющих права потребителя.

Постановлением 17ААС решение суда оставлено без изменения.

Ссылка на полный текст решения суда -

0
155 комментариев
Написать комментарий...
Paul Patlakh

Граждане неужто началось? Когда уже прижучат эту вседозволенность маркетплейсов, а то пока они работают в режиме бог.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
12 комментариев

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Светлана Завацкая

Как говорят: надо с кого-то начинать. А там посмотрим что получится!

Ответить
Развернуть ветку
Jack Jackin

Так это логично. Заказ товара по сути есть акцептом публичной или иной оферты с уже заявленными контрагентом как минимум существенными условиями договора купли-продажи, плюс на такие отношения распространяются и базовое регулирование сделок. Однако специфика работы в розничной торговле и в том, что есть регулирование законодательством о правах потребителя. После акцепта договор считается заключенным на заявленных (если они не протеворечат законодательству) условиях с соответствующими гарантиями. Так как цена договора это существенное условие его заключения, его неправильно будет изменить постфактум в одностороннем порядке с умалчиванием этой информации от покупателя, просто предоставив счет больше чем в цене. Тут и признаки мошенничества есть. Попытка завладеть денежными средствами покупателя (сумма таких средств=разница между суммой предложенной к оплате и суммой заявленной в оферте при акцепте=сумма возможного материального ущерба (или реального, если подтверждение оплаты автоматизировано между продавцом и покупателем, какой чек пришел такой автоматически и оплатился) или если человек вследствие плохого самочувствия или тяжелого состояния подтвердил оплату лично, но о том, что сумма изменилась не заметил. Это как придти в магазин и спросить, сколько стоит чай, а в ответ - 30 денег, человек протягивает 50 денег, их забирает продавец отдает чай и говорит - "до свидания", а человек - "Вы мне сдачу должны, чай 30, я передал 50, еще 20 сдачи мне от вас", на что ему отвечают: "чай резко подорожал за 2 секунды, в промежутке пока я передавал вам его, на 20 денег, теперь его стоимость 50 денег, вы оплатили покупку и получили свой чай, сделка выполнена, и до свидания".

Ответить
Развернуть ветку
СберМаркет

Добрый вечер!

Изменение стоимости заказа возможно в случае, если клиент заказал весовой товар. Очевидно, что в большинстве случаев невозможно взвесить ровно килограмм фруктов или овощей. Сборщики всегда связываются с клиентами, чтобы уточнить, устраивает ли эта стоимость, или выбрать другой товар.

Мы всегда на связи с клиентами и готовы ответить на все вопросы.

Ответить
Развернуть ветку
49 комментариев
Darya

Вот бы все эти законы и в обратную сторону тоже действовали.
Заказ товар - принимай доставку и оплачивай.
Хорошо быть покупателем - всегда прав, даже если не прав, все равно прав.

Ответить
Развернуть ветку
62 комментария
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Dm

Ну, луч света в темном царстве. Вообще все эти маркетплейсы надо к ногтю. Там сплошные нарушения закона.
И до Яндекс.Маркета пусть доберутся. Заказывал там товар, отписали все нормально ждите доставку. Потом в одностороннем порядке соскочили, написали привезти не сможем. Вот и весь "сервис" Яндекса. Это даже не колхоз, это вообще недоразумение.

Ответить
Развернуть ветку
Игорь
Автор
Ну, луч света в темном царстве. Вообще все эти маркетплейсы надо к ногтю. Там сплошные нарушения закона. И до Яндекс.Маркета пусть доберутся. Заказывал там товар, отписали все нормально ждите доставку. Потом в одностороннем порядке соскочили, написали привезти не сможем. Вот и весь "сервис" Яндекса. Это даже не колхоз, это вообще недоразумение.

Вся проблема в том что неисполнения предписания РПН - штраф от 10 до 20 тысяч за каждое нарушение этого предписания. Гиганту как сбер проще нарушать и платить штрафы чем что-то поменять. Просто теперь при отменах заказов будет можно писать в РПН и просить привлечь по ч.1 ст.19.5 КоАП РФ ссылаясь на данное предписание чтобы всё равно копились штрафы им, а штраф за пункты ущемляющие потребителя - тоже от 10 до 20 тысяч.

PS Помню у нас было такое что по линии нашего ведомства организация систематически игнорировало наше предписание и просто платила штрафы каждый раз и в итоге по нашему заявлению прокуратура подала иск о приостановке деятельности до исправления, но это единичные случаи когда такое происходит. Я даже не вспомню сейчас нормативку на основании которой они это делали к сожалению.

Ответить
Развернуть ветку
Яндекс Маркет

Здравствуйте!

Поделитесь, пожалуйста, номером заказа. Хотим помочь разобраться с этим недоразумением. Всё проверим и вернёмся с ответом

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Рабы и крысы

Давно пора приструнить обнаглевшие маркетплейсы. Почувствовали себя монополистами, блин

Ответить
Развернуть ветку
Стелю Красиво
Ответить
Развернуть ветку
Денис Озерянский

То есть я правильно понял: "Сбермаркет" настолько при**ел, что пытался через суд отменить предписание, запрещающее ему обманывать покупателей? Представляете как а**ел арбитражный суд я, когда увидел этот иск?

Ответить
Развернуть ветку
Игорь
Автор
То есть я правильно понял: "Сбермаркет" настолько при**ел, что пытался через суд отменить предписание, запрещающее ему обманывать покупателей? Представляете как а**ел арбитражный суд я, когда увидел этот иск?

Да. И они ещё решение суда пытались оспорить, но безуспешно.

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Борис Моренко

Понимаю что с точки зрения покупателей изменение цен это обман. Но в тоже время и правда цена товара может меняться в магазине. Тот же Магнит может массово поменять цену на всю номенклатуру. Приходишь в разные дни, а цены разные.
Плюс товар может быть на разновес (где ровное число кг не набрать). Покупатель и сам в реале не знает точную сумму сколько он заплатит за яблоки или картошку.
И где тут наеб?

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Юзер Юзерович

В прошлом году заказ пачки сыра весом 300гр, допустим 10 штук. Мне принесли пачки по 150гр в количестве 10 штук. Внимание, цена за заказ не поменялась. После обращения заменили. Еще раз внимание, ответ на вопрос, почему не поменялась цена, я так не получил. Я еще и чек попросил в жалобе, который пробили сборщику. Чека я тоже не увидел.

@СберМаркет

Ответить
Развернуть ветку
Рабы и крысы

Сбер приструнили , озону приготовиться!

Ответить
Развернуть ветку
Игорь Макеев

@СберМаркет А есть комментарий по решению суда и предписанию??

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Ledneva Elena

У нас странные исполнительные органы. Сбермаркету теперь нельзя отменять заказ. А остальным - можно? У нас не прецедентное право, что бы в своих исковых заявлениях ссылаться на это решение исполнительного органа. Получается, пока РПН не примет такие же меры в отношении #Ozon, #Wildberries, #ЯндексМаркет, #Aliexpress и тому подобное - им можно односторонне отменять заказы и так далее?

Ответить
Развернуть ветку
Игорь
Автор

Ну до других просто не добрались) Это не значит что им можно отменять. Ну все равно на самом деле на это дело ссылаться можно, в позициях всё равно надо ссылаться на любую существующую практику. Прецедент хоть только на уровне КС (и по факту на уровне Пленума), но всё равно судебная практика имеет свой вес. А так просто один из региональных Роспотребнадзоров решил взять и сработать добросовестно, вместо того просто чтобы оштрафовать ещё и предписание вынес. По хорошему надо обращаться так в РПН и просить не только привлечь к административной ответственности но просить выносить предписание (либо обратиться в суд с защитой неопределенного круга лиц с требованием убрать пункты оферты).

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Коротков

Вы еще не забывайте, что СберМаркет выступает продавцом и по этому обязан что-то конкретное, а маркетплейсы юридически посредник, у них др список обязанностей (Точно нам скажут юристы), может поэтому тоже. Но прецедент интересный конечно.

Ответить
Развернуть ветку
Leha Shum

Суд социалиста. В данном случае в суде купили что-то не то.

Ответить
Развернуть ветку
Стелю Красиво

Главный юрист тоже занимает свою должность впервые

Ответить
Развернуть ветку
Елена Суворова

А мне вот интересно, на сколько законна другая ситуация. Заказываешь продукты через Яндекс, оплачиваешь, заказ ещё не собрали/не передали курьеру и по какой-то причине ты решаешь его отменить. Деньги Яндекс не возвращает и всю сумму заказа он удерживает в качестве "расходов". Я понимаю они деньги не возвращают в случае заказа еды из ресторана, но продукты то тут при чём?

Ответить
Развернуть ветку
akdengi

Пока продавец не подтвердил явно заказ, по новым правилам дистанционной торговли, вы с ним не заключаете договор о купле-продаже. Юристы Роспотребнадзора это знают (постановлению уже больше года), но до сих пор наступают на те же грабли ;)

Более того идёт подстраховка в виде заключения договора не розничной продажи дистанционным способом, а предзаказа, на которые нормы "отдайте мне товар по ценнику прямо счас" не действуют. Тут норма на лезвии ножа, но суды не выигрываются как я вижу.

Позиция маркетов понятна и да, это им тоже позволяется, так как если требуется согласование по товару, то эта продажа не считается дистанционной.

В аппеляции вышестоящему суду скорее всего будет это указано и Роспотребнадзор проиграет.

Ответить
Развернуть ветку
Игорь
Автор
В аппеляции вышестоящему суду скорее всего будет это указано и Роспотребнадзор проиграет.

У вышестоящего суда уже будет не апелляция, а кассация) И если она ещё будет, у них ещё чуть больше месяца на подачу КЖ осталось, т.к. месяц уже почти прошёл.

И раз уж на то пошло, согласно решению суда

Согласно п.3.2 Публичной оферты (предложения) цены на Товары определяются Продавцом в одностороннем бесспорном порядке и указываются на страницах Интернет-сайта Продавца. При этом, согласно п.1 Публичной оферты продавцом выступает ООО «Инстамарт Сервис».

В решении пишут что согласно оферты продавцом выступает именно Инстамарт Сервис.

Ответить
Развернуть ветку
Daniil Manuilov

Наконец-то

Ответить
Развернуть ветку
Кирилл

- Не допускать односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий.

Это и к изменению условий не только заказа из магазина относится?
То что сбер в одностороннем порядке изменил количество доставок (у подписки оплаченной на год)

Ответить
Развернуть ветку
Григорий Тимошин

согласен маркетплейсы чувствуют себя вольготно и безопасно при любых спорных ситуациях и начинается футбол потребителя то в ворота продавца, то от продавца в ворота маркетплейса. Выставил товар на прилавке маркетплейса или магазина неважно - информируй достоверно по наличию и цене, наименованию конкретного товара, за ошибки платить должен либо продавец, либо маркетплейс, с фига ли крайним делают покупателя. Предпринимателская деятельность подразумевает как прибыль, так и убыток и риски, тем более убыток в результате своей же ошибки, который перекладывают на потребителя.

Ответить
Развернуть ветку
152 комментария
Раскрывать всегда