Какие бывают товарные знаки?

Товарный знак — это визитная карточка товаров и услуг компании, то, что выделяет их среди аналогичных продуктов на рынке. Услышав названия “Сбер”, “Газпром”, “Яндекс”, “Алёнка”, любой без труда поймет, о каком товаре или услуге идет речь. Все эти обозначения и представляют собой товарные знаки.

Товарный знак создается для:

  • Упрощения поиска и выделения товаров и услуг одних производителей среди товаров и услуг других;
  • Повышения известности продукции;
  • Гарантированного определенного качества товаров и услуг;
  • Роста ценности компании и расширения бизнеса (выдача лицензий, франшиз и прочего).

Этот перечень причин для приобретения товарного знака — не исчерпывающий, однако и он ярко демонстрирует необходимость наличия такого средства индивидуализации для выхода на рынок и участия в борьбе за потребителя.

Процесс создания товарного знака не прост. И первый вопрос, который возникает у предпринимателя — а какие вообще бывают товарные знаки? И это правильно: до начала создания “визитного” обозначения не мешает узнать, какие виды товарных знаков существуют.

Товарные знаки делятся на разновидности. Например, по субъекту:

  • Индивидуальные товарные знаки

Товарный знак принадлежит одному конкретному лицу-правообладателю, которое может полностью решать его судьбу — использовать самостоятельно, выдавать лицензии и франшизы другим лицам, отчуждать товарный знак и так далее. Большинство регистрируемых знаков — индивидуальные;

  • Коллективные товарные знаки

Принадлежат конкретным объединениям компаний и предпринимателей, которые производят товары или оказывают услуги, обладающие едиными характеристиками. Особенность таких знаков — невозможность ими распоряжаться: такой знак нельзя лицензировать, отчуждать и прочее. При этом лица, входящие в объединение, не ограничены в праве регистрировать на себя иные товарные знаки. То есть можно иметь одновременно и индивидуальный товарный знак, и коллективный.

Товарные знаки также подразделяются на разновидности в зависимости от их внешнего вида:

  • словесный;
  • изобразительный;
  • объемный;
  • звуковой;
  • обонятельный;
  • цветовой (состоит из одного цвета или сочетания цветов);
  • световой;
  • изменяющийся;
  • позиционный;
  • голографический;
  • комбинированный;
  • другие.

Это не закрытый перечень, регистрироваться могут товарные знаки разных видов. С развитием науки и техники будут появляться новые виды товаров, для которых могут потребоваться настолько специфические средства идентификации и индивидуализации, которые сейчас трудно и представить себе.

Но не будем забегать вперед и остановимся на основных видах товарных знаков, которые уже существуют и активно используются на рынке.

Словесный товарный знак

К словесным обозначениям относятся слова, словосочетания, предложения, другие единицы языка и их сочетания.

Словесные товарные знаки — самые популярные, они воспринимаются не только визуально, но и на слух, поэтому имеют высокую различительную способность. Также их преимущество в том, что они не привязаны к какому-либо конкретному графическому исполнению.

Например, словесные товарные знаки принадлежат таким крупным компаниям, как:

  • ПАО “Сбербанк” (словесный товарный знак “СБЕР” свидетельство № 433395);
  • ООО “Яндекс” (словесный товарный знак “Яндекс” свидетельство № 222577);
  • ОАО “Газпром” (словесный товарный знак “Газпром” свидетельство № 228275);
  • ООО “Вайлдберриз” (словесный товарный знак “ВАЙЛДБЕРРИЗ WILDBERRIES” свидетельство № 431803);
  • и многим другим.

Преимущества словесных знаков не укрылись и от патентных троллей, которые активно регистрируют простые, широко используемые слова. Например, вот несколько словесных знаков, принадлежащих патентному троллю Ибатуллину:

  • “СВОБОДА” (свидетельство № 811554);
  • “РОДИНА” (свидетельство № 312469);
  • “ЛЮБИМЫЕ” (свидетельство № 401839);
  • “НАСТРОЙ” (свидетельство № 338017);
  • “МЕДВЕДЬ” (свидетельство № 825361).

Очередным толчком к росту популярности словесных обозначений послужил переход бизнеса в онлайн. Так, владельцы сайтов стали активно регистрировать доменные имена в качестве товарных знаков — например, OZON.RU (общеизвестный знак №173) , “ОЗОН.рф” (свидетельство № 469068).

Изобразительный товарный знак

К изобразительным товарным знакам относятся различные “картинки” — изображения предметов, людей, животных, персонажей, природных и иных объектов, фигур. Такие изображения могут быть как абстрактными или фантазийными, так и реалистическими.

Вот несколько примеров изобразительных товарных знаков:

<i>Свидетельство № 852869</i>
Свидетельство № 852869
<i>Свидетельство № 844195</i>
Свидетельство № 844195
<i>Свидетельство № 844337</i>
Свидетельство № 844337

Этот вид товарных знаков также популярен в детской киноиндустрии — персонажи многих мультфильмов зарегистрированы в качестве товарных знаков:

<i>Свидетельство № 388157</i>
Свидетельство № 388157
<i>Свидетельство № 524757</i>
Свидетельство № 524757
<i>Свидетельство № 283022</i>
Свидетельство № 283022

Объемный товарный знак

Объемные обозначения — это трехмерные объекты, фигуры и прочие. Так регистрируются оригинальные формы товаров или их упаковок — бутылок, флаконов, коробок, банок и прочих.

Например, при помощи регистрации объемного товарного знака защищен флакон духов CHANEL:

Свидетельство № 583497
Свидетельство № 583497
<i>Свидетельство № 20332</i>
Свидетельство № 20332

Звуковой товарный знак

К звуковым обозначениям относятся звуки, шумы, фрагменты музыкальных произведений и так далее. Такие товарные знаки регистрируются как нотная запись и требуют представления фонограммы (звукозаписи).

Звуковые товарные знаки широко используются радиостанциями и кинокомпаниями. Например, звуковой товарный знак принадлежит радиостанции “Шансон” (свидетельство № 213565).

Однако такие знаки могут регистрироваться и другими компаниями — например, для использования в рекламе. Яркий пример — звуковая заставка McDonald’s или знак “Марс Инкорпорейтед” (свидетельство № 262372), используемый в рекламе Whiskas и представляющий собой звук мурчания кота.

Обонятельный и вкусовой товарный знак

К обонятельным обозначениям относятся различные запахи, к вкусовым — вкусы. Однако регистрация таких товарных знаков достаточно редка, в том числе из-за сложности процедуры регистрации — помимо словесного описания, необходимо предоставить формулу химического соединения, указать состав веществ, источник и прочее.

Например, фармацевтическая компания Eli Lilly попыталась зарегистрировать вкус искусственной клубники, но в регистрации было отказано (решение Бюро по гармонизации внутреннего рынка (OHIM) R 120/2001–2).

Однако, несмотря на сложность процедуры, иногда обонятельные и вкусовые товарные знаки регистрируются.

В США зарегистрирован мятный аромат, состоящий из смеси концентрированного метилсалицилата и ментола, на имя фармацевтической компании Hisamitsu Pharmaceutical Co. (свидетельство № 3589348).

Цветовой товарный знак

Когда в качестве товарного знака регистрируется какой-либо цвет или сочетание цветов, такой товарный знак называют цветовым.

Такие регистрации осложняются необходимостью подтверждения высокой различительной способности. Однако, несмотря на все сложности, цветовые товарные знаки широко используются в различных сферах:

<i>Банковской (зеленый цвет "Сбербанк" свидетельство № 556088)</i>
Банковской (зеленый цвет "Сбербанк" свидетельство № 556088)
<i>Нефтегазовой (синий цвет "Газпром" свидетельство № 561631)</i>
Нефтегазовой (синий цвет "Газпром" свидетельство № 561631)
<i>Ювелирной (мятный цвет "Тиффани" свидетельство № 560852)</i>
Ювелирной (мятный цвет "Тиффани" свидетельство № 560852)
<i>Химически-бытовой (розовый цвет Vanish свидетельство № 310048)</i>
Химически-бытовой (розовый цвет Vanish свидетельство № 310048)
<i>Телекоммуникаций (красный цвет МТС свидетельство № 560598)</i>
Телекоммуникаций (красный цвет МТС свидетельство № 560598)

Световой или изменяющийся товарный знак

На регистрацию представляются световые сигналы (их комбинации), видеозаписи.

Регистрация подобных товарных знаков раньше была крайне редка, однако с развитием киноиндустрии и сети Интернет ожидается повышение спроса на подобные регистрации.

Так, компания “Майкрософт Корпорейшн” зарегистрировала световой товарный знак свидетельство № 345836, представляющий собой движение световых бликов.

<i>Товарный знак “Майкрософт Корпорейшн”</i>
Товарный знак “Майкрософт Корпорейшн”

Изменяющийся товарный знак зарегистрировала для своего сервиса компания “Яндекс” , свидетельство № 526621 — в знаке меняется цвет светофора в зависимости от загруженности на дорогах.

<i>Товарный знак для сервиса компании “Яндекс”</i>
Товарный знак для сервиса компании “Яндекс”

Компания «Феникс-фильм» зарегистрировала изменяющийся товарный знак (свидетельство № 296496), изменения описаны в материалах заявки правообладателем так: “во вспыхивающем пламени появляется птица, рожденная бушующей стихией огня. Взмывая, она превращается в объятый пламенем оттиск буквы "Ф", изображенной в виде птицы. Оттиск поворачивается, становясь белоснежно сияющим, с расходящимися во все стороны снопами лучистого света".

<i>Товарный знак компании «Феникс-фильм»</i>
Товарный знак компании «Феникс-фильм»

Позиционный товарный знак

Это обозначения, размещенные на определенной части товара. Такие товарные знаки пользуются популярностью у косметических компаний, производителей одежды, обуви и головных уборов.

Примеры таких знаков:

<i>Свидетельство № 430200</i>
Свидетельство № 430200
<i>Свидетельство № 369587</i>
Свидетельство № 369587
<i>Свидетельство № 432524</i>
Свидетельство № 432524
<i>Свидетельство № 486852</i>
Свидетельство № 486852

Голографические товарные знаки

К голографическим товарным знакам относятся голограммы слов или изображений. Это редкий вид товарных знаков, используемый, например, в финансовой сфере (свидетельство № 683249 , французская регистрация).

Какие бывают товарные знаки?

Комбинированный товарный знак

Это комбинации различных видов обозначений — словесных, изобразительных, объемных и других. Самая популярная комбинация — словесные + изобразительные элементы.

<i>Свидетельство № 842551</i>
Свидетельство № 842551
<i>Свидетельство № 843514</i>
Свидетельство № 843514
<i>Свидетельство № 841486</i>
Свидетельство № 841486

Комбинированный товарный знак активно используется для увеличения шансов на прохождение регистрации — например, когда обозначение включает описательные элементы, которые сами по себе не охраняются и не должны занимать доминирующего положения в обозначении.

Например, в товарном знаке (свидетельство № 844889) все словесные элементы являются не охраняемыми, однако знак получил регистрацию благодаря наличию доминирующей картинки.

<i>Свидетельство № 844889</i>
Свидетельство № 844889

Особая группа комбинированных обозначений — этикетки, которые включают в себя множество неохраняемых элементов: состав товара, вес, инструкцию по применению и так далее. Этикетки применяются для маркировки алкогольной продукции, парфюмерии и прочих товаров.

<i>Свидетельство № 828811</i>
Свидетельство № 828811
<i>Свидетельство № 828810</i>
Свидетельство № 828810
<i>Свидетельство № 828809</i>
Свидетельство № 828809

Заключение

Ключевой момент при выборе вида знака — определить, в каком виде вы используете обозначение чаще всего. Если не использовать товарный знак в том виде, в котором он зарегистрирован, 3 и более года подряд, его охрана может быть прекращена досрочно по иску конкурента в связи с неиспользованием товарного знака.

Законодатель никак не ограничил бизнес в количестве регистраций. Если вы используете несколько обозначений — следует зарегистрировать каждое из них как товарный знак. Если же вы используете одно обозначение, но в разных цветах и комбинациях, то для полноценной защиты лучше зарегистрировать каждый из вариантов — никогда не знаешь, какой фактор окажется ключевым при установлении сходства товарных знаков.

Так, Государственная корпорация развития “ВЭБ.РФ” регистрирует все вариации своего товарного знака, которые использует, включая различные цветовые, графические, языковые исполнения, а также комбинации с не охраняемыми элементами:

<i>Свидетельство № 167915</i>
Свидетельство № 167915
<i>Свидетельство № 384623</i>
Свидетельство № 384623
<i>Свидетельство № 551444</i>
Свидетельство № 551444
<i>Свидетельство № 551446</i>
Свидетельство № 551446
<i>Свидетельство № 563606</i>
Свидетельство № 563606
<i>Свидетельство № 551448</i>
Свидетельство № 551448
<i>Cвидетельство № 551445</i>
Cвидетельство № 551445
<i>Cвидетельство № 551447</i>
Cвидетельство № 551447

Если не получается придумать название самому или красиво оформить логотип, не стесняйтесь обратиться за помощью. В штате каждого крупного патентного бюро обычно есть такие специалисты. Например, наши дизайнеры не только создают логотипы с нуля, но и дорабатывают обозначения заказчиков, если при их проверке специалистами по регистрации товарных знаков были выявлены возможные риски отказа в регистрации.

Товарный знак — это безмерно ценный актив, который будет служить вашим “лицом” для потребителей долгие годы.

Автор: Данила Бравый, собственник компании «Знаки эксперт»

Какие бывают товарные знаки?
66
1 комментарий

Данила перестань прятаться за тупой секретаршей, отдай долг за аренду офиса

Ответить