Договор на ИТ-аутстаффинг: как не обжечься самому и не подпалить клиента

Привет! Меня зовут Глеб Корсунов, я директор по развитию Holyweb, евангелист ИТ-аутстаффинга и разработки на Golang. Уже четыре года мы выводим на проекты клиентов продуктовые команды и отдельных программистов, чтобы ускорить релиз или закрыть недостающие компетенции инхаус-отделов.

Потребность в квалифицированных программистах и аналитиках постоянно растет, но ресурсы для расширения штата есть не всегда — особенно в кризис. ИТ-аутстаффинг решает эту проблему. Но вокруг того, как организовать процесс с юридической точки зрения, существует немало холиваров.

В этой статье мы решили раз и навсегда положить конец всем спорам и предложить отрасли шаблон договора на оказание услуг по модели ИТ-аутстаффинга. К разработке шаблона мы привлекли юристов из компании Runetlex, специализирующихся на IT-сфере.

Расскажем, на какие пункты важно обратить внимание, чтобы защитить свои интересы, как ускорить согласование договора с юристами заказчика и оптимизировать документооборот. Материал будет полезен всем, кто имеет отношение к аутстафф-разработке (руководителям компаний, аккаунт- и проджект-менеджерам, юристам), а также клиентам.

Минуточку, аутстаффинг — это вообще законно?

Юристы Runetlex отвечают:

Заемный труд запрещен. Так говорит ст. 56.1 Трудового кодекса. При этом под заемным понимается труд работника, выполняемый под управлением и контролем другого лица (не работодателя). «Занимать» труд работников могут только компании, которые прошли аккредитацию.

Многие считают, что аутстаффинг — это «аренда сотрудников», и поэтому относятся к нему с опаской. Но у работы по такой модели есть особенности, которые отличают ее от заемного труда. На них следует обратить внимание в договоре:

  • Заказчик ставит перед специалистом конкретные задачи в объеме, согласованном с исполнителем. Ответственность и контроль за качеством услуг остается за исполнителем.
  • Заказчик не может в одностороннем порядке заменять или увольнять специалистов, но может отказаться от услуг в установленном договором порядке.
  • Специалисты работают удаленно.
  • Специалисты не должны соблюдать локальные акты заказчика.
  • Заказчик не может поощрять ИТ-специалистов за труд или налагать на них дисциплинарные взыскания.

Если в договоре подсветить явные отличия между услугами по модели аутстаффинга и заемным трудом, риски такого сотрудничества будут минимальными.

Структура документов

Нам было важно, чтобы шаблон легко адаптировался под конкретного заказчика и проект. Поэтому мы выбрали рамочную структуру договора:

Договор с базовыми условиями. Там указан предмет, порядок согласования заданий, условия об интеллектуальной собственности, ответственность и прочие стандартные условия. Его смотрят и правят только юристы.

Приложение с условиями под конкретный проект. Здесь фиксируются менеджерские договоренности: перечень программистов, ставки, сроки. Приложения позволяют нам оперативно менять состав выделенной команды разработчиков, и при этом не переподписывать договор заново.

Ключевые условия договора

Предмет Договора

Большинство ИТ аутстафф-агентств используют шаблоны, которые изначально были написаны для разработки по аутсорс-модели. Их легко распознать по ключевым словам: создать, разработать, передать, результат, качество.

В ИТ-аутстаффинге исполнитель не может взять на себя ответственность за конечный результат. Заказчик самостоятельно руководит процессом разработки: может изменить задание, прекратить разработку, которая для него больше не актуальна и запустить новую. Поэтому стандартный договор с предметом «разработать и передать права на ПО» несет в себе потенциальные риски для ИТ-аутстафферов.

Наш шаблон разработан по модели оказания услуг: исполнитель берет на себя обязательство выполнять задания, которые ставит заказчик, за что тот платит.

Доступы

Перед началом работы аутстафф-сотрудникам нужно получить доступы к системам заказчика: репозиторию, таск-трекеру, внутренним сервисам.

В договоре важно прописать обязанности сторон по предоставлению доступов. Иначе появляется риск простоя, который заказчик может отказаться оплачивать.

Чтобы не оказаться в ситуации, когда программист не может работать из-за проблем с доступом, мы предусмотрели следующие обязанности:

  • доступ должен быть предоставлен в течение 3 дней,
  • доступ нельзя прекратить, пока идет работа,
  • если программисту или аналитику непонятна работа системы, контрагент должен объяснить ее.

Обязанности сформулированы обоюдно. Их будет выполнять та сторона, чья учетная запись используется при сотрудничестве.

юристы Runetlex

Чтобы не потерять историю коммуникации и действий, которые выполнял разработчик, владелец системы обязан выгружать лог-файлы.

Как показывает наш опыт, первое, что делает заказчик, когда получает претензию — закрывает доступы и удаляет переписку. Раздел «Доступы» был изобретен нами, чтобы пресечь такое злоупотребление.

юристы Runetlex

Постановка и приемка заданий

На старте работы по аутстафф-модели обычно не существует детального ТЗ, потому что заказчик формирует задания на ближайший спринт, исходя из приоритетов бизнеса.

Чтобы избежать конфликтов на тему «мы этого не просили» или «мы просили не этого», задания должны быть письменно согласованы сторонами.

Но мы понимаем, что постановка задач исключительно через таск-трекер возможна только в идеальном мире. Поэтому для себя выбрали такую систему постановки:

  • Заказчик может ставить задание как ему удобно, даже устно.
  • Сотрудник сам заносит задание в систему и ждет «ок» от заказчика.
  • Заказчик может уточнить задание, если исполнитель что-то неверно понял.
  • Если заказчик молчит более трех часов, считается, что у него нет уточнений, и разработчик может приступить.

При таком формате, с одной стороны, мы достаточным образом фиксируем условия задания, а с другой — программист может оперативно приступать к выполнению.

Представители

Заказчику важно, чтобы на проекте работали именно те программисты, которых он проверил и согласовал. Исполнителю важно, чтобы его деятельность не признали заемным трудом. Чтобы обеспечить в договоре баланс интересов сторон, мы решили перечислять аналитиков, дизайнеров, программистов, тестировщиков и т.д., допущенных к проекту, в качестве представителей.

Представитель — это лицо, которое допущено исполнителем или заказчиком к взаимодействию и управлению проектом. Заменить представителя, не уведомив контрагента, нельзя. Для заказчика это гарантия, что исполнитель внезапно не поменяет программиста.

юристы Runetlex

Роль менеджера проекта создана для того, чтобы контрагенты понимали, к кому идти, если в коммуникации возникла проблема. Со стороны заказчика назначается один ответственный представитель, который наделяется полномочиями разрешать противоречия. Это помогает в ситуациях, когда разработчику параллельно ставят задачи сразу пять менеджеров — каждый со своим представлением о приоритетах.

Если у заказчика меняется менеджер или на проект выходят новые разработчики, договор позволяет уведомить другую сторону об этом за 10 дней до начала работы нового человека.

Приложение к договору

Если рамочный договор — это базовые юридические условия сотрудничества, то приложение — это суть конкретного проекта. Именно в нем согласуется формат работы, стоимость услуг, выделенные программисты и длительность проекта.

К одному договору можно подписать неограниченное количество приложений. Например, в тестовом формате заказчик поработал с одним Go-разработчиком — заключаем приложение №1. Ему все понравилось и он решил собрать команду уже из троих — подписываем приложение №2.

Наше приложение — это аутстафф-абонентка.

Основной формат — это выделение всего рабочего времени разработчика в месяце (фултайм). Заказчик платит за то, что специалист закреплен за его проектом. Он может ставить любое количество задач — на цену это не влияет.

Ежемесячная стоимость зависит от количества рабочих дней. Например, в марте 22 рабочих дня, а в мае — 18, и приложение это учитывает.

Если аутстаффер заболел или должен уйти в отпуск, мы согласуем с заказчиком дополнительные нерабочие дни, они не оплачиваются.

Иногда заказчик может попросить поработать над задачей дополнительно: допоздна или в выходные (овертайм). Работа в нерабочее время оплачивается сверх оплаты фултайм, на почасовой основе. При этом мы не допускаем серьезных переработок, поэтому ограничиваем овертайм 16 часами в месяц.

Вы можете предусмотреть в приложении и другие форматы оплаты: фиксированный ежемесячный платеж, почасовую оплату задач и другие варианты. Все они будут сочетаться с нашим шаблоном рамочного договора и могут существовать параллельно по разным проектам.

юристы Runetlex

Как заполнить приложение под себя?

Объем услуг

В этом разделе перечислите специальности выделяемых сотрудников.

Таблица со ставками

В таблице вы указываете стоимость рабочего дня (для фултайма) и стоимость часа (для овертайма) по каждой услуге, которую перечислили выше.

Если у разработчиков одинаковая специальность, но разные ставки, укажите грейды, чтобы обосновать разницу в стоимости.

юристы Runetlex
Здесь и далее цены указаны с учетом возможной инфляции, которой, надеемся, не случится :)

Предлагая расчет по ставкам вместо фиксированной стоимости месяца, мы делаем ценообразование более гибким. Однако некоторых заказчиков при согласовании может смутить отсутствие конкретной цены. Чтобы избежать такой ситуации, мы предусмотрели в приложении максимальную стоимость — ее мы считаем, умножая стоимость дня на количество рабочих дней в месяце. Так мы получаем цифру, больше которой заказчик точно не заплатит (если не брать в расчет овертайм).

Системы

Укажите системы, где будете вести проект, а также кто должен выдать доступ — заказчик или исполнитель. Для репозитория и системы постановки задач лучше указать обязанность выгрузить логи, если используете аккаунт заказчика.

Представители

Укажите имя и контакты представителей обеих сторон. Только не пишите рядом с именем специальность, чтобы это не было похоже на аренду людей.

Действие приложения

В шаблоне приведены сроки, которые мы предлагаем своим клиентам. У нас довольно гибкий подход, и мы не удерживаем клиентов под угрозой большого штрафа за досрочное расторжение. Когда будете заполнять этот раздел, оцените свои риски и укажите сроки, которые подходят вам.

10 дней — это срок, который позволяет нам перераспределить аутстафферов на другие проекты без потерь. Если заказчик хочет снять человека с проекта без соблюдения этого срока, он возмещает нам 10% от максимальной стоимости месяца. С другой стороны, это защищает и клиента на тот случай, если он вдруг одним днем останется без разработчиков.

Этот пункт — крайняя мера, который стоит реально применять только если одна из сторон столкнулась с непредвиденными обстоятельствами. Чтобы отношения были предсказуемыми для всех, мы выстроили систему скоринга. Так мы следим за качеством услуг и мониторим ситуацию на проекте. Со стороны исполнителя подобная система может включать в себя:

  • Self review — оценку специалистом себя и ситуации на проекте.
  • Lead review — оценку лида со стороны заказчика.
  • Manager review — оценку проектного менеджера или продакта.
  • Cross review — оценку друг друга сотрудниками исполнителя.

Акт и отчет

По окончании месяца мы направляем заказчику акт об оказанных услугах с расчетом стоимости месяца.

Если в текущем месяце овертаймов не было, в акте указывается реальное количество рабочих дней и расчет стоимости услуг. Если кто-то из команды уходил в отпуск или брал больничный, мы уменьшаем количество рабочих дней для конкретной услуги (вид, грейд).

Если аутстаффер работал овертайм, мы добавляем табличку с расчетом его стоимости отдельно.

Некоторые заказчики просят отчет с детализацией задач. Его можно автоматически сформировать в системе управления проектами или воспользоваться простым шаблоном.

Главное — объяснить заказчику, что в абонентской модели количество выполненных задач не влияет на стоимость услуг. Заказчик не может отказаться от приемки или требовать уменьшения стоимости, если в отчете небольшое количество задач.

юристы Runetlex

Чек-лист: как пользоваться шаблоном договора

  • Скопируйте себе шаблон.
  • Адаптируйте под свои процессы сроки и вариативность (такие места в документе выделены бирюзовым). Особенно подумайте, в какие сроки и на каких условиях вы готовы расторгаться.
  • Заполните реквизиты и отправляйте клиенту.
  • Всегда создавайте новый документ из шаблона, а не из договора с предыдущим заказчиком.
  • Обнаружив в процессе работ с каким-то клиентом важный нюанс, сразу вносите правки в шаблон. Это позволит сохранять опыт и тиражировать его на новые договоры.

В статье рассмотрены только основные разделы, которые чаще всего вызывают сложности при составлении договора на оказание услуг по модели аутстаффинга. Шаблоны по ссылке — скачивайте, адаптируйте под себя.

Если остались вопросы — можно написать мне в Телеграм или коллегам из Runetlex: руководителю проектного отдела Алине Сундетовой, юристу Диане Кудряшовой. Также выражаю им огромную благодарность за подготовку договора и помощь в создании этой статьи.

Буду рад обсудить в комментариях ваши шаблоны договоров и опыт их согласования с клиентами.

0
14 комментариев
Написать комментарий...
Dimoi Booto

Зачем так все усложнять...

Ответить
Развернуть ветку
Глеб Корсунов
Автор

Почему делаете такие выводы?

Разработанный нами проект договора намного проще тех шаблонов-франкинштейнов, которые используют в ИТ-отрасли. По содержанию и размеру.

Ответить
Развернуть ветку
Никита Брагин

С исполнителем договор подряда или трудовой договор подписываете?

Ответить
Развернуть ветку
Диана Кудряшова

Специалисты могут быть оформлены в аутстафф-агентстве и как работники, и как самозанятые/ИП.

Так что можно использовать оба варианта. Но тоже есть свои тонкости, надо смотреть ситуацию с конкретным специалистом.

Ответить
Развернуть ветку
Abdu Rz

Оч интересно, всё по делу, спасибо!

Ответить
Развернуть ветку
Константин

Материал выглядит полезным, однако есть один момент:
все отчеты, включая overtime обычно выгружают из трекеров (Jira,…).
Мне кажется, что проще это сразу прописать в договоре, чем издеваться над вашим PM🤔

Ответить
Развернуть ветку
Диана Кудряшова

Мы не добавляли в договор или приложение условие о том, что отчет должен быть по согласованному образцу.
Поэтому да, можно и иногда удобнее использовать автоматически сформированные отчеты из таск-трекера) В документах не нужно для этого ничего менять)

Ответить
Развернуть ветку
Гоша Данилов

А ставки в статье реальные? 8-9 тыс руб в час за мидла? Какой-то космос

Ответить
Развернуть ветку
Рунетлекс

там приписка к картинке есть) "Здесь и далее цены указаны с учетом возможной инфляции, которой, надеемся, не случится :)"

Ответить
Развернуть ветку
АР

а как же ит статус? С такими формулировками доходы от этих договоров не признают соответствующими ит статусу, а значит нет льгот, себестоимость выше. Весь рынок работает по стандартным договорам услуг по t&m

Ответить
Развернуть ветку
Диана Кудряшова

Сейчас есть несколько льгот для IT-компаний.

Для освобождения от налога на прибыль и уменьшения ставки страховых взносов нужно 90% доходов от IT-деятельности (кстати, планируют снизить до 70%)

IT-деятельностью считается, в том числе, оказание услуг по разработке, адаптации и модификации ПО. В объеме приложения мы для этого и прописываем, что предмет услуги — DevOps/Java (подставьте свое) разработка.

Так что по нашему шаблону можно получить льготы по страховым взносам и налогу на прибыль.

Формат оплаты не влияет на получение льгот, может быть как абонентский платеж, так и T&M, фикс — это уже по договоренностям бизнеса.

Ответить
Развернуть ветку
Глеб Корсунов
Автор

https://www.youtube.com/watch?v=z9HSfrQJK0M
Выступление по материалу.

Ответить
Развернуть ветку
Елена Шумакова

Все хорошо, но как бухгалтерии при таком договоре собрать стоимость НМА, акт подписывается раз в месяц, там не написано, что все стоп + продукт версия если не подписывается акт передачи прав на ПО?

Ответить
Развернуть ветку
Глеб Корсунов
Автор

Елена, здравствуйте!

В шаблоне договора, который прикрепили к статье, переход исключительного права на любую разработку (в т.ч. часть программного кода) привязан к подписанию акта оказанных услуг и к оплате услуг по этому акту.

Первоначальную стоимость ПО можно определить как сумму расходов на создание ПО и доведение до состояния, в котором оно пригодно для использования (п. 3 ст. 257 НК РФ).

Доказательства несения расходов на создание ПО и переход права от подрядчика к Заказчику – подписанные и оплаченные акты оказанных услуг.

Доказательства доведения до состояния, пригодного для использования - внутренний приказ Заказчика и акт ввода ПО в эксплуатацию.

Ответить
Развернуть ветку
11 комментариев
Раскрывать всегда