Разбираем новость: больше нельзя собирать персональные данные потребителя
Весной 2022 года новостные сайты пестрят заголовками: "Наконец запретили собирать персональные данные покупателей". Маркетологи в чатах переживают, что теперь не смогут делать рассылки. Юристы же пожимают плечами и не понимают причин для паники. Давайте разберемся, что же произошло.
Что случилось
1 сентября 2022 года вступят в силу поправки в статью 16 Закона о защите прав потребителей. Изменения касаются 2 моментов, обобщенно звучат так:
– нельзя собирать персональные данные, которые не нужны для сделки;
– нельзя вносить в оферту условия, которые ущемляют права потребителя.
Все бы ничего, только этого и сейчас нельзя делать. Законодатели всего лишь немного уточнили правила игры.
Какие данные нельзя собирать
Законодательство о персональных данных давно имеет следующий принцип:
Судебная практика и практика Роскомнадзора неоднократно этот тезис подтверждала. Таким образом, уже сейчас нельзя произвольно собирать персональные данные покупателя.
С 1 сентября в Законе о защите прав потребилей появятся следующие условия:
Как видите, отличий немного. Если вы доставляете пиццу, то логично просить у покупателя адрес доставки и номер телефона. Но при этом странно требовать рассказать о семейном положении, паспортных данных и вкусовых привычках.
Закон вводит и небольшой новый механизм общения:
– Покупатель может спросить, зачем нужны те или иные его данные для сделки.
– Продавец должен ответить на письменный запрос в течение 7 дней, а если запрос устный, то немедленно.
Если требование не будет соблюдено, то придется общаться с Роспотребнадзором.
Какой смысл в изменениях?
Видимо накопилась критическая масса случаев, когда B2C-компании манипулируют своими пользователями и не оказывают услуги/не продают товары без получения согласия на обработку массы персональных данных. Жалобы потребителей приходят в Роспотребнадзор, но у того нет эффективных рычагов воздействия на нарушителя, кроме как посоветовать обратиться в другое ведомство – Роскомнадзор. Теперь эти рычаги появились.
Какие последствия:
– еще один контролирующий орган может проверять работу с персональными данными потребителей.
– появился еще один возможный штраф за нарушение правил работы с персональными данными. Сейчас можно получить штраф на 60-110к, теперь можно будет получить еще на 30-50к.
Что нельзя вносить в оферту
Сейчас ст.16 Закона о защите прав потребителей носит весьма общий характер и говорит примерно следующее:
В законе нет описания конкретных ущемляющих условий, перечень носит открытый характер. Но эти условия уже есть в других законах и судебной практике, например:
– предприниматель не может отказаться от договора с потребителем в одностороннем порядке (абз. 2 п. 2 ст. 310 ГК РФ);
– нельзя вносить условия об ограничении ответственности предпринимателя перед потребителем (п. 2 ст. 400 ГК РФ);
– потребитель может подать иск по своему месту жительства (п. 7 ст. 29 ГПК РФ).
Теперь в законе появится перечень из 14 условий, которые описывают, что конкретно нельзя указывать в оферте.
На первый взгляд кажется, что новый закон просто собирает в одном месте условия, которые были запрещены и раньше. Так и есть. Мы даже сделали специальную табличку со сравнением, какое из 14 условий уже запрещено.
Однако это не бессмысленно. Несмотря на наличие запретов, никак не сокращается количество судебных споров, связанных с ущемляющими условиями договора. Компании продолжают включать в оферты для потребителей условия, которые неоднократно признавались в судах недопустимыми.
У потребителей не всегда есть время и желание разбираться в юридических тонкостях защиты собственных прав, изучая статьи ГК, ГПК, судебной практики и разъяснений контролирующих органов.
Теперь все это можно проверить, посмотрев всего одну статью Закона о защите прав потребителей.
Что делать
1. Проверить, какие персональные данные вы собираете при заключении/изменении/расторжения договора с потребителем. Если есть что-то избыточное, то лучше прекратить это делать или быть готовым к общению с Роскомнадзором.
2. Проверить условия своих оферт. Если в них есть условия, которые не соответствуют закону и практике, то или убрать их или быть готовым к общению с Роскомнадзором.
Послесловие
Напоследок хотим обратить внимание, что изменения вносятся в законодательство о защите прав потребителей. Потребитель – лицо, которое приобретает товар/услугу для собственных нужд.
Если вы работаете для B2B, то вас закон не касается.
Авторы: Артур Бабалов, Павел Мищенко.
Другие наши статьи, которые могут оказаться интересными:
А еще у нас есть телеграм-канал, в котором мы 2-3 раза в неделю делимся различными документами, советами и справками по мотивам вопросов наших клиентов. Будем рады видеть)
Прекрасная статья, спасибо!
Ура!)