Разбираем новость: больше нельзя собирать персональные данные потребителя

Весной 2022 года новостные сайты пестрят заголовками: "Наконец запретили собирать персональные данные покупателей". Маркетологи в чатах переживают, что теперь не смогут делать рассылки. Юристы же пожимают плечами и не понимают причин для паники. Давайте разберемся, что же произошло.

Что случилось

1 сентября 2022 года вступят в силу поправки в статью 16 Закона о защите прав потребителей. Изменения касаются 2 моментов, обобщенно звучат так:

– нельзя собирать персональные данные, которые не нужны для сделки;

– нельзя вносить в оферту условия, которые ущемляют права потребителя.

Все бы ничего, только этого и сейчас нельзя делать. Законодатели всего лишь немного уточнили правила игры.

Какие данные нельзя собирать

Законодательство о персональных данных давно имеет следующий принцип:

«Обработка персональных данных должна ограничиваться достижением конкретных, заранее определенных и законных целей. Не допускается обработка персональных данных, несовместимая с целями сбора персональных данных»

Судебная практика и практика Роскомнадзора неоднократно этот тезис подтверждала. Таким образом, уже сейчас нельзя произвольно собирать персональные данные покупателя.

С 1 сентября в Законе о защите прав потребилей появятся следующие условия:

Продавец не вправе отказывать в заключении/изменении/расторжении договора по причине, если потребитель не дает свои персональные данные. Если только эти данные не нужны для выполнения обязанностей перед потребителем.

Как видите, отличий немного. Если вы доставляете пиццу, то логично просить у покупателя адрес доставки и номер телефона. Но при этом странно требовать рассказать о семейном положении, паспортных данных и вкусовых привычках.

Закон вводит и небольшой новый механизм общения:

– Покупатель может спросить, зачем нужны те или иные его данные для сделки.

– Продавец должен ответить на письменный запрос в течение 7 дней, а если запрос устный, то немедленно.

Если требование не будет соблюдено, то придется общаться с Роспотребнадзором.

Какой смысл в изменениях?

Видимо накопилась критическая масса случаев, когда B2C-компании манипулируют своими пользователями и не оказывают услуги/не продают товары без получения согласия на обработку массы персональных данных. Жалобы потребителей приходят в Роспотребнадзор, но у того нет эффективных рычагов воздействия на нарушителя, кроме как посоветовать обратиться в другое ведомство – Роскомнадзор. Теперь эти рычаги появились.

Какие последствия:

– еще один контролирующий орган может проверять работу с персональными данными потребителей.

– появился еще один возможный штраф за нарушение правил работы с персональными данными. Сейчас можно получить штраф на 60-110к, теперь можно будет получить еще на 30-50к.

Что нельзя вносить в оферту

Сейчас ст.16 Закона о защите прав потребителей носит весьма общий характер и говорит примерно следующее:

Не надо в свои оферты и договоры вносить условия, которые ущемляют ваших клиентов и противоречат законодательству. Такие условия не помогут в случае спора.

В законе нет описания конкретных ущемляющих условий, перечень носит открытый характер. Но эти условия уже есть в других законах и судебной практике, например:

– предприниматель не может отказаться от договора с потребителем в одностороннем порядке (абз. 2 п. 2 ст. 310 ГК РФ);

– нельзя вносить условия об ограничении ответственности предпринимателя перед потребителем (п. 2 ст. 400 ГК РФ);

– потребитель может подать иск по своему месту жительства (п. 7 ст. 29 ГПК РФ).

Теперь в законе появится перечень из 14 условий, которые описывают, что конкретно нельзя указывать в оферте.

На первый взгляд кажется, что новый закон просто собирает в одном месте условия, которые были запрещены и раньше. Так и есть. Мы даже сделали специальную табличку со сравнением, какое из 14 условий уже запрещено.

Однако это не бессмысленно. Несмотря на наличие запретов, никак не сокращается количество судебных споров, связанных с ущемляющими условиями договора. Компании продолжают включать в оферты для потребителей условия, которые неоднократно признавались в судах недопустимыми.

У потребителей не всегда есть время и желание разбираться в юридических тонкостях защиты собственных прав, изучая статьи ГК, ГПК, судебной практики и разъяснений контролирующих органов.

Теперь все это можно проверить, посмотрев всего одну статью Закона о защите прав потребителей.

Что делать

1. Проверить, какие персональные данные вы собираете при заключении/изменении/расторжения договора с потребителем. Если есть что-то избыточное, то лучше прекратить это делать или быть готовым к общению с Роскомнадзором.

2. Проверить условия своих оферт. Если в них есть условия, которые не соответствуют закону и практике, то или убрать их или быть готовым к общению с Роскомнадзором.

Послесловие

Напоследок хотим обратить внимание, что изменения вносятся в законодательство о защите прав потребителей. Потребитель – лицо, которое приобретает товар/услугу для собственных нужд.

Если вы работаете для B2B, то вас закон не касается.

Авторы: Артур Бабалов, Павел Мищенко.

Другие наши статьи, которые могут оказаться интересными:

А еще у нас есть телеграм-канал, в котором мы 2-3 раза в неделю делимся различными документами, советами и справками по мотивам вопросов наших клиентов. Будем рады видеть)

1111
2 комментария

Прекрасная статья, спасибо!

3
Ответить

Ура!)

1
Ответить