Стоит ли переходить на новую систему налогообложения – автоматизированную УСН (АУСН)?

1 июля 2022 начинается эксперимент по применению АУСН. Рассказываем, стоит ли переходить на новую систему налогообложения и какие подводные камни могут возникнуть.

Кратко про АУСН

Официальные документы: тут и тут.

На новый режим смогут перейти предприниматели, которые открывают ИП или ООО с 1 июля в Москве, Московской, Калужской области и Татарстане. Уже действующие ИП и ООО смогут перейти на новый режим с начала 2023 года.

Суть системы налогообложения: налоговая автоматически рассчитывает налог на основе банковской выписки, онлайн-касс и наличных операциях (их нужно руками вводить в личном кабинете). Налог платится каждый месяц. Выездные налоговые проверки ФНС не будет делать, ограничится только камеральными проверками.

Применять АУСН могут ИП и компании у которых:

  • Средняя численность сотрудников за месяц не больше 5 человек.
  • Выручка за год менее 60 млн рублей.
  • Нет обособленных подразделений и филиалов.
  • Нет работы по агентским, комиссионным и договорам поручения. Если работаете с маркетплейсами (Озон, Вайлдберриз и т.п.), то не сможете применять АУСН.
  • Нет других систем налогообложения. Совмещать АУСН и Патент не получится.
  • Компания или ИП не занимается: опасными производствами, тяжелыми видами труда, финансовыми услугами и т.п. Компании из сфер, где нестандартно считаются страховые взносы и нарабатывается стаж не могут использовать АУСН.

В чем основная фишка АУСН:

  • Не нужно считать налоги и сдавать отчетность. Но нужно сдавать бухгалтерскую отчетность по ООО, сдавать отчеты СЗВ-ТД при кадровых движениях и декларацию по НДС при импорте.
  • Не нужно платить страховые взносы в бюджет за себя (касается ИП) и за сотрудников. Но нужно платить фиксированный взнос в 2040 рублей в год на страхование от несчастных случаев.
  • Ставка АУСН доходы составляет 8%, а АУСН доходы минус расходы 20%.

Когда выгодно переходить на АУСН?

Google Табличка в которой можно поиграться с цифрами.

В целом получаются 3 эмпирических правила:

  1. Если для вас выгодна УСН 15% по сравнению с УСН 6%, то для вас будет выгодно перейти на АУСН 20%. Плюс на АУСН нет закрытого перечня расходов – налоговая все расходы по банковской выписке будет учитывать в расходах по налоговому учету. Но непонятно, как налоговая будет учитывать амортизацию, если компания захочет купить ноутбук за 300 тыс. рублей.
  2. Если для вас выгодна УСН 6%, то для вас выгоднее на ней оставаться.
  3. Чем больше ФОТ, тем выгоднее АУСН. Но каждый случай нужно просчитывать индивидуально.

И есть одна интересная особенность: в среднем АУСН выгоднее УСН на 10-20% -- примерно такую комиссию платят предприниматели, чтобы получить нал для выплаты серой зарплаты.

Т.е. понятно на какой пирог засматривается ФНС :)

Однако также стоит учитывать экономию на бухгалтерии: если у вас ИП, то вам потребуется сдавать только отчеты СЗВ-ТД – в целом их можно подготавливать самому, если у вас небольшое ИП. Rocket science в этом никакого нет.

Если у вас ООО, то потребуется сдавать бухгалтерскую отчетность в ФНС – здесь потребуется вести бухгалтерский учет и опционально содержать бухгалтера. Либо нанимать бухгалтера (феврале/марте) для восстановления учета и сдачи годовой отчетности. Для микропредприятия (выручка 1-2 млн в месяц и до 5 сотрудников) вполне возможно восстановить годовой учет за неделю.

Плюс бухгалтер может потребоваться, чтобы проверить расчеты налоговой. Если у вас есть займы или доходы/расходы по банковской выписке не сходятся с доходами и расходами по данным налоговой.

Наш Telegram канал про бухгалтерию и налоги для предпринимателей на языке предпринимателей.

Надежная бухгалтерия на аутсорсе для ООО.

Методичка по уменьшению налогов и защите бизнеса от ФНС – собрали наши самые полезные статьи и дополнительные материалы в одном месте.

1919
26 комментариев

А для чего ввели этот вид налога?

Ответить

Облегчить уплату налогов для микрокомпаний и ИП. Вывести из тени серую зарплату. Тестировать систему автоматического расчета налогов на более сложных режимах.

Можете в этой статье почитать куда все идет
https://vc.ru/legal/211531-budushchee-nalogovoy-sistemy-edo-avtomaticheskiy-raschet-nalogov-fns-as-a-service-prozrachnaya-ekonomika-onlayn

3
Ответить

Патент в связке с налоговым вычетом по страховым взносам всё ещё кажется удобнее.

Ответить

Да, для ИП патент самый выгодный и простой вариант.

Ответить

И есть одна интересная особенность: в среднем АУСН выгоднее УСН на 10-20% — примерно такую комиссию платят предприниматели, чтобы получить нал для выплаты серой зарплаты.

Не совсем понял какие проблемы с налом для четырех сотрудников и зачем платить 10-20% если даже в банке со счета можно снять за 1-2% комиссии. Ну или вообще без комиссии, если голова на плечах есть

Ответить

УСН 6% = 6%+1% либо патент на ИП — этот случай редко встречается. В среднем с патентом итоговая комиссия выйдет порядка 1-5%.
Комиссия банка = 0-3%
Комиссия за вывод 1-10%

Если покупать нал на стороне, то сверху также закладывается комиссия оптимизатора ~5-10%

В среднем нал стоит 7%, если делать через дружественное ИП на УСН 6%.

Некоторым предпринимателям из МСП не захочется возиться с налом, ради выгоды в 10-20к рублей/месяц. Будет проще платить в белую и не париться. Плюс для HR политики будет бонус — сотрудники любят полностью белую зарплату.

Ответить

Почему вы вводите народ в заблуждение? Пишите, что "Если работаете с маркетплейсами (Озон, Вайлдберриз и т.п.), то не сможете применять АУСН." Очевидно, это основано на пункте 2.22 статьи 3 закона: "(Не вправе применять специальный налоговый режим:) организации и индивидуальные предприниматели, ведущие предпринимательскую деятельность на основе договоров поручения, договоров комиссии либо агентских договоров;" Но ведут предпринимательскую деятельность на основе агентских договоров и договоров комиссии маркетплейсы, т.е. они не могут применять АУСН, а поставщики на маркетплейсы применять АУСН могут - они не агенты и не комиссионеры.

Ответить