Юридическая модель маркетплейса

Рынок маркетплейсов растет. Для минимизации рисков следует продумать правовые особенности работы сайта.

Что такое маркетплейсы

С 1 января 2019 года вступит в силу закон, которым деятельность маркетплейсов в некоторой степени будет отрегулирована. На законодательном уровне такие сайты будут носить название «товарный агрегатор».

Товарным агрегатором признается сайт, который одновременно выполняет три функции:

– дает возможность ознакомиться с предложением продавца (исполнителя) о заключении договора купли-продажи товара (договора возмездного оказания услуг);

– заключить с продавцом (исполнителем) договор купли-продажи (договор возмездного оказания услуг);

– произвести предварительную оплату указанного товара (услуги) путем перевода денежных средств владельцу агрегатора в рамках применяемых форм безналичных расчетов.

Соответственно, достаточно убрать одну из функций – и закон на вас не распространяется.

Владельцем товарного агрегатора будет компания независимо от организационно- правовой формы либо индивидуальный предприниматель, которые являются владельцами программы для электронных вычислительных машин и (или) владельцами сайта и (или) страницы сайта в сети «Интернет».

Возможные юридические модели

На практике под маркетплейсом мы понимаем площадку, которая:

– Дает возможность продавцам реализовывать товар от своего имени. При этом расчеты могут проводиться как через площадку, так и минуя ее.

– Реализует товары различных продавцов самостоятельно. Расчеты проводятся через площадку. Более того, продавцом будет выступать сам маркетплейс и реальных продавцов покупатель может не знать. Такой вариант применяется в случае, когда агрегатор не хочет «светить» своих поставщиков, чтобы покупатели не ушли к ним, или поставщики не хотят брать на себя статус продавца (и разбираться с покупателями).

В зависимости от выбранной модели юристы подбирают правовую структуру, которая соответствует бизнес-процессам.

В любом случае при выборе юридической модели необходимо предусмотреть:

– какой договор будет с продавцом (поставщиком);

– какой договор будет с покупателем;

– если маркетплейс не продавец, то какие правила продажи товаров;

– как идут расчеты и на основании чего сайт принимает денежные средства от покупателей (если это необходимо).

Если маркетплейс не продавец, но участвует в расчетах

В таком случае, как правило, между маркетплейсом и продавцом заключается агентский договор. Это позволит принимать денежные средства от покупателей. С покупателями можно заключить лицензионный договор или договор оказания услуг (в зависимости от условий работы с ними).

Если маркетплейс не продавец, но не участвует в расчетах

Агентский договор с продавцом можно заменить на лицензионный или договор оказания услуг.

Если маркетплейс продавец

При такой схеме с покупателем заключается договор купли-продажи, а с поставщиком либо договор поставки, либо агентский договор (который по предмету будет отличаться от первого варианта).

Налогообложение

Выбирая схему работы и договор, нужно понимать, что:

– Для поставщика работа с маркетплейсом в раках агентского договора может нести дополнительные выплаты.

– Агентский договор для маркетплейса позволяет платить налоги только со своего вознаграждения и не включать сумму, которая пойдет продавцу «транзитом», в налогооблагаемую базу.

Если маркетплейс работает не с товарами, а с услугами, общая схема будет аналогичной – с той лишь разницей, что вместо договора купли-продажи будет договор оказания услуг.

Расчеты

При расчетах с покупателями есть несколько нюансов:

– При подключении к сайту платежных системы вы можете столкнуться с трудностями, так как платежные системы будут задавать вопросы относительно товаров, которые продаются на вашем сайте, и вашего контроля за их продажей (чтобы не допускать мошенничества).

– Крайне нежелательно, чтобы продавцами были физические лица. В таком случае массовое перечисление им денежных средств от вас может вызвать вопросы со стороны банка и повлечь принудительное закрытие расчетного счета. Проработайте со своей бухгалтерией вопрос первичных документов: кто какие документы выдает покупателю, какие документы вы предоставите поставщикам.

Отношения с потребителями

До января 2019 года все отношения с потребителями, если маркетплейс не реализует товары от своего имени, регулируются исключительно на уровне договора. Но уже с января начнут работать новые правила.

Маркетплейс будет отвечать за:

– недостоверную информацию о продавце

До сведения потребителей необходимо довести следующую информацию о продавце (исполнителе): фирменное наименование, место нахождения (адрес), режим работы, государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица, фамилию, имя, отчество (если имеется), государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя), а также об имеющихся изменениях в указанной информации. Можно разместить всю эту информацию на сайте агрегатора или дать ссылку на сайт продавца. При получении от продавца данных об изменении их необходимо обновить на сайте в течение одного (!) рабочего дня.

Если владелец агрегатора предоставил потребителю недостоверную или неполную информацию, он несет ответственность за убытки, причиненные потребителю вследствие предоставления ему такой информации. Но ответственность исключается, если владелец агрегатора не изменяет информацию о товаре (услуге), предоставленную продавцом (исполнителем) и содержащуюся в предложении о заключении договора купли-продажи (договора возмездного оказания услуг).

– нарушение условий о доставке товаров

Владелец агрегатора обязан вернуть покупателю всю сумму за товар в течение 10 дней с момента предъявления требования, если:

– оплата прошла через агрегатор;

– товар (услуга) не передан потребителю в срок (услуга не оказана в срок);

– потребитель направил продавцу (исполнителю) уведомление об отказе от исполнения договора купли-продажи (договора возмездного оказания услуг) в связи с нарушением продавцом (исполнителем) обязательства передать товар (оказать услугу) в установленный срок.

В таком требовании покупателю можно отказать, если продавец подтвердил агрегатору передачу товара документально.

Самое главное – не забывайте, что прежде чем выбрать юридическую модель марктеплейса, нужно тщательно прописать все бизнес-процессы, чтобы потом положить их в основу модели и договоров.

99
реклама
разместить
11 комментариев

1) ООО маркетплейс из РФ при выплатах продавцу-физлицу в РФ обязано ли удерживать НДФЛ (как налоговый агент) по агентскому договору? было письмо минфино что не нужно, тк источником дохода является не сам маркетплейс. Немало компаний через ИП/ООО подключают водителей такси к яндексу/уберу по тем же агентским договорам и не платят ндфл.
Как оно в судах на практике? На какие статьи законов ссылаться?.

2) Что если это физ лицо из другой страны? НДФЛ 30% или не удерживаем? Как доказываем налоговой что он из другой страны? скан паспорта?

3) ООО маркетплейс из РФ делает выплату по агентскому договору продавцу юр. лицу из другой страны, у которой нет с Россией соглашения об избежании двойного соглашения удерживаем 20% налог у истоничка или опять по агентскому договору не являемся источником? Как оно в судах на практике? На какие статьи законов ссылаться?. Как доказываем налоговой что юр лицо из какой-то конкретной страны?

2

Добрый день! Если речь идет о продавцах -физиках, то НДФЛ мы не удерживаем (это прямо разрешает НК и действительно было несколько писем на эту тему). Что касается третьего вопроса тут нужно очень внимательно смотреть предмет договора, в ряде случаев мы налоговым агентом не будем. Страна доказывается просто - документами о регистрации контрагента.

1

добрый день. в статье нет ни одной ссылки на законодательную базу, указывайте, что речь идет о N-250 ФЗ.

1

Добрый день. Пожалуйста, перенесите материал в раздел «Право»

Комментарий недоступен

магазин передал информацию маркетплейсу что товар в наличии, покупатель оформил заказа на сайте маркетплейса, а товара уже вдруг не оказалось или цена изменилась. Кто несет ответственность?

Комментарий недоступен