С «типовым» договором на пороховой бочке. Как написать надежный договор

Избавляемся от задолженностей, претензий контрагентов и хаоса в документообороте.

Общаясь с предпринимателями, я часто слышу о типовых договорах такое: «Я сам сделал договор, взял у подобной фирмы шаблон и три дня сидел пилил под свою. Вот по нему и работаем», – говорит основатель одной технологической компании.

Распространённая история, неправда ли. Но вот как её видит профессиональный юрист. Вы сидите на пороховой бочке. На вид она классная, пузатая, с винтажными надписями «порох» на боках. Добавляет колорита офису, да и в качестве барной стойки отличный вариант использования.

Все будет хорошо до той поры, пока не столкнетесь со спорной ситуацией с вашими контрагентами, и, что еще хуже, если дойдете до суда. Вот тут-то вы и поймете, что шаблон, допиленный вами, сослужил плохую службу.

Основной договор, по которому работает компания, – это ее дверь во внешний мир бизнеса. Надежность двери и качество замка определяет степень защищенности компании от претензий, штрафных санкций, возмещения убытков, неплатежей недобросовестных контрагентов.

Договор должен предусматривать защиту узких мест именно вашего бизнес-процесса, а не подобных компаний. «Все процессы похожи», – можете возразить вы. И я с этим тезисом соглашусь, но все дело в нюансах, а вот их великое множество, и добавьте еще их комбинации.

На примере одного нюанса из договора поставки попробую показать, как это работает

Типичная ситуация из практики. Один поставщик, другой покупатель. Поставщик производит и поставляет товар, а покупатель принимает товар и оплачивает его. Все просто, что тут сложного. Идем дальше…

В договоре указываем сроки поставки и сроки платежей. Удача, если в договоре определено и такое понятие как дата поставки. Например, срок поставки 01 число такого-то месяца, а дата поставки – дата подписания УПД.

Первого числа назначенного месяца поставщик доставляет товар к месту поставки, указанному покупателем (еще один нюанс в договоре, но сейчас не о нем) . Чей-то сотрудник ведет разгрузку и случайно роняет (задевает, повреждает и т. п.) единицу товара. Пять единиц товара разгружено на склад покупателя в целом виде, и одна единица повреждена. Что делать? Заглядываем в договор.

Предположим, что в договоре-шаблоне, который вы допилили, есть «дорожная карта» на такой случай. (А это далеко не в каждом договоре есть.) Но в какой роли был тот, у кого вы взяли типовой договор? Он поставщик или покупатель? И чью сторону защищает ваш договор? Ваши интересы совпадают?

Если такая единица стоит малых денег, то вопрос, как правило, быстро решается на месте, а если эта единица, предположим, трансформатор, который и сам стоит немало, да еще и доставлен из-за рубежа, происходит примерно следующее.

Вы находитесь в офисе, ваши сотрудники докладывают вам с места разгрузки о происшедшем, контрагент звонит и излагает свое видение ситуации, нервы натягиваются как струны, воздух искрит от напряженности. И тут у вас начинается мыслительный процесс.

Вечные русские вопросы встают во всей красе… Кто виноват? И что делать?

А если в договоре такая ситуация не прописана, заглянем в Гражданский кодекс.

Риск случайной гибели (случайного повреждения) товара переходит на покупателя в момент, когда поставщик исполнил обязанность по передаче товара (п. 1 ст. 459 ГК РФ).

Риск случайной гибели или случайного повреждения товара, проданного во время его нахождения в пути, переходит на покупателя с момента заключения договора купли-продажи (п. 2 ст. 459 ГК РФ).

При выборке товара эта обязанность поставщика согласно абз. 3 п. 1 ст. 458 ГК РФ считается исполненной еще до того, как товар фактически окажется у покупателя.

В нашем примере поставщик находится рядом с местом поставки. После прочтения статей кодекса вам стало понятней кто за это заплатит? Думаю, что нет.

На тему момента перехода риска случайной гибели написано несметное количество статей профессиональными юристами и специалистами от науки, можете их тоже почитать и попытаться разобраться. Мнений вагон и маленькая тележка. Единственно правильное это то, которое будет подходить именно вашему бизнес-процессу.

В примере с договором, который пилили три дня, за поврежденный трансформатор стоимостью более миллиона рублей заплатил покупатель. Но поскольку в договоре не были предусмотрены варианты решения таких проблем без суда, поставщику все равно пришлось нанять юриста, уже для написания претензии, судебного процесса в трех инстанциях, а потом еще и для взыскания денег с помощью судебных приставов.

Один «несчастный случай» нанес убыток в таком размере, который прибыль за поставку, и предприниматель в лучшем случае отработал в ноль.

Это только один момент из договора поставки, а таких нюансов большое количество в каждом договоре, даже в самом простом как договор на оказание услуг. Простыми выглядят договоры только тогда, когда вы не сталкивались с проблемами. Но есть ли бизнес без проблем? Кажется, это утопия, мечта, хотя и заманчивая. «Типовой» договор работает только до первой спички, а бочка уже готова.

Поделюсь своим правилом, выработанным за много лет юридического сопровождения деятельности компаний. Надо очень детально (пошагово) изучить свой бизнес-процесс, понять узкие места и создать такой шаблон-договора или несколько шаблонов-договоров, которые защитят именно вашу компанию в любых возможных негативных жизненных ситуациях. И если вы не практикующий юрист, не пытайтесь писать его сами, читая нормы закона или статьи в интернете. Вы все равно будете делать это наугад, юриспруденция — это так же сложно, как и высшая математика.

Я бы хотела дать вам простой чек-лист для написания договора, но правда в том, что это невозможно. И это главная мысль, которую я хотела донести. Типовых договоров, которые надежны в использовании в любой компании, не существует. Однако существуют шаблоны договоров, разработанные юристами для конкретной компании.

Основной вывод

Протестируйте свой бизнес на наличие: задолженностей по договорам, претензий от контрагентов, хаоса в документообороте отдела продаж. Наличие хотя бы одного из пунктов говорит о том, что пороховая бочка присутствует и может взорваться. Не полагайтесь на авось и уж тем более на «типовые» договоры. Наймите хорошего практикующего юриста и заплатите ему за разработку крепкого шаблона договора, защищающего именно вашу схему взаимодействия с контрагентами и именно ваши бизнес-процессы. Внедрите с помощью юристов эти документы в отдел продаж. Это будет выгодной инвестицией в будущее вашего бизнеса.

0
21 комментарий
Написать комментарий...
Ренат Ренатович
Наймите хорошего практикующего юриста

Большинство споткнется об этот пункт, так как рынок наводнен профанами с юридическим образованием. Часть из которых неплохо научились продавать свои услуги.

Ответить
Развернуть ветку
Lisa Franceva

Это да, сейчас тяжело найти хорошего юриста, который знает работу от и до.

Ответить
Развернуть ветку
Александр

Я обычно по подобным статьям выбираю, кто близок по духу

Ответить
Развернуть ветку
Ренат Ренатович
кто близок по духу

чей копирайтер попал в ЦА)

Ответить
Развернуть ветку
Александр

В статьях на профессиональные темы копирайтеры сбоят, как нейросетки))

Ответить
Развернуть ветку
Lisa Franceva

это верно, часто попадаю на подобные статьи

Ответить
Развернуть ветку
Любовь Калиновская
Автор

Поэтому пишу сама))) устала от копирайтеров. Сначала им надо донести тему, в которой они не смыслят, потом проверить и отредактировать.... короче, тратишь уйму времени. Решила, что самой быстрей и проще, и самое главное, без нервов)))

Ответить
Развернуть ветку
Любовь Калиновская
Автор

А Вы можете выбрать кто пишет без копирайтера))

Ответить
Развернуть ветку
Любовь Калиновская
Автор

Согласна с этим на 100%. 25 лет принимаю на работу юристов. Открывая вакансию собеседую сама. Это самый стрессовый период для меня. А человеку не юристу, разобраться в качестве юриста с одной встречи вообще сложно. Но самому писать юридически значимые документы - это все равно не выход.

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Новиков

Да, хороший договор написать, и предусмотреть всё на веки вечные, это целое искусство. Но, если писать много и сложно, то ни чего не продашь и ни чего не купишь.

Ответить
Развернуть ветку
Александр

Это пока бизнес в начальной стадии, а при любом расширении без нормальной документации все сыпаться начинает и ты как ошпаренный ищешь, кто напишет большой и сложный договор))

Ответить
Развернуть ветку
Любовь Калиновская
Автор

Видно уже знаете, о чем я тут написала)) Удачи! Берегите себя и свой бизнес)

Ответить
Развернуть ветку
Любовь Калиновская
Автор

Задача хорошего юриста написать не много (как раз для того чтобы не испугать контрагента тридцатью страницами мелкого текста), а качественно. Согласна с Вами в том, что все равно на веки не предусмотреть, но нужно в процессе пользования вносить коррективы по реальным ситуациям из жизни компании и изменениям законодательства.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Любовь Калиновская
Автор

Я тоже)

Ответить
Развернуть ветку
Alaev Dmitry

А потом как обычно.
Мы составили договор с ООО, зарегистрированным на алкоголика в Урюпинске, с уставным капиталом 10 тысяч рублей. 😁

Ответить
Развернуть ветку
Любовь Калиновская
Автор

Такая тема практически ушла в прошлое. Цифровизация, однако)

Ответить
Развернуть ветку
Илья

Соседу на его лэндровер упали строительные леса. Вроде сначала горе-подрядчик предлагал на месте ~100к, отказался. Пошел в суд, в суде предложили ~300к отказался. Сейчас сидит с испол листом на 700к, а у этого подрядчика простыня из испол производств, поэтому взять вряд ли что получится, вставайте в очередь. Вот так

Ответить
Развернуть ветку
john Smith

Страховки на ведровер, разумеется, не было?

Ответить
Развернуть ветку
Илья

Был застрахован подрядчик на всё, кроме ветра.

Ответить
Развернуть ветку
Любовь Калиновская
Автор

Согласна с этим на 100%. 25 лет принимаю на работу юристов. Открывая вакансию собеседую сама. Это самый стрессовый период для меня. А человеку не юристу, разобраться в качестве юриста с одной встречи вообще сложно. Но самому писать юридически значимые документы - это все равно не выход.

Ответить
Развернуть ветку
18 комментариев
Раскрывать всегда