{"id":14279,"url":"\/distributions\/14279\/click?bit=1&hash=4408d97a995353c62a7353088166cda4ded361bf29df096e086ea0bbb9c1b2fc","title":"\u0427\u0442\u043e \u0432\u044b\u0431\u0435\u0440\u0435\u0442\u0435: \u0432\u044b\u0435\u0445\u0430\u0442\u044c \u043f\u043e\u0437\u0436\u0435 \u0438\u043b\u0438 \u0437\u0430\u0435\u0445\u0430\u0442\u044c \u0440\u0430\u043d\u044c\u0448\u0435?","buttonText":"","imageUuid":""}

Новые правила и заживем по-новому?

Сегодня поговорим о последних изменениях (ФЗ от 01.05.2022 № 135-ФЗ), внесенных в Закон о защите прав потребителей (далее — ЗозПП) и вступивших в законную силу с 1 сентября текущего года. Изменилась только 16 статья ЗозПП, но эти изменения значительны для потребителей и вызваны многочисленными фактами злоупотреблений со стороны продавцов.

Для начала небольшой факт: статья 16 ЗозПП, к сожалению, не претерпевала изменений с 2013 года, судебная практика по рассматриваемому вопросу давно требовала изменений настоящей статьи, ее адаптации под реальные взаимоотношения сторон.

Почему это важно и актуально?
Внесенные изменения в той или иной степени коснутся каждого из нас, а поскольку предприниматель чаще рассчитывает на то, что мы не знаем законов и своих прав, то лучше сейчас уделить этому частичку своего времени. Тогда мы во всеоружии встретим недобросовестного продавца и сможем противостоять ему.

Что поменялось?

Первым делом закрепили понятие недопустимых условий договора — это условия, которые нарушают установленные правила и нормы в области защиты прав потребителей. Такие условия ничтожны.

Затем включили перечень условий договора, которые являются ничтожным. Сам перечень условий является условно открытым: он включает в себя 14 конкретных недопустимых условий, а также иные условия. Как мы с вами понимаем, в последующем понятие “иных условий” будет расширяться за счет правоприменительной и судебной практики.

Важным является то, что данные изменения распространяются и на отношения, которые возникли из ранее заключенных договоров, т. е. предусмотрена обратная сила закона.

Далее стоит обратить внимание на перечисленную иерархию нормативно-правовых актов, поименованных в новой статье: сначала международные договоры Российской Федерации, а потом уже отечественные акты. При этом, в старой редакции упоминаний норм с международных характером не имелось.

Какие сейчас условия являются ничтожными?

Расскажу на пальцах про то, какие условия теперь нельзя использовать в договорах:

  1. Запрет “односторонки”: продавцы не могут теперь включать в договор условие о своем праве на односторонний отказ от своих обязательств или одностороннее изменение условий обязательства (предмета, цены, срока и иных согласованных с потребителем условий);
  2. Никаких “наших” судов для продавцов: ничтожны условия, ограничивающие право потребителя на свободный выбор территориальной подсудности споров;
  3. Нельзя устанавливать для потребителя штрафы и/или неустойки за отказ от исполнения договора;
  4. Теперь продавец не может снимать с себя ответственность за неисполнение обязательств — такие условия договора будут считаться ничтожными;
  5. Прописали запрет на условия, обуславливающие приобретение одних товаров обязательным приобретением иных товаров, в том числе заключение иных договоров;
  6. Ничтожны условия, предусматривающие выполнение дополнительных работ или услуг за плату без согласия потребителя;
  7. “Извините, мы принимаем только наличку”. Нет, теперь этот хитрый ход не работает, ничтожны условия, ограничивающие право потребителя на выбор способа и формы оплаты товара;
  8. “Продавец ≠ закон”: ничтожны условия, содержащие основания досрочного расторжения договора по требованию продавца, противоречащие закону;
  9. Ничтожны условия, уменьшающие размер законной неустойки;
  10. “Ничего не знаю, могу только дать вам вот этот товар взамен, но деньги не верну”: ничтожны условия, ограничивающие право выбора требований, предусмотренных п. 1 ст. 18 ЗозПП и п. 1 ст. 29 ЗозПП;
  11. “Сначала напишите претензию, мы через год ее рассмотрим и там решим, что с вами делать”: теперь условия, устанавливающие обязательный досудебный порядок, в случаях когда он не предусмотрен законом, ничтожны;
  12. “А вы докажите!” , а вот и нет, ведь теперь условия, устанавливающие для потребителя обязанность по доказыванию определенных обстоятельств, бремя доказывания которых законом на него не возложено, ничтожны;
  13. “Жаловаться нельзя помиловать”: законодатель установил, что условия, ограничивающие потребителя в средствах и способах защиты нарушенных прав, ничтожны;
  14. “Вы сначала у нас диагностику закажите, а потом починим”: условия, которые ставят удовлетворение требований потребителей в отношении товаров с недостатками в зависимость от условий, не связанных с недостатками товаров, ничтожны.

Для простого обывателя включение данных условий в число недопустимых — хорошая динамика в защите прав потребителей. Юристам же известно, что правоприменительная и судебная практика давно определяла данные условия в качестве нарушающих права и законные интересы покупателей.

Разберем эти условия на примерах.

В частности, кредитные, страховые организации, операторы сотовой связи часто предусматривали возможность одностороннего изменения договора или отдельных его положений. По действующему праву такое запрещено.

Многие маркетплейсы и прочие интернет-сервисы тоже оставляют за собой право изменить условия договора. Сейчас они все будут ничтожны.

Так, недопустимо теперь требовать заключить договор страхования жизни при оформлении кредита. При отмене бронирования с вас нельзя взыскивать штрафы за отказ от договора, за исключением фактически подтвержденных расходов. В договоре недопустимо определять территориальную подсудность будущего спора, поэтому смело можно исключать данный пункт.

Да и отказать теперь в приобретении товара или услуги только потому, что “терминал не работает, принимаем только наличные” нельзя.

Новое требование и новые сроки

В целях воздействия на продавца законодатель предусмотрел для покупателя возможность направления недобросовестному предпринимателю требования о возмещении убытков, которое подлежит удовлетворению в течение 10 дней со дня его предъявление.

В прежней редакции такое требование и сроки его удовлетворения не упоминались. Предполагается, что данное нововведение призвано стимулировать продавцов на добросовестное поведение, но несколько лет судебной практики их не исправили, так что норма и закона, на мой взгляд, не принесет должного эффекта.

Кроме того, в законе прописано требование предоставить информацию о конкретных причинах и правовых основаниях, по которым потребителю отказа в заключении договора. Такое требование рассматривается в течение семи дней со дня предъявления.

Форма этого требования любая, допускается и устная. Если потребитель попросил устно ему сообщить о причинах, то такая информация должна быть предоставлена незамедлительно.

Наличие таких требований безусловно хорошая гарантия прав и законных интересов потребителей, но реальное применение вызывает определенные сомнения.

Нужно больше запретов

Помимо недопустимых условий, в законе приведены ситуации, при которых продавцу запрещено совершать определенные действия, а именно:

  1. Отказывать в заключении договора по причине отказа в приобретении иных товаров (услуг);
  2. Отказывать в удовлетворении требований потребителей в отношении товаров с недостатками в зависимости от условиями, не связанных с недостатками товаров;
  3. Отказывать в заключении договора, в случае правомерного указания потребителем на недопустимые условия договора;
  4. Выполнять платные дополнительные работы без согласия потребителя. Такое согласие должно быть письменным, если иное не предусмотрено законом.
  5. Отказывать в заключении договора из-за отказа в предоставлении потребителем своих персональных данных, за исключением случаев, если такие данные должны быть представлены по закону.

Как видно, запреты направлены на то, чтобы продавцы не заключали договоры с недопустимыми условиями. Такие запреты, на мой взгляд, вторичны к уже перечисленным нововведениям и являются их следствием.

А изменилось ли что-то?

Как мне кажется, нет. Но и выводы сейчас делать рано, необходимо время для того, чтобы определить влияние принятого акта на реальные и правовые отношения.

Приведенные изменения уже существовали в правоприменительной практике и данные нормы права только подтвердили их, закрепили на новом уровне. Реальные же взаимоотношения на сегодняшний день не претерпели существенных перемен. Это можно подтвердить сходив в любой не продуктовый магазин и постараться получить потребительский кредит, при оформлении которого в очередной раз скажут, что нужно заключить договор страхования жизни и подписать прочие навязанные документы. Ведь иначе “система не пропустит” и кредит будет гораздо выше.

Хотелось бы верить, что данные изменения окажут влияние на недобросовестных предпринимателей, но верится с трудом.

Повлияют ли изменения на предпринимателей?
Да
Нет
Показать результаты
Переголосовать
Проголосовать
0
18 комментариев
Написать комментарий...
Sunlighthell

По моему опыту если подать свои (законные) требования письменно, то далее клоунада со стороны продавца заканчивается. Но такой клоунадой страдают все компании в той или иной степени. В т.ч. на сайтах онлайнтрейд и днс, которые недавно допустили утечки персональных данных, а первые еще и хранили пароли без соли ранее присутствовали различные положения противоречащие зозпп (например, что покупатель обязан самостоятельно тащить в магазин товар весом более 5 кг), уверен, что подобное от туда никто не убирал. Так же такие магазиных очень любят вводить покупателя в заблуждение (обманывать в корыстных целях) относительно технически сложных товаров (спойлер, согласно законодательству рф макбук - технически сложный товар, а оперативная память, процессор, материнская плата, видеокарта - нет). Так что момент описанный в статье несомненно положительный для потребителя. Для предпринимателя, который дорожит репутацией ничего страшного нет, другое дело, что институт репутации в РФ практически не существует. (Я именно про случаи когда тот или иной косяк продавца-консультанта в отношении вас продиктован гнилой политикой компании, например всем известные ягодки, а не когда вы просто встретили идиота на месте сотрудника, в этом случае все обычно решается, если начальник идиота не идиот)

Ответить
Развернуть ветку
Boris Feldman
Автор

Соглашусь с вами, что как только дело доходит до письменной жалобы, то позиция недобросовестного продавца существенно меняется. Надеюсь, что внесенные изменения положительно скажутся на взаимоотношениях между потребителями и продавцами.

Ответить
Развернуть ветку
honey hunter

Касаются ли эти нововведения сферы ЖКХ? Ведь если взглянуть на типовой договор ресурсоснабжающей организации, то волосы дыбом поднимаются! Там почти все эти пункты есть, начиная с требования персональных данных оканчивая, адскими штрафами за любую мелочь.

Ответить
Развернуть ветку
Boris Feldman
Автор

Внесенные изменения касаются всех отношений, которые регулируются законом о защите прав потребителей. Как правило, сфера ЖКХ относится к данным отношениям.

Ответить
Развернуть ветку
А Г

И тут я посмеялся)))))

Ответить
Развернуть ветку
Александр Герасимов

"Запрет “односторонки”: продавцы не могут теперь включать в договор условие о своем праве на односторонний отказ от своих обязательств или одностороннее изменение условий обязательства (предмета, цены, срока и иных согласованных с потребителем условий);"

Животрепещущий вопрос касается ли это услуг операторов связи?

Ответить
Развернуть ветку
Boris Feldman
Автор

Поскольку отношения между операторами связи и абонентами регулируются Законом о защите прав потребителей, то они должны учитывать в своей работе вышеуказанные изменения.

Ответить
Развернуть ветку
Игорь
Поскольку отношения между операторами связи и абонентами регулируются Законом о защите прав потребителей, то они должны учитывать в своей работе вышеуказанные изменения.

Только нюанс - если в законе о связи есть такое право (честно давно не заглядывал не помню есть ли), то будет применяться специальная норма закона о связи в таком случае, также как например право банка при наличии 2 и более решений о приостановке операций в течение года по которым не представлено происхождения средств даёт право разорвать договор с клиентом в одностороннем порядке по ст. 7 115 ФЗ и ЗоЗПП не будет применим здесь в этой части. Это договором не может быть предусмотрено, а законом может и считаю это важным нюансом.

Ответить
Развернуть ветку
Razor

Многие пользуются такой штукой как публикация новых условий на сайте, который юзер якобы обязан мониторить, от этой хуйни избавятся?

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Razor

нотариально заверить

Ответить
Развернуть ветку
ilia.v Titov

"Извините, мы принимаем только наличку”. Не сработает. Я, как продавец, отключу, скажу не работает. Я не ограничиваю Вас в выборе способа оплаты. Стойте и ждите когда он "заработает"

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Вадим Юхтин

Как как, за безнал - 1 000 000, за наличку скидка 30000 = 970 000

Ответить
Развернуть ветку
Игорь
"Извините, мы принимаем только наличку”. Не сработает. Я, как продавец, отключу, скажу не работает. Я не ограничиваю Вас в выборе способа оплаты. Стойте и ждите когда он "заработает"

Так обязанность принимать карты есть только если выручка 20 миллионов за предыдущий год, а торговые точки могут не принимать если менее 5, в чём проблема просто не принимать ?)) Если у вас конечно не крупная организация.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Макурин

С таким "умным подходом" через ещё пару лет с учётом роста потребительского экстремизма вместо нормальных магазинов все брать будете в озоне, где ваше "законное" требование нах.й никому не упало и, возможно, будет рассмотрено после пары месяцев обращений в ТП, статьи на ВС и заявления в суд.

Ответить
Развернуть ветку
15 комментариев
Раскрывать всегда