Суд с турфирмой: возврат денег за несостоявшийся тур

Снова с вами, DestraLegal.ru - сервис, который решает ваши юридические проблемы. В последнее время мы чаще сталкиваемся с вопросами защиты прав при отмене авиарейсов, проживания либо туров по независящим от клиента причинам. О последнем сегодня и расскажем вам.

Суд с турфирмой: возврат денег за несостоявшийся тур

Как все произошло

Эту историю нам рассказала Вероника (имя изменено), которая была вынуждена обратиться к нам на сервис за правовой помощью. Все началось еще до февральских событий и их развитие не повлияло на саму ситуацию, но спор затянулся на несколько месяцев.

8 января 2022 года Вероника обратилась в туристическую компанию (далее для удобства - Турагент) для покупки тура на Карибские острова и обратно. Выбрала подходящие даты на конец января - начало февраля, согласовали гостиницу и иные условия. Составили договор, подписали его, а затем произвели расчет. Стоимость тура составила 124 886 рублей.

По условиям договора ответственным за бронирование и оплату туристского продукта назначена компания-посредник (далее - Туроператор). Оставалось только дождаться своего путешествия, но оно, к сожалению, так и не состоялось.

28 января Вероника, собравшая чемоданы и настроенная на путешествие, узнала о том, что Туроператор не смог произвести бронирование, поэтому отменил тур. По неизвестным причинам информацию об этом скрывали до самого отлета, что совсем не красит ни Туроператора, ни Турагента.

Расстроенная таким неожиданным поворотом событий Вероника самостоятельно подготовила и отправила Турагенту заявление о возврате денежных средств.

14 февраля она получила ответ с приложением платежного поручения, в котором указывалось, что деньги возвращены в полном объеме. Хотя по факту на счет ничего не поступало и смска с заветной суммой не приходила несколько дней. Как выяснилось позже, Турагент связался с банком и отозвал свое платежное поручение ибо передумал.

Ситуация выглядит весьма странно. Есть очевидные упущения со стороны Турагента и Туроператора, в результате которых клиенту не оказана оплаченная в полном объеме услуга, но деньги не возвращают. Время идет, а каких-либо вразумительных предложений по урегулирования спора не поступает.

Поэтому она и обратилась к нам, выбрала нужный тариф на сайте, оплатила работу юристов. Клиент хотел в судебном порядке довести ситуацию до логического конца, так что юристы приступили к работе.

Закон и правда на нашей стороне

Первым делом пишем претензию. Как показывает именно наша практика (последняя статья об этом тут) часть споров можно решить досудебно, если убедительно прописать ваши доводы и последствия. В тексте расписываем фактические обстоятельства по делу и ссылки на нормы права.

Снова в деле Закон о защите прав потребителей - без него никуда потребителю. Берем право на отказ от договора (ст. 29, ст. 32 Закона) и право на компенсацию (50% штраф от присужденной суммы) в случае неудовлетворения претензии в досудебном порядке (ст. 13 Закона). Последнее самое любимое для потребителей и крайне ненавистное для предпринимателей. Но таков закон и соблюдать его обязан каждый.

Поскольку в настоящем споре рассматривается сфера деятельности в области туризма, то к возникшим правоотношениям между Вероникой и туристическими компаниями применяются положения Закона об основах туристской деятельности в Российской Федерации.

Здесь имеет первостепенное значение ст. 10 Закона, предусматривающая право на изменение (расторжение) договора в связи с существенным изменением обстоятельств, из которых исходили стороны при заключении договора. К числу таких обстоятельств закон относит невозможность совершения туристом поездки по не зависящим от него обстоятельствам.

По итогу, в претензии попросили расторгнуть договор и вернуть всю уплаченную сумму. Упаковали в красивые конверты и разослали по всем известным адресам. К сожалению, ответа так и не последовало, в связи с чем мы были вынуждены инициировать судебную процедуру взыскания долга.

Легкий процесс

Юристы подготовили исковое заявление к двум ответчикам - Турагент и Туроператор, в котором просили взыскать с них:

  • Сумму, уплаченную по договору, в размере 124 886 рублей;
  • Компенсацию морального вреда в размере 10 000 рублей;
  • Судебные расходы по оплате юридических услуг 3 816 рублей.

Дополнительно просили взыскать расходы на представителя и штраф в размере 50% от присужденной суммы.

Дело рассмотрели в течение 4 месяцев и к участию в процессе в качестве третьего лица привлекли Роспотребнадзор по городу Москве, который доводы искового заявления поддержал и полагал необходимым удовлетворить заявленные требования.

Турагент свое право на предоставление отзыва не реализовал, в то время как Туроператор сообщил, что деньги ему от первой компании не поступали, в связи с чем бронирование осуществить не мог.

Суд выслушал нашего представителя, изучил материалы дела и пришел к выводу об удовлетворении требований истца, а именно: взыскать с Турагента в пользу истца основной долг - 124 886 рублей, компенсацию за моральный вред - 10 000 рублей, штраф в размере 50% от этих сумм (124 886 + 10 000= 134 886) - 67 443 рубля, судебные расходы по оплате юридических услуг - 3 816 рублей и расходы на представителя - 30 000 рублей. Итого в пользу Истца присуждено 236 145 рублей, почти в два раза больше изначального долга Турагента.

Поскольку в действиях Туроператора отсутствовали какие-либо признаки нарушения прав Истца, денежные средства для бронирования от Турагента не поступали, суд посчитал снять ответственность с данного лица. Мы не возражали.

Суд с турфирмой: возврат денег за несостоявшийся тур

С решением суда можно ознакомиться перейдя по ссылке. Оно вступило в законную силу и дело передано в канцелярию суда.

В результате мы добились не только возврата изначальной суммы долга, но и положенных по закону компенсаций. Клиент остался доволен, хотя, признаться, дело было несложным, но все равно заняло немало времени в суде. Даже такая борьба за свои права все равно отнимает силы у клиента. Можете писать нам и мы займемся вашими проблемами. И помните: отстаивать свои права с DestraLegal.ru - это просто!

9292
26 комментариев

Спор простой. Но хотелось бы логического конца, т.к. решение - только часть пути.
Ответчик процесс игнорировал, потому что, скорее всего, набрал денежек и отчалил восвояси.
В январе 2022 оплачены денежки.
В середине февраля стало понятно, что денег нет, но вы держитесь.
Только в конце мая 2022 зарегистрировано исковое.
19 сентября вынесено решение. Месяц на вступление - 19 октября.
Заказчик, кроме бумаги а4 с текстом, денежные знаки получил какие?
Продолжайте писать, кэп. В суды то многие по простым спорам могут ходить, а вот судьба клиента интереснее. РВтур в итоге живой? Или должок безнадежный?

11
Ответить

Верно рассуждаете.
К сожалению, выиграть спор – полдела.
Если компанию бросают, взыскивать деньги становится сложнее и дороже. Я как юрист, конечно, предлагаю Клиентам и банкротство для Должника, и субсидиарку для его руководства. Однако это имеет смысл, когда задолженность внушительная.

1
Ответить

Итого в пользу Истца присуждено 236 145 рублей, почти в два раза больше изначального долга Турагента.

Теперь дело за малым. Выловить этого турагента живьём и попробовать вернуть с него хоть что-то.
Вообще, за такие вещи 159 УК часть 4 норм подтягивается.

9
Ответить

За гаражами вылавливать надо?

1
Ответить

Если он ещё ведёт деятельность, то вероятно принимает деньги на счёт в банке. Надо просто отнести постановление в банк и получить деньги.

Но да, то, что из материалов суда следует, что туроператор денег не видел, это прямая заявка на 159.

Ответить

У нас так ковид отдых обломал. Крайне неприятная ситуация, особенно когда за все уже оплачено. Очень долго добивались возврата средств, в итоге вернули, правда отпуск был зимой, а деньги вернули осенью...

3
Ответить

Интересно, смогла ли Вероника куда-то слетать в итоге или удовлетворилась отдыхом в Сочи и чебуреком

3
Ответить