Как избежать репутационных потерь на рекламе

Мы в команде Rusprofile начали собирать лучшие истории о том, как сервис проверки контрагентов помог в решении проблем: от бизнес-задач до бытовых вопросов. Это первый кейс юриста Ивана Васюкова — он рассказывает, какие репутационные риски были у одного из его клиентов, небольшого СМИ, и как получилось их нивелировать.

Ко мне за юридической помощью обратилось одно петербургское издание — у них появилось неоднозначное предложение по рекламе. СМИ небольшое, поэтому рекламные деньги оказались бы совсем не лишними, но изданию нужно было проверить надежность этого рекламодателя, чтобы избежать репутационных потерь.

Проблема

Медиа пишет о недвижимости, а клиент — застройщик, который хочет продвинуть свой новый объект. У издания выстроенный за годы работы авторитет на рынке, поэтому репутация в этом случае дороже денег — дашь рекламу объекта, который превратится в долгострой, и доверие читателей упадет до нуля. У них был и, надеюсь, все еще есть штатный юрист, но он никогда не проверял контрагентов и не знал, как это происходит. Единственный документ, который он нашел — разрешение на строительство объекта, рекламу которого и хотел разместить застройщик. Этот скромный багаж передали мне, и я пошел проверять компанию.

Что я выяснил во время проверки

Из данных у меня — ИНН застройщика и разрешение на строительство. Вот что получилось найти по этим вводным в сервисе:

  • Первое, на что я обратил внимание — разрешение на строительство несколько раз продлевалось, то есть первоначально обещанный срок строительства нарушался. Такая ситуация повторялась трижды, значит с объектом были существенные проблемы. Одновременно с этим выскочили судебные споры с земельным комитетом, выдавшим это разрешение. Земля не находится в собственности застройщика, он ее арендует у города — за пользование он, соответственно, должен платить. Застройщик этого не делал, город обращался в суд с исками о взыскании задолженности по аренде, и только после этого оплачивались долги.

Это говорит о том, что каждый раз деньги еле собирались, и застройщик просто не мог оплатить аренду вовремя. С точки зрения надежности это близко к красному флагу — если застройщик не платит за аренду земли, на которой строит дом, у него могут отозвать разрешение на строительство или не продлить его.

Также могут расторгнуть договор аренды, то есть дольщики не получат свои квартиры в этом доме. Так, я обнаружил, что у застройщика был постоянный хвост из долгов. И не просто перед стандартными кредиторами — обычно это поставщики/подрядчики, но и перед главным контрагентом — арендодателем земли под строительство.

  • Застройщик также участвовал в судебных спорах с дольщиками. Они заключили договор на приобретение квартир в объекте, дом не сдали в срок, соответственно, все иски — о взыскании неустойки и штрафа за просрочку сдачи объекта. То есть у потенциальных покупателей квартир в доме, который застройщик хотел прорекламировать, было уже несколько рисков. Первый — не получить квартиру, если застройщик перестанет платить за землю, на которой строит дом. Второй, более благоприятный — получить свою квартиру, но позже обещанного срока.
  • Последнее, но чуть ли не самое важное из того, что я увидел при проверке — «нулевая» бухотчетность. Это значит, что компания год из года выходит «в ноль», то есть у нее отсутствует какой-либо доход. Для застройщиков многоквартирных домов это абсолютно нетипичная ситуация, потому что на балансе они всегда имеют активы — например, строительное оборудование или запасы материалов.

Такую бухотчетность еще можно представить если это небольшой застройщик, но если компания строит коттеджный поселок или многоквартирный жилой дом, ситуация когда у нее 10 тысяч в уставном капитале — ненормально.

Всегда в активах таких компаний есть что-то, что исчисляется сотнями миллионов, иногда даже миллиардами рублей. А если мы видим «ноль» в бухотчетности и отсутствие движения денег по счету, создается ощущение, что под этот проект просто создали новую чистую компанию. Она ничем не может гарантировать исполнение своих обязательств.

Что в итоге

Собрав всю информацию, я передал ее редакции, которая, естественно, приняла решение не давать рекламу такому объекту. По всем данным ясно, что старые долги застройщик закрывает деньгами полученными от новых клиентов, он не может гарантировать дольщикам сдачу квартиры в обозначенные сроки.

Рекламировать подобное — удар по репутации, который мог бы ощутимо повлиять на лояльность читателей издания.

Конечно, проверять застройщика нужно не только в случае репутационных вопросов, но и при более типичных обстоятельствах — во время принятия решения о покупке жилья. Особенно это актуально для нынешней кризисной ситуации.

По данным Dataflat.ru, в январе-ноябре в новостройках Москвы и Подмосковья продано 5,8 млн кв. квартир и апартаментов, что на 24% меньше, чем в 2021 году. Из-за сниженного спроса на покупку квартир может возникать все больше ненадежных компаний, которые будут создаваться специально под проект.

Поэтому особенное внимание проверке нужно уделять, если вы берете квартиру на начальных этапах строительства или у застройщика, который не успел зарекомендовать себя как надежного. Наименее рискованно покупать квартиры у крупных застройщиков, которые давно на рынке и прошли уже не один кризис. Еще один надежный вариант — застройщики, которые самостоятельно производят стройматериалы — они меньше подвержены западным санкциям, соответственно, более устойчивы финансово.

19
5 комментариев

На самом деле купить квартиру у застройщика это как участвовать в лотерее. Все обещают многое, а по факту неизвестно к кому попадешь

3
Ответить

Видади, согласна 💯.Поэтому до подписания любых бумаг и тем более перечисления денег лучше не слушать слова, а все проверять и задавать вопросы. В век технологий все более менее прозрачно стало в части долгов и финансов у компаний.

1
Ответить

Не плохо было бы такую практику по проверке застройщика перенять риэлторским агентствам, чтобы покупатель имел полную информацию о всех рисках и право выбора.

2
Ответить

Спасибо за кейс👍Покупка квартиры это целое событие для многих. Поэтому покупатель должен не ориентироваться на рекламу, но и проверять с кем заключает договор. Медиа поступило порядочно к своим клиентам, но так не всегда бывает.

1
Ответить

Подход СМИ вызывает уважение, молодцы! Каждому, кто покупает квартиры по ДДУ, хорошо бы таким образом знакомиться с застройщиком. Причем до перечисления своих или кредитных миллионов. Когда за фасадом красивой рекламы и убедительными обещаниями менеджеров — суды и нулевой баланс, это очень отрезвляет.

1
Ответить