Как налоговая автоматизирует нашу жизнь: от онлайн-касс до налогового мониторинга

Налоговое администрирование касается и бизнеса, и почти каждого человека в отдельности. Государство со своей стороны стремится автоматизировать как можно больше процессов, связанных с контролем за налогоплательщиками. Какие основные инструменты автоматизации существуют или скоро появятся, что из себя представляют и в чем их ценность для бизнеса, разбирает Светлана Огневская, эксперт Контура по документообороту с ФНС и налоговому мониторингу.

Светлана Огневская, эксперт Контура по документообороту с ФНС и налоговому мониторингу
Светлана Огневская, эксперт Контура по документообороту с ФНС и налоговому мониторингу

Переход на онлайн-кассы

Один из самых значимых процессов автоматизации последних лет — переход на онлайн-кассы. На конец 2022 года зарегистрировано более 3,5 млн онлайн-касс, что в разы превышает количество касс до реформы работы с контрольно-кассовой техникой (ККТ).

На старте новость о смене касс вызвала волну негатива: предпринимателям пришлось тратить время и деньги на обновление техники. Но со временем, когда процессы были отлажены, плюсы оценили все стороны. Государству удалось повысить легальность оборота наличных средств и усилить контроль над подакцизной продукцией. Обычный покупатель больше не рискует потерять подтверждение факта оплаты товара или услуги. А предприниматели и организации избавились от части кассовых отчетных документов, а также налоговых проверок по ККТ. Упростилась регистрация касс: раньше на нее уходило 5 дней, теперь — 5 минут.

В любом обязательном нововведении есть плюсы и минусы. Но с точки зрения охвата организаций и предпринимателей реформа решила важную задачу: технологию внедрили и масштабировали по всей стране.

А главный бонус онлайн-касс в том, что появилась возможность автоматизировать расчет налогов и ввести режим АУСН.

АвтоУСН для малого бизнеса

Автоматизированная упрощенная система налогообложения (АУСН) действует с июля 2022 года в Москве, Московской и Калужской областях и в Татарстане. Статус режима экспериментальный — пока он зафиксирован только в отдельных нормативных документах и не занесен в Налоговый кодекс. Появится АУСН в Кодексе или нет (после 2027 года), будет зависеть от результатов эксперимента.

Суть АУСН в том, что сведения о доходах и расходах поступают в налоговую от онлайн-касс и банка. Если у налогоплательщика были дополнительные доходы, нужно сообщить о них через Личный кабинет на сайте ФНС. По этим данным инспекция самостоятельно рассчитывает налог, который нужно уплатить.

Главные преимущества режима — не нужно платить часть налогов и страховые взносы, а еще сдавать отчетность и проходить выездные проверки. Пока АУСН подходит только малому бизнесу. Но налоговая собирается использовать этот опыт и в других направлениях.

Shutterstock
Shutterstock

ЕНП: автоматизация налоговых платежей

С января 2023 года начал действовать единый налоговый платеж (ЕНП). Суть нововведения: все средства в счет уплаты налогов, страховых взносов, сборов, штрафов, пеней теперь нужно перечислять на единый налоговый счет (ЕНС). После этого ФНС самостоятельно спишет с единого счета требуемые суммы.

ЕНП поможет снизить количество просрочек по уплате налогов, а также число ошибок в реквизитах платежных поручений. Это главные задачи, которые должен решить новый инструмент.

Деньги на единый счет отправляют одним платежом с универсальными реквизитами.

Задумка вполне разумная, но на деле не всё так просто. Авансовые платежи списать в автоматическом режиме не получится, пока налогоплательщик не сообщит ФНС о суммах к уплате. В итоге отдельные платежки сменились на уведомления. Разница лишь в том, что заполнить уведомление можно одно на все налоги, оно немного проще в реквизитной части.

Вместе с ЕНП также появится сервис для сверки платежей. Его можно будет интегрировать с учетными системами или системами сдачи отчетности и отслеживать данные по остаткам.

Налоговый мониторинг для крупного бизнеса

Самые большие объемы документов проходят через крупные компании. В ответ на требование инспекции организации собирают и представляют тысячи экземпляров первичных документов. Работать с таким количеством данных сложно и компаниям, и налоговым инспекторам.

Опираясь на международный опыт, в российское налоговое законодательство ввели новый вид контроля — налоговый мониторинг.

Главным инструментом для обмена данными в налоговом мониторинге стал онлайн-доступ инспектора к информационной системе налогоплательщика. Это удобно, любой документ и операцию инспектор может найти, не направляя требования. Но доступ не решает задачу загрузки документов в базу инспекции. Поэтому с 2024 года в налоговом мониторинге появится интеграционный сервис. Он позволит обмениваться электронными документами между информационными системами налогоплательщика и налоговой. Инспектору не придется искать каждый документ и загружать его, достаточно направить запрос с необходимыми параметрами, и документы из системы налогоплательщика попадут в АИС Налог-3 автоматически.

Но работать такой порядок будет только в том случае, если компания перейдет на электронный документооборот (ЭДО). В целом перед организациями будет стоять нетривиальная задача — постоянно поддерживать актуальность электронного хранилища данных. Справляться с этим будет намного проще, если на ЭДО также перейдут и контрагенты.

Когда процессы переводят в цифровой формат, всегда появляются сервисы, которые помогают работать по новым правилам. Продукты Контура позволяют бизнесу встраивать нововведения налогового контроля, максимально упрощая все шероховатости. Это решения для налогового мониторинга, ЭДО, интернет-отчетности, работы с онлайн-кассами и многие другие.

Кабинет налогоплательщика для физлиц

Личный кабинет на сайте ФНС информирует о сумме налогов к уплате не только компании и предпринимателей, но и каждого из нас. Через сервис можно отправить в налоговую запрос, уведомление или заявление — например, о предоставлении льготы по налогу на имущество, транспортному и земельному налогам. Можно сформировать платежку, задекларировать доход, в том числе на получение вычета, зарегистрироваться в качестве ИП и так далее.

Сервис регулярно обновляется и расширяет свои возможности. Среди последних новинок отметим авансовый кошелек, который позволяет платить налоги до получения уведомления — деньги просто спишутся со счета для уплаты налога. Недавно появился раздел, где можно хранить электронные чеки, чтобы в дальнейшем использовать их при оформлении налоговых вычетов.

Что дальше

В ближайших планах ФНС — максимально расширить перечень ввозимых товаров для прослеживаемости. Это позволит снизить ввоз контрафактной продукции и повысит конкурентоспособность отечественных товаров. Первые шаги в этом направлении уже сделаны в 2021 году.

Еще одно направление — расширение обязательного ЭДО для компаний, что позволит еще больше автоматизировать расчет налогов и упростит контроль со стороны налоговой. Например, обязательное применение электронных счетов-фактур приведет к тому, что инспекции смогут самостоятельно рассчитывать НДС, и бизнесу не потребуется подавать декларации. Кроме того, обязательный ЭДО поможет снизить процент встречных проверок, так как значительная часть информации будет поступать в базу инспекции от операторов.

Информационную систему ФНС планируют подключать к новым внешним источникам информации — различным регистрирующим органам. За счет этого ведомства смогут обмениваться данными, а налогоплательщики — представлять меньше документов для подтверждения льгот или изменений.

11
4 комментария

Роман, добрый день. Действительно, действие 336 ПП РФ продлено до конца 2023 год и внеплановые проверки ККТ можно проводить только по согласованию с прокуратурой:
• либо по поручению руководителя ФНС или его заместителя,
• либо, если налоговая выявит нарушение индикатора риска. В сфере ККТ такой индикатор установлен Приказом Минфина РФ N 27н от 01.03.22, и именно: ККТ, стоящая на учете в налоговой, 60 дней не передает данные в ФНС.
Но есть в 336 ПП пункт 10, на который мало кто обращает внимание. Согласно ему, во время моратория допускается:
• проведение профилактических мероприятий – это как раз объявление предостережения, консультирование, профилактический визит
• проведение контрольных (надзорных) мероприятий без взаимодействия. Такие мероприятия не требуют согласования с органами прокуратуры. К ним относятся наблюдение за соблюдением обязательных требований, выездное обследование.
Если на выездном обследовании инспектор заметит нарушение, он может сразу же провести контрольную закупку. По ее результатам составляется акт. После чего ФНС имеет право возбудить дело об административном нарушении, несмотря на действие моратория. Дело в том, что привлечение к административной ответственности не допускается при проведении контрольных мероприятий без взаимодействия с продавцом, а контрольная закупка к таковым не относится, так как она является контрольным мероприятием со взаимодействием. (Письмо ФНС России от 19.04.2022 N АБ-4-20/4732@ "Об организации и проведении контрольных мероприятий за соблюдением законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники)

Поэтому, не следует смотреть на мораторий, как на полное отсутствие контроля со стороны налоговиков. Это все-таки больше не приостановка контроля, а его ограничение. На малозначительные нарушения, действительно, будут смотреть сквозь пальцы, а за серьезными будут следить. Неприменение ККТ, а те более систематическое - это серьезное нарушение.

1
Ответить

Спасибо за столь подробный ответ, он действительно был очень полезен. Но смотрите, что отвечает УФНС России по Московской области по поводу систематических нарушений 54-ФЗ ООО "XXX", вкратце "введены ограничения на проведение государственного контроля по вопросу за соблюдением законодательства РФ о применении контрольно-кассовой техники и полнотой учета выручки" :

"Согласно информационному ресурсу налоговых органов ООО "XXX"
ИНН 7721XXXXXX имеет зарегистрированную в налоговом органе контрольно-кассовую технику. Налоговыми органами по результатам проведённой оценки достоверности сведений (доводов), указанных Вами в обращении, подтверждена информация о неприменении контрольно-кассовой техники ООО "XXX" по расчету, произведенному 17.01.2023 на сумму XXXX рубля 00 копеек. В рамках мер по повышению устойчивости экономики в условиях санкций Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.03.2022 № 336 «Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля» в 2022-2023 годах введены ограничения на проведение государственного контроля по вопросу за соблюдением законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники и полнотой учета выручки. Согласно положениям статьи 8 Федерального закона № 248-ФЗ при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля проведение профилактических мероприятий, направленных на снижение риска причинения вреда (ущерба), является приоритетным по отношению к проведению контрольных (надзорных) мероприятий. Государственный контроль (надзор), муниципальный контроль должны обеспечивать стимулы к добросовестному соблюдению обязательных требований и
минимизацию потенциальной выгоды от нарушений обязательных требований.
На основании вышеизложенного, ООО "XXX" объявлено предостережение о недопустимости нарушений обязательных требований законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники.

Благодарим Вас за предоставленную информацию.

Заместитель руководителя,
советник государственной гражданской
службы Российской Федерации 1 класса А.А. Савченко

Ответить

Добрый день! подскажите пожалуйста, предполагает ли режим налогового мониторинга какие то послабления в плане контроля работы с ККТ, онлайн кассы и пр. Поясню -недавно выяснил, что например wildberries не пробивает чеки при приеме с карт, как такое возможно? Если к ним обратиться в техподдержку - выбьют электронный чек, но дата будет текущая, через пять дней после продажи. Чек -электронный. Налоговая говорит, да, «айяй-яй» и выносит им предостережение .И все так же чеки не выбиваются, те выбиваются по обращению. Может я чего не понимаю?

Ответить

Спасибо за содержательный ответ. А теперь по поводу вашей статьи:
по факту теперь можно не пробивать чеки. Никакие. Вообще. Никто вам ничего не сделает. Межрайонная ИФНС №5 сослалась на Постановление Правительства Российской Федерации от 29.12.2022 № 2516 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 10 марта 2022 г. № 336", по которому продлены сроки моратория на проверки - т.е. по факту №54-ФЗ от 22.05.2003 "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации" приостановлен. Сказали всё что они могут - выносить предостережения, до посинения,и больше НИ-ЧЕ-ГО. Инициировать проверку может только зам. руководителя ФНС или сам руководитель.

Ответить