Как засудить Wildberries: часть 1

В комментариях под новостями о судебных процессах против больших компаний я часто встречаю мнение о том, что выиграть спор против них невозможно. Якобы у них "все схвачено", судьи куплены, их юристы работают исключительно в Tier 1 фирмах, а договоры с ними составлены самим Сатаной.

На самом деле это не так – суды часто встают на сторону небольших компаний в спорах с гигантами, а рынок юридических услуг устроен так, что нанимать топовые юридические фирмы для спора с вами просто невыгодно: в среднем стоимость услуг в таких фирмах начинается от миллиона рублей за инстанцию, и нет никакого смысла нанимать юристов, если WB потерял вашу поставку на 200 000 рублей.

Тем не менее, чтобы выиграть в суде, нужно судиться грамотно, и ниже я расскажу вам, как это делать.

Пишите обращения на портале WB

Если вы понимаете, что WB нарушил ваши права (потерял поставку, начислил необоснованные штрафы и т.п.), пишите обращения в поддержку.

Зачем это делать, если вы все равно собираетесь судиться? Нужно понимать, что в поддержке WB вам не отвечают юристы, они там просто не сидят (иначе WB пришлось бы держать армию юристов и платить каждому из них больше, чем работнику колл-центра).

Из-за этого поддержка может ошибаться: признавать ваши требования, неправильно их понимать, не отвечать на сообщения (это тоже ошибка, ведь отсутствие возражений косвенно говорит о том, что ваши требования обоснованны).

Обращения в поддержку создают основу для вашей правовой позиции!

Составляйте досудебную претензию

Арбитражный процессуальный кодекс (АПК) предусматривает, что по спорам о взыскании денежных средств перед подачей иска нужно направить оппоненту досудебную претензию. Если ее не направить – ваш иск оставят без движения, а затем вернут (придется заново подавать иск, и время будет упущено).

Идеальная досудебная претензия должна быть направлена по почте заказным письмом с описью вложения и уведомлением о доставке, советую поступить именно так. Оферта с WB не позволяет направить претензию по электронной почте или через личный кабинет.

Впрочем, иногда суды признают, что досудебный порядок соблюден, если вы обращались в поддержку WB, и там вам не ответили или написали, что они не согласны с вашей претензией.

В таких случаях суд может указать, что хотя досудебная претензия направлена не была, но из переписки в личном кабинете было очевидно, что спор не будет разрешен мирным путем, а значит направлять досудебную претензию смысла не было. Но помните, что здесь все равно есть риск оставления иска без движения, и тогда вам придется отписывать документ, где вы будете ссылаться на эту правовую позицию. Не факт, что в конкретном случае суд с вами согласится.

Внимательно читайте оферту

WB часто придумывает новые штрафы (за габариты товаров, недоставку товара вовремя, ошибки в оформлении поставок). Кажется, что WB может бесконечно наживаться на вас – штрафы часто необоснованны, и WB по жалобам продавцов иногда их даже отменяет.

На самом деле если WB выписал вам штраф, вы можете защищаться как минимум тремя способами:

1) Если WB ввел новый штраф, он должен быть внесен в оферту, и вы должны согласиться с ее новой редакцией. То есть если вы не успели принять новую редакцию оферты, то штраф вам назначить не могут – вы на такие условия не соглашались.

2) Если WB ввел новый штраф и назначил его за товар, который был поставлен раньше (например, если штраф за габариты был введен 01.01.2023, а товар был поставлен 01.01.2022), то за эту поставку штраф назначить нельзя, ведь на дату поставки штраф не был предусмотрен офертой.

3) По своей правовой природе штраф является неустойкой, а неустойку можно снизить, если она явно несоразмерна допущенному нарушению. Если вам назначили штраф в несколько сотен тысяч, то можно требовать его снизить. Суды часто удовлетворяют такое требование.

Если вам будет интересно, у меня есть еще как минимум шесть рекомендаций о том, как достигнуть успеха в споре с WB, и я обязательно ими поделюсь. Они будут касаться расчета убытков (если WB потерял ваш товар, можете считать, что он его купил по рыночной цене), взыскания с WB расходов на юриста (WB оплатит ваши счета) и других вопросов.

С уважением,

Никита

1616
17 комментариев
Комментарий удалён модератором

Мурад, спасибо за комментарий, рад, что он нашел поддержку других пользователей. Отвечу по существу:

1) Непринятие обновленной оферты действительно работает только в тех случаях, когда ВБ наложил на вас какой-нибудь большой новый штраф, и вы решили больше с ними не сотрудничать (и не приняли новую редакцию оферты). Второй вариант работает для всех случаев – новые правила нельзя распространять на отношения, возникшие до их введения.

2) Как правило, я занимаюсь значительно более сложными спорами, но моя квалификация вне всяких сомнений достаточна для того, чтобы выиграть спор с WB.

В любом случае материал для этой статьи взят не из воздуха – я проанализировал почти всю судебную практику по спорам с ВБ и пишу статью, опираясь исключительно на выводы судов по этим делам.

Чтобы не казаться пустомелей, по ссылке на гугл-диске вы можете ознакомиться с моим опытом в CV и посмотреть все судебные акты по спорам с ВБ, в некоторых из которых я выделил важные фрагменты.

https://drive.google.com/drive/folders/1wH-St16DgcHG3laoG7TND3JCuIOSuTR2?usp=sharing

3) Про расходы и стоимость юридических услуг:

Один из моих советов будет касаться экономической стороны вопросы, поэтому прошу дождаться следующих постов.

2
Ответить

Это же бы потребительский спор. досудебная претензия вроде бы не требуется ?

1
Ответить

Андрей, нет, в статье описаны споры между поставщиками и ВБ, это экономические споры из предпринимательской деятельности, они рассматриваются арбитражными судами. Споры с покупателями на ВБ – потребительские, они разрешаются судами общей юрисдикции, там потребители надежно защищаются судами.

Ответить

Ок, подал в суд из за штрафа 200 000 и они прекращают работу с мной?
Не хочется рисковать когда оборот 5 млн

1
Ответить

Что значит прекращают работать со мной?

1
Ответить

Я понимаю ваши опасения, но тут есть две группы случаев: 1) вам ВБ действительно осточертело, и тогда вы выходите из договора и идете в суд; 2) вы все равно хотите продолжать сотрудничество, но надеетесь защитить свои права. В первом случае все понятно, тут не нужно сохранять отношения, и можно судиться "на всю котлету", во втором чуть сложнее, здесь я бы советовал подождать и накопить требования (в рамках трехгодичного срока исковой давности), и если в какой-то момент будет принято решение закончить отношения с ВБ, сразу весь объем требований в них и запустить. Но это на тот случай, если ВБ в связи с обращением в суд решит расторгнуть договор.

В целом мне кажется, что возможность ВБ расторгать договор с поставщиков в одностороннем порядке должна быть ограничена – ВБ занимает доминирующее положение на рынке, и безосновательный отказ от договора (а он является таковым, если контрагент идет в суд, потому что не согласен с неустойкой) является злоупотреблением доминирующим положением. Но это надо проверять на практике – если у кого-то есть такой кейс, с удовольствием помогу за небольшой прайс из любви к искусству.

Ответить